Сущность и структура и функции этикета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

В книге «Светский человек изучивший свод законов общественных и светских приличий», выпущенной в 1880 г. Отмечается: «Нынче им, к горю нашему, видим между молодыми людьми таких, манеры которых до того грубы что производят отвращение, а телодвижения неблагопристойны до возмутительности, говор нахален и тривиален до такой степени, что даже простонародье, одаренное присущим ему как бы инстинктом верным и чутким, с омерзением относится к этим субъектам мужского и женского, в особенности женского пола потому что эти госпожи поистине отвратительны со своими угловатыми ухватками, со своим напускным буршеством и со своими омерзительными привычками в мужских измятых шлёпанках, в грязных и истрепанных пледах…

Файлы: 1 файл

Сущность и структура и функции этикета..docx

— 24.92 Кб (Скачать файл)

I. Сущность и структура и функции этикета.

В книге «Светский человек  изучивший свод законов общественных и светских приличий», выпущенной в 1880 г. Отмечается: «Нынче им, к горю нашему, видим между молодыми людьми таких, манеры которых до того грубы что производят отвращение, а телодвижения неблагопристойны до возмутительности, говор нахален и тривиален до такой степени, что даже простонародье, одаренное присущим ему как бы инстинктом верным и чутким, с омерзением относится к этим субъектам мужского и женского, в особенности женского пола потому что эти госпожи поистине отвратительны со своими угловатыми ухватками, со своим напускным буршеством и со своими омерзительными привычками в мужских измятых шлёпанках, в грязных и истрепанных пледах…

Можем уверить их, что  этикет не только не стесняет свободу  человека, но внушенный ему с малых  лет матерью, а потом воспитателями, впитывается так сильно в кровь  и мозг ребенка, что делается для  него потребностью на всю жизнь, облегчая сношения с людьми, сглаживая все могущие встретиться неприятные столкновения и давал душе какое – то радостное спокойствие, так как истинная благовоспитанность неразрывно связана с любовью к ближнему и полным отсутствием эгоизма».

Один из наиболее остроумных французских писателей Л.К.Вовенарг в своей книге «Размышления и максимы» так объясняет происхождение светского этикета или проще сказать глубокое знание светских приличий и законов вежливости: «Истинная вежливость проистекает из сердца. Быть вежливым не значит ли желание сделаться приятным своему ближнему нередко вопреки собственным вкусам и привычкам? Поступая, таким образом, не доказываем ли мы ему ясно, что его спокойствие и удовольствие дороже нам нашего собственного? Не обнаруживаем ли мы тем самым христианское чувство смирения и милосердия?»

Каковы мы эти добродетели (по Апостолу Петру): терпеливость; кротость; не раздражаться ничем; не осуждать никого, не обижаться словом ближнего; гордость, презрение, не думать об удовлетворении собственных желаний и постоянно заботиться об угождении ближнему. И в этом – то и заключается вся эссенция светскости и знания хорошего тона.

Этикет есть просто знание приличий, умение держаться  в обществе так, чтобы заслужить  всеобщее одобрение и никаким  из своих действий не оскорбить людской  слабости.

Приведем некоторые определения  из « Словаря современного русского литературного языка» и этимологического словаря русского языка», раскрывающие сущностные аспекты этикетных норм приличия».

Вежливость – учтивость, любезность.

Вежливый – учтивый, соблюдающий приличия в словах и поступках, проявляющий воспитанность.

Веж (др.-русск) – знающий, сведущий.

Учтивый – почтительно – вежливый, любезный в общении обхождении.

Обходительный – вежливый, приветливый в обхождении с людьми.

Предупредительный – предупреждающий желания, намерения, любезный, услужливый.

Любезный – предупредительный по отношению к другим, приветливый, учтивый.

Галантный – изысканно  – вежливый, любезный.

Манера – образ действия, способ, прием.

Манеры – способ держать  себя в обществе, внешние формы  поведения.

Этикет – установленный  порядок поведения, формы обхождения в каком – либо обществе.

