Сущность и функции государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета определяется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Р Ф.

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 29.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Заочный факультет

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Финансы»

Вариант № 4

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

ТМД-з-11-2 Дикунова О.А.

                                              Проверил:

 

 

 

 

 

 

Чита 2013

  1. Сущность и функции государственного бюджета.

 

Федеральный бюджет -  форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

Федеральный бюджет  и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации составляют консолидированный бюджет  Российской Федерации.

Порядок составления, рассмотрения, утверждения, исполнения и контроля за исполнением федерального бюджета определяется в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, устанавливающего общие принципы  бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Р Ф.

Федеральный бюджет  разрабатывается и утверждается в форме федерального закона. Федеральный бюджет вместе с бюджетами государственных внебюджетных фондов образует первый уровень бюджетной системы Российской Федерации, которую также составляют: второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и третий уровень - местные бюджеты.

Функции бюджета.

Распределительная функция.

Содержание этой функции реализуется  в процессе  формирования централизованных фондов денежных средств по уровням государственной  и территориальной власти и управления и  перераспределения ВВП или использование бюджетного фонда.

Таким образом, распределительная  функция имеет две  непрерывно связанные стадии:

- образование доходов бюджета;

- использование средств.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с законодательством. Доходы бюджета делятся на налоговые  и неналоговые, безвозмездные поступления, доходы целевых бюджетных фондов.  

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.  Денежные средства выделяются бюджетополучателям - организациям производственной и непроизвод-ственной сферы, перераспределяются по уровням бюджетной системы через дотации, субсидии, субвенции, бюджетные ссуды. В основном бюджетные средства выделяются на безвозмездной основе, кроме бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Источники доходов и направления расходов  утверждаются в бюджете ежегодно.

Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Она позволяет контролировать степень и формы разумного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Бюджет - основной финансовый план страны, централизированный фонд денежных средств, предназначенных для обеспечения функций государства и его территориальных подсистем.

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

- формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондах (пенсионный, социально-страховой, медицинское страхование);

- осуществление государственных и муниципальных заимствований регулирования государственного и муниципального долга;

- составление и рассмотрение проекта бюджетной системы их утверждение, исполнение и контроля за их исполнение.

Бюджетная система состоит из 3 уровней: 

- федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет , 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней  образует консолидированный бюджет.

Консолидированные бюджеты позволяют  получить полное представление обо  всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет используется для расчётов минимальных, социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планирование и при анализе эффективного распределения  и использовании бюджетных средств. Показателем является также основания  для предоставления текущих субвенций  из федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сущность и функции  налогов

Налог -  это обязательный  платеж,  поступающий в бюджетный фонд  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность  разных видов налогов,  в  построении  и  методах  исчисления  которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Экономическая сущность  налогов характеризуется денежными  отношениями, складывающимися у  государства с юридическими и  физическими  лицами.   Эти денежные   отношения   объективно   обусловлены   и   имеют   специфическое  общественное назначение  -  мобилизацию  денежных  средств  в  распоряжение  государства.  Поэтому  налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Функции налогов.

Фискальная  -  изъятие части доходов в бюджет для использования на определенные цели.

Стимулирующая  -  при помощи  налоговых льгот,   санкций решаются

вопросы   технического   прогресса,    капитальных   вложений,   расширение производства первичных товаров и ограничение  вторичных.

Регулирующая - регулирование отношений между бюджетами и внутри бюджетной системой.

Распределительная и перераспределительная  -  при   помощи   налога распределяет и перераспределяет  национальный  доход.    Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

Социальная  функция  -   за   счет  налоговых  льгот  осуществляется поддержка  объектов  социальной  инфраструктуры:   освобождение  от  налогов отдельных  физических и юридических лиц.

Контрольная  -  при помощи  налогов осуществляется  контроль   за деятельностью предприятия,  формирование затрат  и прибыли.   Эффективность зависит от деятельности органов налоговых служб.

     Регулирующую  и стимулирующую функции называют  экономической  функцией.

