Стимулирование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….

6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………

12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….

17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….

43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

 

3 Стимулирование  государственных инвестиций в экономику страны

3.1 Пути  повышения эффективности инвестиционной  деятельности

Одним из главных  стратегических направлений в реализации государственной стратегии по привлечению  инвестиций является завершение формирования законодательной базы по проблемам международного инвестиционного сотрудничества. Другими словами, в стране будет делаться все, чтобы создать благоприятный инвестиционный климат, что обеспечит перспективы роста инвестиций в российскую экономику. Приведем пути преодоления инвестиционного кризиса:

- необходимо  создать стимулы гарантии для  привлечения своих денег в  свою экономику и создать механизм  перетока денег из сырьевых  отраслей в  отрасли высокотехнологичные.  Предложены два таких механизма:  первый – изъятие природной  ренты через налог на дополнительный доход и экспортной пошлины с последующим вложением этих денег в программу структурной перестройки и модернизации экономики через бюджет развития; второй – развернуть денежно-кредитную политику Банка России в направлении кредитования банков развития.

- необходимо  придерживаться основного принципа  рынка, который заключается в  свободном перемещении денег,  товаров и услуг. Для этого  необходимо развивать посредничество. В частности необходимы качественные  посреднические механизмы, обеспечивающие связи между имеющимися ресурсами и желающими их инвестировать.

- нужен механизм  трансформации сбережений в инвестиций. А именно реформирование –  банков и финансовой инфраструктуры  в целом.

- необходимо  создание долгосрочных институциональных  стимулов для региональных и местных органов власти в проведении ими структурных реформ и создание благоприятного инвестиционного климата.

- предложен  механизм минимизации политических  рисков через аппарат полномочных  представителей Президента РФ  в федеральных округах посредством создания окружных инвестиционных агентств.

- необходимо  существенно увеличить долю государственных  расходов в ВВП, как это сделали  правительства развитых стран,  выделив дополнительные бюджетные  средства на создание современной  транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктуры, на развитие науки и технического прогресса, а также на осуществление государственной поддержки приоритетных отраслей путем предоставления госгарнтий по кредитам.

- необходимо  разрешить свободное перемещение капитала, включая вывоз прибыли, в совокупности с активизации процесса развития свободных экономических зон.

- предложен  особый порядок налогообложения  – концепция инвестиционных счетов  для населения. Средства, зачисленные  на такие счета, предназначены  для инвестирования в определенные сектора экономики. Предусмотрено исключение этих средств, включая доход от осуществленных инвестиций, из налогооблагаемой базы, а подоходный налог будет уплачиваться только при выводе средств.

Анализируя  приведенный перечень рекомендаций, приходим к следующему выводу: наряду с достаточно полным и четким определением рамочных условий преодоления  инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики, имеет место явный дефицит полезных предложений о конкретных мерах, направленных на решение вышеперечисленных проблем. По сути, можно выделить лишь три таких предложений – предложение о страховании банковских вкладов, предложение о введение системы инвестиционных счетов для населения и государственное кредитование приоритетных отраслей. Все остальное мало применимо к сложившейся экономической ситуации в силу чрезмерных государственных расходов, недостаточной эффективности, неизбежного возникновения отрицательных побочных последствий, а также противоречия интересам влиятельных финансовых кругов. Поэтому в целях выработки конкретных и надежных мер, направленных на преодоление сложившегося инвестиционного кризиса в реальном секторе экономики, следует применить системный подход, заключающийся в комплексном решении проблем.

Решить задачу массированного увеличения инвестиций в реальный сектор экономики в рамках сложившейся модели инвестиционной деятельности, которая характеризуется примитивностью и неэффективностью, проблематично. Для оживления инвестиционной деятельности необходимо замкнуть кругооборот финансовых средств предприятий, денежных средств населения и бюджетных ресурсов на национальной экономике, развернуть финансовые потоки в сторону промышленного сектора, что предполагает существенную корректировку сложившейся модели инвестиционного процесса.

Приоритетными направлениями реализации новой  инвестиционной стратегии, создающими надежные предпосылки экономического роста является такой фактор, как  возрождение и умножение высококачественного  человеческого потенциала. В настоящее  время численность населения России ежегодно сокращается, постоянно уменьшается численность высококвалифицированных трудовых ресурсов, занятых в инновационной сфере. В развитых странах приоритетным направлением становится целенаправленные инвестиционные вложения в повышение интеллектуального потенциала и улучшение качества социальной и экологической среды обитания человека. Одновременно резко ускоряется инновационный цикл, основой которой являются новой информационные технологии, при существенном увеличении нормы прибыли на капитал. В США, Японии, в странах ЕС постепенно образуется новая системно взаимосвязанная социально-инновационая структура, базирующаяся на инвестировании в развитие человеческого фактора, ускорение инноваций, формировании прогрессивной структуры воспроизводимого богатства и потребления. Экономика России также должна развиваться в соответствии с этим приоритетным направлением инвестиционной политики. Одним из направлений является восстановление основного капитала, объем которого за последние десять лет уменьшился в сопоставимых ценах более чем на 40 процентов. Необходимо его стабильное накопление на базе создания механизма простого и расширенного производства основных фондов с помощью целенаправленной инвестиционно амортизационной политики. В настоящее время в нашей стране предприятие нередко использует амортизационные отчисления не по назначению. В этом главная причина того, что износ основных средств достиг катастрофической величины, многие производства находятся на грани аварийной ситуации.