Начав освобождаться от рабства, мы стали агрессивными, нетерпимы, разучились вести себя. Хамство продолжает главенствовать как основная форма общения, считается, что нашему времени не соответствуют главные манеры. А ведь в любые времена при любых обстоятельствах можно и должно оставаться человеком. Вежливость не зависит от времени и обстоятельств. Вести себя с академиком и вахтером надлежит одинаково вежливо. Именно это – главнейший признак человека, имеющего собственное достоинства.

Б. Шоу говорил: « Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой  как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле  как люди».

Сложившиеся нормы приличия, нравственности являются результатом  длительного по времени процесса становления отношений между  людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости  и вежливости, принятые в обществе.

Этикет (фр. –ярлык, этикетка) – свод правил вежливости поведения, регулирующих человеческие отношения.

Этикет сотрудника органов  внутренних дел – составная часть  их нравственно – эстетической культуры, включающий регламентированные формы  поведения и общения с гражданами.

Этикет регулирует манеры. Манеры – это способность держать  себя, внешняя форма поведения. К  манерам относятся некоторые  особенности речи (тон, интонация, жесты, мимика, походка и др.)

Английский писатель и  государственный деятель 18 в. Лорд Честерфилд писал в составленном им своде правил поведения и педагогических наставлений, обращенном к сыну: «хорошие манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их тебе и вселяют в них желание полюбить тебя.

Какого бы ты сам ни был  мнения о своих достоинствах, не выставляй их напоказ в обществе…Если это подлинные достоинства, люди о них неминуемо узнают и без тебя, и тебе это гораздо выгоднее».

Современный этикет наследует  обычаи практически всех нравов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила  поведения являются всеобщими, поскольку  они соблюдаются представителями  самых различных социально –  политических систем, существующих в  современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и  дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического  строения, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов  этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов.

- дипломатический этикет – правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом, на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах.

- воинский этикет он же служебный – свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности.

- общегражданский этикет – совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Существует и иная трактовка  разновидностей этикета:

- этикет конкретного  сословия или титулованный этикет (нормы поведения королей, князей, графов).

- ранговый этикет – сановников и чиновников на различных ступенях иерархической лестницы.

- этикет определённых  оциальных слоев, дворян, купечества, предпринимателей.

-«Национальный» (этнический).

-«Религиозный»этикет – христиан, мусульман, буддистов.

- профессиональный этикет  – воинский, дипломатический, врачебный,  педагогический, юридический, судебный.

- семейно – бытовой этикет – взаимоотношения родителей, супругов, детей, соседей.

Этикет во всех случаях  соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением. В  основе этикета лежат принципы: уважительное отношение к людям; вежливость, тактичность и чуткость; скромность и деликатность, сдержанность. Если этого нет, то этикетные знаки не более чем фарисейство.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета  в той или иной мере совпадают.

Отличие между ними состоит  в том, что соблюдению правил этикета  дипломатами придается большее  значение, поскольку отступление  от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств. Важно подчеркнуть, что  по мере изменения условий жизни  людей, человечества, роста образования  и культуры одни правила поведения  сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становятся общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и  обстоятельств.

В этикете различают две  стороны: морально – этическую (нормы  поведения) и эстетическую, т. е. внешние  формы проявления этих норм, изящество  и красоту манер. Нетрудно заметить, что эти две стороны этикета  имеют относительную самостоятельность. Можно быть, скажем, хорошим, добрым человеком, но проявлять свои душевные качества некрасиво, неизящно, грубо. И  наоборот, бывает, что злой по натуре человек движется, действует, ведет  себя внешне красиво, изящно.

Проблемам этикета, правилам общения, вежливым отношениям между  людьми посвящены многие очень древние  трактаты, книги, описания. Существуют ли какие – то общечеловеческие правила. Которые, ризнавались всеми людьми, планетой в целом? (обращение к аудитории).

Пожалуй нет. Но есть общий принцип, на котором они строятся. Этот принцип – называется «золотое правило нравственности», который по – сути является критерием нравственности, нравственного поведения всех цивилизованных народов («не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе».- Конфуций).

Это всечеловеческое правило  существует на протяжении всей истории  человечества почти 2,5 тыс. лет.

