Консолидированный бюджет субъектов федерации:сущность,функции и структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:47, реферат

Описание работы

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.
Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами.

Содержание работы

Введение
1. Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России
1.1 Основы бюджетного устройства Российской Федерации
1.2 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации
2. Консолидированный бюджет субъекта федерации и бюджетный федерализм. Налоги в системе источников формирования доходов консолидированного бюджета региона
2.1 Особенности консолидированного бюджета субъекта федерации в системе бюджетного федерализма России
2.2 Доходы консолидированного бюджета субъекта федерации как объект планирования и управления
3.Примеры по Тюменской области.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 41.05 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО Государственный аграрный университет Северного Зауралья

                               Институт экономики и финансов

                       Кафедра социально-экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

                    Реферат:Консолидированный бюджет  субъектов федерации:сущность,функции  и структуры(на примере Тюменской  области)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Выполнила: Шорохова А.И.

                                                                                     Проверила: Гофман Л.А

 

                                                  Тюмень 2014

Содержание:

Введение

1. Консолидированный бюджет субъекта  федерации в структуре бюджетной  системы России

1.1 Основы бюджетного устройства  Российской Федерации

1.2 Сущность, структура и функции  консолидированного бюджета субъекта  федерации

2. Консолидированный бюджет субъекта  федерации и бюджетный федерализм. Налоги в системе источников  формирования доходов консолидированного  бюджета региона

2.1 Особенности консолидированного  бюджета субъекта федерации в  системе бюджетного федерализма  России

2.2 Доходы консолидированного бюджета  субъекта федерации как объект  планирования и управления

3.Примеры  по Тюменской области.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы субъектов Российской Федерации представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических задач субъектов Федерации.

Эти отношения складываются между органами государственной власти субъектов Федерации и населением, живущим на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами.

В широком смысле финансы субъекта Российской Федерации включают также консолидированный бюджет данного субъекта Федерации.

Данная тема особо актуальна потому, что современная мировая финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее время мировые лидеры ведут речь о серьёзной перестройке финансовой системы мира, об изменениях в её архитектуре, а значит, в скором времени мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства. Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.

Объектом исследования работы является бюджетно-финансовая система России на современном этапе её развития.

Предмет исследования - консолидированный бюджет субъекта федерации.

Цель работы: исследование сущности и особенностей консолидированного бюджета субъекта федерации.

Структура и объем работы обусловлены предметом исследования, целевой установкой и логикой исследования.

 

 

 

 

 

 

1. Консолидированный бюджет субъекта федерации в структуре бюджетной системы России

1.1 Основы бюджетного устройства  Российской Федерации

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов четырех уровней:

* федеральный бюджет и бюджеты  федеральных государственных внебюджетных  фондов,

* бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов,

* местные бюджеты,

* бюджеты муниципальных образований  поселенческого типа.

Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти -- Федеральным Собранием Российской Федерации. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории Российской Федерации по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны.

Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы Российской федерации. Они принимаются в форме законов субъектов Российской Федерации и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.

Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Бюджеты муниципальных образований поселенческого типа введены Федеральным законом № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г., вступившим в силу 1 января 2006 г.

Бюджетное устройство -- это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов:

* принципы построения бюджетной  системы,

* принципы и методы разграничения  бюджетных полномочий,

* правила формирования и исполнения  бюджетов,

* принципы организации межбюджетных  отношений,

* система ответственности за нарушение  бюджетного и налогового законодательства.

Организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих механизмов:

* бюджетное законодательство (Бюджетный  кодекс Российской Федерации);

* налоговое законодательство (Налоговый  кодекс Российской Федерации);

* бюджетное регулирование;

* государственный финансовый контроль;

* муниципальный финансовый контроль.

В настоящее время, хотя Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет порядок формирования федерального бюджета по принципу «снизу вверх» (т. е. от местных бюджетов к региональным, от региональных к федеральному), на практике и федеральный, и региональные бюджеты практически полностью формируются в Министерстве финансов Российской Федерации. В результате основная часть налоговых поступлений и других доходов стекается в федеральный бюджет, который в результате играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации.