Также имеет значение обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики при полном прекращении нелегального его оттока из страны. По расчетам Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН, возврат ежегодного оттока капиталов из страны и его аккумулирование в инвестиции позволит обеспечить прирост ВВП в размере примерно 6-8 процентов в год, а с учетом привлечения валютных сбережений населения и иностранных инвестиций 8-10 процентов в год.

Стоит также  отметить, что совершенствование  налоговой системы, направленное на приоритетное стимулирование научно-инновационной деятельности. Действующая ныне налоговая система является фискальной и антирыночной. Высокий уровень изъятия прибыли антистимулирующе действует на реальную экономику, система налогов аналитически и методологически чрезвычайно усложнена  и доступна для понимания только налоговых специалистов, а не широкого круга предпринимателей.

Важной предпосылкой является формирование цивилизованного  инвестиционного рынка и его  ядра – рынка инноваций и высоких  технологий, при подчиненном и обслуживающем положении фондового рынка, ориентированного на финансирование инноваций и высоких технологий, а не на финансирование механизаций. За счет фондового рынка в нашей стране формируется не более 3 процентов реальных объемов инвестиций, а акции и ценные бумаги не действуют как факторы широкого привлечения частных и иностранных капиталов, поскольку операции на фондовом рынке на 98 процентов проводятся в спекулятивных целях./35 с.3/

Избирательное государственное стимулирование потребительского и инвестиционного спрос на российском рынке является важнейшим условием обеспечение стабильной динамики экономического роста и формирования цивилизованного рынка. Структура спроса определяет приоритеты развития производства и сферы услуг и зависит, в свою очередь, от доходов населения, которые постоянно уменьшаются. Необходимо координальное изменение социальной ориентации структуры рыночной экономики. Для этого требуется разработать государственные мероприятия, направленные во-первых, на повышение потребительского спроса за счет резкого роста оплаты труда, в первую очередь в научно-инновационной сфере, а также сокращения разницы  в доходах самой богатой части населения и других групп. С этой целью необходимо, в частности, ведение нижнего предела оплаты труда, индексируемого ежеквартально в соответствии с реальным прожиточным минимум, обеспечение доли оплаты труда в ВВП не менее 30 процентов, повышение заработной платы всех категории работающих с учетом динамики экономического роста и пропорционально увеличению производительности труда в отраслях экономики. Во-вторых, значительное увеличение инвестиционного спроса путем приоритетного развития социально значимых отраслей экономики и сферы услуг на основе льготного кредитования, субсидий, таможенных и импортных квот, налоговых льгот по снижению НДС, тарифной защиты, ведение государственного заказа на поставку сырья для производства продукции на простаивающих производственных мощностях в ряде отраслей, развития малого предпринимательства, ограничения долевого участия зарубежных инвестиций с учетом раздела продукции, организации продажи отечественных товаров народного потребления в кредит при одновременной государственной поддержке развития фирменной торговли, заготовительной кооперации. Требуется также создание современной маркетинговой рыночной инфраструктуры, обеспечение законодательно-правового регулирования развития национальных рынков топлива, энергии, металлов, химических продуктов и удобрений, лесных ресурсов, строительных материалов на основе развития конкуренции, стабилизации цен и последующего их снижения по мере повышения эффективности и рентабельности производства на основе инноваций, антимонопольных и демпинговых ограничений и других методов рыночного регулирования. В-третьих, приоритетное инновационное развитие производства высокотехнологичных машин и оборудования для социально значимых отраслей экономики и сферы услуг путем загрузки простаивающих мощностей в машиностроении, технологической конверсии оборонных заводов на основе государственного заказа и связанных кредитов на поставку оборудования по импорто-замещению, создание вместе с оборонными предприятиями инновационно-технологических предприятий, поддержание малых венчурных технологических фирм, формирование рынка инновационных технологий, замещение импорта оборудования отечественными изделиями в результате приоритетного развития предприятий машиностроения за счет государственной поддержки производителей. В-четвертых, увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции государственного заказа, беспроцентное государственное кредитование сельского хозяйства под закупки посевного зерна, сельскохозяйственных машин, горюче-смазочных материалов для проведения посевных работ и сбора урожая, развитие фермерства, освобождения продукции сельского хозяйства от налога с оборота, а также осуществление частичного дотационного финансирования  сельскохозяйственного производства и фермерства

Важнейшим приоритетом  инвестиционной политики является восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек, начиная со второго подразделения по производству товаров народного потребления, во взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологических средств труда и предметов труда приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением все цепочки научно-технологического цикла.