(В древнеиндийском эпосе  Махабхарата, 5 в.до н.эры есть такие строки: «те поступки других которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям». Известные библейские изречения: «что ненавистно тебе самому, того не делай никому», и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с нами».

Те же по форме и смыслу слова находим мы в древней  этике: «остерегайся сам того, что  не одобряешь в других» (Катон); «Не делай сам того, что ты порицаешь в других»( Публий сир),Диоген Лаэртский писал, что не вопрос: «Какая жизнь самая лучшая?» древнегреческий мыслитель далее заявил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других»

Эволюцию этикетных правил в России можно представить в  следующем виде.

Россия позже, чем другие народы, вошла в единую европейскую  цивилизацию.

Сводом правил поведения  граждан в семье, в отношениях к светской и церковной власти, к слугам является, т. н. «домострой». Глава семьи по «домострою»,был не ограниченным владыкой домочадцев, жена участвует в воспитании детей и ведет хозяйство, но ее при совершении оплошности следует наказывать «грозно». « Домострой» помогая учить детей ремеслу и торговле, при неповиновении рекомендовал «сокрушать ребра».Таким образом, весь этикет домашней жизни сводился к повиновению домашнему деспоту, воля которого определяла конкретные правила каждого домочадца.

В эпоху Петра резко  изменился жизненный уклад, вводились  различные новшества в повседневную жизнь и быт. Создавались основные руководства для молодых людей, в которых подробно указывалось, как вести себя в обществе. В 1717 г. по распоряжению Петра была создана  переводная книга «Юности честное зеркало», или показ к житейскому обхождению, собранное от разных авторов» В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете.

Рекомендовалось «в круг не плевать», «в платок не сморкать», «громко  не чихать», «перстом носа не чистить», «не проглатывай целые куски», «не говори, когда во рту пища», «губ рукой не утирай», «перстов не облизывай», «костей не грызи», «ножом зубов не чисти» и др. Таковы были первые правила, изложенные в этом руководстве. Эта книга получила признание  дворянства 18 в. При Петре 1 она выдержала  три издания, выходила ни раз и  после.

В послепетровскую эпоху было характерно сильное влияние французской моды. Все, что делалось в Париже, становилось обязательным на Невском проспекте и Тверском бульваре. Французский язык стал в России почти официальным. Все больше и больше в быт дворян стали входить поединки, как средства восстановления поруганной чести. Офицерская честь очень высоко ценилась. Офицер должен был исполнять службу, быть храбрым в бою и хранить честь мундира, не мог изменить своему слову или обманывать кого –то .Позже в конце 19 в.,в целях укрепления офицерской чести, специальным приказом по военному ведомству в мае 1894 г. узаконивалась дуэль между офицерами.

Октябрь 1917 г. резко изменяется старый быт и этикет. В соответствии с принципом «кто был никем, тот  станет всем» вводились новые  «пролетарские» правила этикета.

Отменялась, в частности, услужливость кавалеров перед дамами, так как женщина перестала  быть дамой и перешла в класс  товарищей. Ухаживать за товарищем (если он болен) глупо. Главное в человеке – «классовое чутьё», а за пристальное  внимание к своей внешности можно  было понести наказание (известны примеры, когда в первые послереволюционные годы исключали из комсомола за маникюр  на руках). С выходом нашей страны на международную арену, с признанием ее частью международного сообщества (сер.80 –х гг. – 20 в.мы вернулись к европейскому стилю общения).Этикет вернулся в сферу деятельности дипломатов и высших правительственных функционеров, представляющих интересы стран за рубежом.

С течением времени Россия все больше и больше «открывалась»  для диалога, контактов. И все  больше распространения получили в  ней общепринятые нормы общения, которые во второй половине 20 в. приобрели  универсальный (для цивилизованных стран) характер.

В современную эпоху можно  с уверенностью говорить о том, что  этикет подразделяется не по национальному, религиозному или сословному признакам, а потому принадлежит ли носитель этого этикета к цивилизованному обществу. Важно, относит ли человек сам себя к культурной части человечества, разделяет ли он общечеловеческие нормы поведения.


Информация о работе Сущность и структура и функции этикета