Сущность бюджетных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:52, контрольная работа

Описание работы

Цель – провести анализ бюджетной системы РФ. Задачи:
Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
Определить основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….……………2
Сущность бюджетных отношений………………………………………..3
Принципы построения бюджетных отношений………………….………4
Направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях...................................................................................................................9
Практическая часть……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

готовая контрольная.doc

— 479.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………….……………2

Сущность бюджетных  отношений………………………………………..3

Принципы построения бюджетных отношений………………….………4

Направления развития бюджетных отношений  в РФ в современных условиях...................................................................................................................9

Практическая часть……………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации бюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности.

Важнейшей составной частью бюджетной политики страны выступает, как уже отмечено, концепция бюджетных отношений. На ее основе разрабатываются подходы к разграничению доходных и расходных полномочий между уровнями власти, определению критериев и методов предоставления финансовой помощи на базе условий функционирования бюджетной системы. Иными словами, совершенствуются финансово-бюджетные отношения между федеральными, региональными и местными органами власти, что является одним из главных факторов политико-экономического развития России и, следовательно, успеха реализации бюджетной политики.

Цель – провести анализ бюджетной системы РФ.

Задачи:

  1. Рассмотреть общую характеристику бюджетной системы РФ.
  2. Обосновать принципы построения бюджетной системы РФ.
  3. Определить основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях.

Объект – основополагающие характеристики бюджетной системы. Предмет - определение особенностей структуры и принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.

Сущность бюджетных  отношений     

Современное бюджетное устройство было предопределено в 1993 г. принятием Конституции РФ, где все крупные административно-территориальные образования получили статус субъектов РФ. «Субъекты Федерации» получили статус государственно-правовых образований, в результате чего отношения с ними перешли на договорную основу, им был предоставлен суверенитет в областях, не отнесенных к компетенции Федерации. Первичное разграничение полномочий закреплено именно Конституцией РФ. В нем зафиксировано три уровня компетенции: вопросы ведения и полномочия Федерации, субъектов Федерации и вопросы их совместного ведения. Местное самоуправление не является государственной властью и определена сфера его компетенции. Все субъекты провозглашены равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Конституция содержала элементы неопределенности статуса субъектов Федерации: особое положение в некоторых вопросах заняли автономная область и автономные округа, входящие в состав субъектов Федерации; не полностью урегулированы вопросы разделения полномочий между федеральным и региональным уровнем, нечетко определены предметы ведения всех уровней власти; федеральному правительству было предоставлено право заключать с регионами двусторонние соглашения. Все это создало предпосылки для возникновения асимметрии в межбюджетных взаимоотношениях в Российской Федерации.

Принципы построения бюджетных отношений

Характер  бюджетного устройства зависит не только от социально-экономического устройства общества, но и от национально-государственного устройства страны. Поэтому бюджетное устройство Российской Федерации основывается на модели бюджетного федерализма, который по существу представляет собой определенный тип бюджетного устройства федеративного государства.

Принципы построения бюджетной системы - один из составляющих элементов бюджетного устройства РФ.

К ним относятся  принципы единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности  всех бюджетов, входящих в бюджетную  систему РФ. Законодательное закрепление механизма действия (правил и требований) принципов позволяет уяснить их содержание, которое вкладывает в них государство в лице законодателя.

Бюджетным кодексом РФ (гл.5) законодательно закреплено, что  бюджетная система Российской Федерации  основана на следующих принципах:

    • Перечень принципов бюджетной системы РФ

    • Принцип единства бюджетной системы РФ

    • Принцип разграничения доходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ

    • Принцип самостоятельности бюджетов

    • Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

    • Принцип сбалансированности бюджета

    • Принцип эффективности использования бюджетных средств

    • Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

    • Принцип прозрачности (открытости)

    • Принцип достоверности бюджета

    • Принцип адресноти и целевого характера бюджетных средств

Принцип единства бюджетной системы заключается  как в единообразном порядке  составления бюджета, так и в  едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства.

Единство  предполагает сопоставимость частей бюджета  между собой. Для этого применяется  единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.

В современных  условиях единство бюджета нарушается путем выделения из бюджета специальных фондов, целевых программ и т.п.

Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

право законодательных  органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной  системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня;

законодательное закрепление регулирующих доходов  бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

право органов  государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость  изъятия доходов, дополнительно  полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость  компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

Принцип полноты  учета бюджетных доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов означает, что  все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные  и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Различают бюджеты  брутто и нетто. В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые расходы и доходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.

Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в  средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной  власти (представительные органы муниципальных  образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;

стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности  бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и  расходов должны быть обоснованны и правильны.

Информация о работе Сущность бюджетных отношений