При расширении функций сбережения и инвестирования финансово-кредитной системой реальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста появится возможность для структурно-инновационной модернизации основного капитала всех отраслей народного хозяйства. На  такой основе будет обеспечена реальная сбалансированность расширенного воспроизводства циклов более длительными. Это позволит установить накопление в национальной экономике и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет приоритетного развития наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.

Россия крайне заинтересована в масштабном притоке частных, в том числе иностранных инвестиций. Однако на практике инвесторы подчас сталкиваются с самого разного порядка ограничениями, в том числе и теми, которые объясняются соображениями национальной безопасности. При этом все это не оформлено юридически. Такая неопределенность создает проблемы, как государству, так и инвесторам. Необходимо определить те сферы экономики, где интересы укрепления независимости и безопасности России диктует необходимость преимущественного контроля со стороны национального, в том числе государственного контроля. Также разработать и закрепить на законодательном уровне систему критериев, определяющих ограничения для  иностранного капитала по участию в таких сферах экономики. И одновременно - обязательно определиться  в соответствующем перечне отраслей или объектов, которые не будут подлежать расширению и не будут расширительно толковаться. Именно такой подход используется сегодня в ряде стран с развитой рыночной экономикой. И мы его должны тоже использовать. Сохраняя такой контроль и ограничения в ряде секторов экономике, мы должны в целом создавать благоприятные условия для прихода частного капитала во все привлекательные отрасли.

3.1 Основные  направления совершенствования  инвестиционной деятельности в  Российской Федерации

Выход экономики  России на траекторию устойчивого роста  со среднегодовым темпом увеличения ВВП около 7-10% в среднесрочной  и долгосрочной перспективе невозможен без значительного роста инвестиций в основной капитал. Это обусловлено  критическим состоянием производственного аппарата во многих отраслях экономики. Какова же роль государства в обеспечении экономического роста и, в частности, роста инвестиций? Очевидно, что главное - это создание благоприятных условий для инвестиций частного сектора экономики. Однако в сложившейся критической ситуации важен вопрос о прямом финансировании государством существенной части инвестиций.

Это обуславливает  необходимость совместного рассмотрения показателей бюджетной сферы  и экономической динамики. Проанализируем влияние роста государственных инвестиций на бюджетные показатели на основе изучения возможностей финансирования за счет государства инвестиций в основной каптал в 2006-2010 гг.

Основной идеей  прогнозных расчетов было исследование возможности достижения в конце прогнозируемого периода производства ВВП на душу населения в России в объеме, близком к уровню наименее развитых стран.

Важнейшим условием достижения поставленной цели увеличения ВВП является значительный рост инвестиций в основной капитал, ввода в действие основных фондов и влияние роста этих показателей на уровень жизни населения. Последний оценивается с использованием показателей производства продукции второго подразделения (потребительские товары и услуги), рост производства которых обеспечивается путем увеличения производительности труда в результате ввода в действие новых основных фондов.

В последние  десятилетия моральный и физический износ основного каптала в  России достиг такой степени, когда  только ускоренный рост производства продукции фондосоздающих отраслей способен обеспечить значительный рост уровня жизни населения.

Несмотря на значительный прирост инвестиций в  основной капитал и ввода основных фондов в последние годы абсолютный объем этих показателей в сопоставимых ценах в 2003 году оставался примерно в три раза ниже, чем в 1990 году.

Все это говорит  о том, что в годы начавшегося  подъема качественное состояние  производственного аппарата экономики  России пока значительно не улучшилось. Большая изношенность основных фондов остается одним из важнейших источников неустойчивости экономического роста и повышения уровня жизни населения в средне- и долгосрочной перспективе.

 В ситуации  критического состояния производственного  аппарата государство должно  производить более активную экономическую  политику, способствующую ускоренному обновлению основного капитала. В области кредитно-денежной политики это - комплекс мер по снижению реальной ставки процента для кредитования бизнеса. В фискальной политике - возврат к стимулированию инвестиций через налоговые льготы.

Однако в  сложившейся ситуации только рычагов  косвенного регулирования инвестиционного  процесса недостаточно. В условиях сбалансированности бюджета и его  профицита государство в лице федерального центра и органов управления субъектов Федерации может напрямую частично финансировать приоритетные инвестиционные проекты инновационного характера, лизинг в производстве и эксплуатации гражданских самолетов, сельскохозяйственной техники, в области создания инфраструктуры (жилищное и дорожное строительство) и др. Такое финансирование должно осуществляться преимущественно на конкурсной основе, механизм принятия решения должен быть максимально прозрачным и находиться под контролем общества.

Информация о работе Стимулирование инвестиций