Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

Содержание работы

Введение 2
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации
п1. Определение расходов бюджета. 4
п2. Принципы осуществления расходов бюджета 9
п3. Функциональные направления расходов бюджета. 13
Заключение 17
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Бюджет.теория.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение            2

Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

п1. Определение расходов бюджета.        4

п2. Принципы осуществления расходов бюджета     9

п3. Функциональные направления расходов бюджета.           13

Заключение                  17

Список литературы                 19

 

 

 

Введение

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

 Правительство ведет  интенсивную работу по реализации  концепции совершенствования системы  управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

 ·сформировать четкие  правила разработки и исполнения  бюджета с максимально возможной  детализацией структуры бюджетных  затрат и внедрением элементов  казначейского метода исполнения бюджета;

 ·определить наиболее  приемлемые для национальных  и региональных условий формы  привлечения нетрадиционных финансовых  источников в оборот;

 ·создать полноценный  информационно- аналитический комплекс  в бюджетно-финансовой системе,  чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

 Первая группа задач  реализуется уже сейчас. Одним  из важнейших и сложнейших  направлений совершенствования  управления бюджетными ресурсами  является внедрение элементов  казначейского метода исполнения  бюджета. Основу задач формируемых  по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

 Следует отметить, что в соответствии с действующим  законодательством, экономическую  основу регионов составляет их  собственность например, экономическую  базу местного самоуправления составляют её природные ресурсы: земля, недра и т.д.

 Сложившаяся в нашей  стране экономическая, в том  числе и финансовая, ситуация  не позволяет местным органам  власти и управления при бюджетном  дефиците всерьез рассчитывать  на пополнение доходной части  бюджетов территорий путем введения дополнительных местных налогов и сборов.

 Следует помнить,  что расходы любого бюджета  осуществляются за счет средств  налогоплательщиков и, следовательно,  государство взяло на себя  ответственность перед ними за  выполнение определенных функциональных обязательств. 
Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации

п1. Определение расходов бюджета.

Расходы бюджета  субъекта Российской Федерации –  это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации,

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методических основах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг.

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на:

1) текущие расходы

2) капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной  власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

Капитальные расходы  бюджетов – часть бюджетов, которая  направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).

Как текущие, так и  капитальные расходы определяются в бюджете органами власти субъектов  Российской Федерации исходя из задач, стоящих перед ними.

Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое  и социальное развитие подведомственных им территорий. На решение этой задачи нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономных образований

Главное направление  использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:

·   содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;

·   обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

·   проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;

·   реализацию региональных целевых программ;

·   формирование государственной собственности субъектов Федерации;

·   осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

·   содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

·   обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

·   оказание финансовой помощи местным бюджетам;

·   прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

В расходной части  бюджетов может быть предусмотрено  создание резервных фондов органов  исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации при утверждении бюджетов субъектов федерации на очередной финансовый год.

В бюджетах регионов занимают значительную долю расходов ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство транспорт). В сельскохозяйственных областях правомерно должен быть отдан приоритет ассигнованиям на развитие сельского хозяйства.

В расходной части  бюджетов регионов может быть предусмотрено  создание резервных фондов органов  исполнительной власти. Размер резервных  фондов в бюджетах субъектов Федерации  устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов  Федераций при утверждении бюджетов субъектов Федерации на очередной финансовый год.

Средства резервных  фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе  на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.

Бюджет субъектов Российской Федерации обсуждается и утверждается представительным (законодательным) органом  субъекта РФ в форме закона, после  чего исполнительные органы субъектов РФ получают право на использование бюджетных средств,

Специфика расходов бюджета  государства и входящих в его  состав общественно-территориальных  образований заключается в том, что на них возлагается первоочередная нагрузка по финансированию задач и функций государства, мероприятий, отражающих его политику в различных сферах общественной жизнедеятельности. Поэтому расходы бюджета есть денежные средства, идущие на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. По экономическому содержанию расходы бюджета представляют собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическим лицами, между органами государственной власти и местного самоуправления в связи с распределением и использованием бюджетных фондов различных уровней. Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы расходов бюджета увеличиваются темпами, превышающими темпы роста ВНП. Расходная часть охватывает всю экономику в связи с тем, что государство должно учитывать экономические интересы общества. Ежегодно структура бюджетных расходов устанавливается в бюджетном плане и определяется экономической ситуацией в стране и общественными приоритетами. Расходы бюджета связаны с функциями государства по управлению общественным развитием, через них оказывается воздействие на экономическое и социальное состояние общества. Поэтому структура расходов, особенно консолидированного и федерального бюджетов, отражает структуру государственного управления. На величину, а такжеструктуру расходов бюджета влияют множество факторов таких, как внешняя и внутренняя политика государства, государственное устройство, благосостояние населения, общий уровень развития экономики, доля государственного сектора в экономике и т.д. Их сочетание определяет систему бюджетных расходов государства на определенном этапе социально-экономического развития. 