Еще более серьезной проблемой является в настоящее время определение роли, места и функций местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу, под местными бюджетами понимаются бюджеты сел, сельсоветов, поселков, городов и районов. Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входит в систему государственных органов власти. Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются негосударственными организациями. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в российской Федерации.

Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (рис. 1).

Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. Бюджет субъекта федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта федерации Литовченко В.П., Соловьёв В.И. Финансы и кредит. Часть 1. Государственные финансы. Рабочая тетрадь студента / Под редакцией В.П. Литовченко. - М.: Национальный институт "Высшая школа управления", 2006. - с. 55..

Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.

Рис 1. Консолидированный бюджет Российской Федерации

В составе бюджета образуются целевые бюджетные фонды -- централизованные фонды денежных средств, создаваемые за счет доходов, используемых по целевому назначению, или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или других поступлений и используемые по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению этого фонда.

Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную систему Российской Федерации входят государственные внебюджетные фонды -- централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды организуются на двух уровнях -- федеральном и региональном, их бюджеты утверждаются в форме федеральных законов (для государственных внебюджетных фондов на федеральном уровне) и в форме законов субъектов Российской Федерации (для государственных внебюджетных фондов на региональном уровне).

Необходимо также отметить, что в бюджетной системе России взаимодействуют самые различные субъекты межбюджетных отношений. И специфический характер этих межбюджетных связей выражается понятием бюджетного федерализма.

1.2 Сущность, структура и функции консолидированного бюджета субъекта федерации

Прежде чем вести речь о сущности консолидированного бюджета субъекта федерации, необходимо разобраться с тем, что из себя представляет «консолидированный бюджет» вообще, как понятие. Так, статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет данное понятие следующим образом: «консолидированный бюджет - свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами» Бюджетный кодекс Российской Федерации: Новая редакция (вступает в силу с 1 января 2008 года). Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 годы. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - с. 30.. Данное понятие выделяет два существенных признака: во-первых, консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, то есть бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования; во-вторых, свод бюджетов определенной территории используется как финансовый инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности, то есть не является самостоятельной категорией экономической науки.

В Российской Федерации можно выделить консолидированный бюджет всего государства, образуемый федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ; консолидированные бюджеты субъектов РФ, складывающиеся из государственного бюджета республики, края, области, автономной области, автономного края или города федерального значения и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированные бюджеты муниципальных образований, состоящие из местных бюджетов территорий, образующих какое-либо муниципальное образование.

Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее к частному, а не наоборот.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации - это бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учёта межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)» Бюджетный кодекс Российской Федерации: Новая редакция (вступает в силу с 1 января 2008 года). Особенности применения при формировании бюджетов на 2006-2008 годы. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. - с. 43-44..

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

1. Показатели консолидированных бюджетов  используются в бюджетном планировании. В частности, при определении  величины нормативов отчислений  от регулирующих налогов в  бюджеты субъектов Российской  Федерации и размеров дотаций  в расчет принимаются объемы  консолидированных бюджетов административно-территориальных  образований.

2. Важна роль показателей консолидированных  бюджетов и при анализе формирования  и использования централизованного  финансового фонда страны, т. е. суммы  всех финансовых ресурсов, поступающих  в бюджетную систему. Так, используя  показатель консолидированного  бюджета Российской Федерации, определяют  степень централизации финансовых  ресурсов, создаваемых в стране  и отражаемых в сводном финансовом  балансе государства.

3. Без расчета показателей консолидированных  бюджетов невозможно сводное  финансовое планирование, так как  многие показатели сводного финансового  баланса государства и территориальных  сводных финансовых балансов  берутся из консолидированных  бюджетов. В доходной части баланса  используются следующие бюджетные  данные: налог на добавленную  стоимость и акцизы, подоходный  налог с физических лиц, налог  на имущество, налоги на внешнюю  торговлю, внешнеэкономические операции  и доходы от внешнеэкономической  деятельности, средства бюджетных  целевых фондов, отчисления на  воспроизводство минерально-сырьевой  базы, доходы от государственной  собственности или деятельности, включая доходы от продажи  имущества. Расходная часть сводного  финансового баланса включает  следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные  мероприятия, финансируемые за счет  бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой  базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на  содержание органов государственной  власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по  внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов  и др.

Информация о работе Консолидированный бюджет субъектов федерации:сущность,функции и структуры