Такое разграничение функций  налогов носит целевой  характер,   так  как  все функции переплетаются  и осуществляются  одновременно.   Конкретными  формами проявления   категории   налога   являются   виды    налоговых платежей, устанавливаемыми законодательными органами власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль финансов в решении социальных проблем

 

Социальная сфера представляет собой совокупность отраслей, обеспечивающих реализацию социальной политики государства. В соответствии с общероссийским классификатором родственные отрасли - образование, культура, здравоохранение, физическая культура, социальное обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство - включаются в состав непроизводственного сектора  экономики. В этих отраслях не создаются  материальные блага, а по большей  части оказываются услуги социальной значимости.

Целью управления является повышение  качества жизни населения страны. Посредством управления оказывается  влияние на процесс выполнения задач  государственной социальной политики, а основным условием развития социальной сферы становится объем финансовых ресурсов. Из этого следует, что управление финансами является составной частью управления в целом и представляет собой непрерывный процесс, включающий перспективное прогнозирование, текущее, среднесрочное и долгосрочное планирование; социальное программирование, финансовое обеспечение, организацию бухгалтерской и статистической отчетности о выполнении планируемых показателей, экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности, финансовый контроль за целевым и эффективным использование средств. Все эти стадии в полной мере применимы к управлению финансами любой из отраслей социальной сферы, которые в основном финансируются за счет бюджетных средств.

Расходы государства на финансирование жилищно-коммунального хозяйства.

Особую роль в оказании государственных  и муниципальных социальных услуг  играет жилищно-коммунальная сфера. Затраты  на ее содержание, финансируемые из бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований, нередко составляют более половины всех расходов соответствующих бюджетов.

Потребности жилищно-коммунального  хозяйства в финансовых ресурсах безграничны. Кроме бюджетных ассигнований важную роль в покрытии расходов ЖКХ  играют:

- доходы, полученные жилищно-коммунальными  предприятиями за реализацию  услуг и продукции юридическим  и физическим лицам;

- средства предприятий на содержание  принадлежащих им жилищно-коммунальных  объектов.

Расходы государства на образование.

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных расходов инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование  являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики  напрямую зависит от уровня образованности общества. Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения  всегда принадлежала системе образования. Образование - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.

Гражданам РФ гарантируется возможность  получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п. Государство гарантирует  гражданам общедоступность и  бесплатность начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования  и начального профессионального  образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего  и послевузовского профессионального  образования в государственных  и муниципальных образовательных  учреждениях в пределах государственных  образовательных стандартов, если образование  данного уровня гражданин получает впервые.

Степень участия бюджета в финансировании расходов зависит от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. Федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов:

- на финансирование учреждений  федерального ведения в основном  учреждений профессионального образования;

- на реализацию федеральных  образовательных целевых программ.

Привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями:

- предпринимательской, условно - предпринимательской и специфичес-кой деятельностью самого образовательного учреждения;

- взаимодействием с юридическими  и физическими лицами, способными  осуществлять благотворительность  в пользу образовательного учреждения.

Расходы бюджета на культуру и искусство.

Культурная деятельность - деятельность по сохранению, созданию, распространению  и освоению культурных ценностей.

Действующее законодательство в сфере  культуры предусматривает, что государство  берет на себя обязательства по обеспечению  доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей  и благ. С этой целью государство  намеревается:

- осуществлять бюджетное финансирование  государственных и в необходимых  случаях негосударственных организаций  культуры;

- стимулировать бюджетное финансирование  посредством предоставле-ния налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;

- устанавливать особый порядок  налогообложения некоммерческих  организаций культуры;

- способствовать развитию благотворительности  в области культуры;

- осуществлять поддержку малообеспеченных  граждан.

Для реализации уставных целей учреждения собственник финансирует его  деятельность из бюджета соответствующего уровня.

Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование государственных  и муниципальных учреждений культуры, при формировании бюджетов всех уровней  выделяются отдельной строкой (фонд развития культуры). В фонды направляются также средства, полученные от предприятий, организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не противоречащие законодательству РФ. Средства фондов развития культуры расходуются на цели, предусмотренные  положениями об этих фондах, которые  утверждаются органами государственного управления Российской Федерации.

Информация о работе Сущность и функции государственного бюджета