Бюджетные расходы идут на такие  основные статьи, как национальная оборона и содержание государственного аппарата; финансирование хозяйства; финансовое обеспечение социальной инфраструктуры (здравоохранение, социальное обеспечение, просвещение, наука и т.д.); выплата процентов по государственному долгу. 

Также через бюджет осуществляется процесс перераспределения денежных средств по уровням бюджетной  системы посредством субвенций, субсидий, дотаций и бюджетных ссуд. Расходы бюджета носят безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Нельзя не отметить, что расходы бюджета любого уровня осуществляются за счет средств, уплачиваемых налогоплательщиками и, следовательно, государство несет перед ними ответственность за выполнение определенных функциональных обязательств. Расходы находятся в органической взаимосвязи с доходами бюджетной системы.  
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетные ассигнования могут предоставляться на: 

• оказание государственных (муниципальных) услуг; 

• социальное обеспечение населения; 

• предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями; 

• предоставление субсидий юридическим  лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг; 

• предоставление межбюджетных трансфертов; 

• предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права; 

• обслуживание государственного (муниципального) долга; 

• исполнение судебных актов. 

Государственный контракт – договор, заключенный органом государственной  власти, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации с юридическими и физическими лицами в целях обеспечения государственных нужд, которые предусмотрены в рамках бюджета. Государственные контракты размещаются на конкурсной основе.  
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые юридическим и физическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов в рамках бюджетной системы. 

На основе долгосрочных целевых программ и соответствующих нормативных актов из бюджета осуществляются ассигнования в форме бюджетных инвестиций, направляемые на создание или увеличение за счет бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Они могут направляться не только государственным предприятиям, но и другим юридическим лицам на определенных условиях. Бюджетный кредит предоставляется на договорной основе юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями или бюджетными учреждениями, при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита. Способами обеспечения обязательств по возврату бюджетного кредита служат: поручительства; банковские гарантии; залог имущества; залог акций, ценных бумаг и т. д. Обязательными условиями предоставления банковского кредита являются проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом; 100% оплата гарантий, поручительства или залогового фонда; проверка целевого использования кредита. Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Платежи за счет средств бюджетного кредита осуществляются заемщиком самостоятельно. В соответствии с целями его получения с подтверждением соответствующих документов.  

 

п2. Принципы осуществления расходов бюджета 

Принципы осуществления  расходов бюджета можно разграничить на две группы: экономические и  правовые. Выделение первой группы связано с тем, что расходы  бюджета представляют собой распределяющиеся в централизованном порядке денежные средства, в определенной степени служащие выражением экономической роли государства. Финансово-правовые принципы осуществления расходов бюджета - это «те требования, которым должно соответствовать выделение средств из бюджета государства (муниципальных образований) в режиме расходования, включающие как нормативно закрепленные положения относительно бюджетного процесса и функционирования бюджетной системы в целом, так и экономические характеристики затрат, которые в идеале должны получить отражение в правовых нормах ». 

Среди принципов, подчиняющих расходование средств бюджета государства и муниципальных образований, можно выделить следующие группы:  
а) принципы осуществления бюджетных расходов, соответствующие принципам бюджетной системы в целом: 

• разграничение расходов между уровнями бюджетной системы; 

• адресный и целевой  характер бюджетных средств; 

• эффективность и  экономность использования бюджетных  средств; 

• общее (совокупное) покрытие расходов; 

• сбалансированность бюджета; 

• полнота отражения  расходов бюджетов; 

• достоверность бюджета; 

• гласность и др. (ст. 28 Бюджетного кодекса РФ); 

б) принципы осуществления  бюджетных расходов, вытекающие из правовых норм, прямо или косвенно связанных с нормативным воздействием на сферу бюджетных отношений: 

• принцип «дополнительности»;

• результативность расходов бюджетов; 

• своевременность финансирования расходов бюджетов;  
в) принципы осуществления бюджетных расходов, следующие из сущности затрат государства, но непосредственно в праве не закрепленные:  
• законность; 

• публичность; 

• обязательность; 

• рациональность. 

Принципы осуществления расходов бюджета государства (муниципальных образований). Прежде следует уделить внимание тем принципам расходов бюджета, которые производны от принципов бюджетной системы государства. 

1. Осуществление расходов  обуславливается их разграничением между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации - федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами (ст. 30 Бюджетного кодекса РФ), т.е. закрепления на долговременной основе расходов (в соответствии с возложенными на органы власти и управления полномочиями) за органами государственной власти федерации, субъектов федерации, органами местного самоуправления. В качестве критерия разграничения расходов можно привести принцип «дополнительности» - возложение на органы власти каждого уровня такого объема расходных полномочий, который они в состоянии выполнить.  

Информация о работе Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации