Стимулирование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….

6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………

12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….

17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….

43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Для создания инвестиционной привлекательности Оренбургской области  информация об имеющихся в области  высокоэффективных инвестиционных проектах размещена в сети Интернет на сайте Оренбургской области, на инвестиционных порталах Российского фонда «Инвестиционные возможности России». Паспорта наиболее значимых инвестиционных проектов представлены на презентациях Оренбургской области как в России, так и за рубежом.

Ранг области  по интегральному риску ежегодно (начиная с 2001 года) снижался на 7,4 пункта, с 51 места в 2001 году область поднялась до 38 в 2003 году. Привлечение инвестиций в экономику области является важнейшим источником создания технической базы производства, качественного роста экономики.

В 2007 году произошло дальнейшее наращивание инвестиционной активности, объем инвестиций за счет всех источников финансирования, согласно прогнозу, должен увеличиться на 6,5% и составить 34,7 млрд. рублей.

Расширилось участие  банковского капитала в развитии реального сектора экономики  области. Участие банковского капитала возрасло с 0,7 % от общего объема инвестиций в 2005 году до 2,3% в 2006 году. Но основным источником останутся средства предприятий.

Несмотря на сложности с формированием бюджета, почти на 30% увеличился лимит инвестиций за счет средств бюджета области и составил 771,3 млн. рублей.

Федеральной адресной инвестиционной программой предусмотрено  строительство на территории области 19 объектов с участием средств федерального бюджета – это строительство  объектов коммунального хозяйства  в Адамовском районе и городе Орске. Уже построен межрайонный онкологический центр в городе Бузулуке. Запланированы: детский онкоцентр в городе Оренбурге, школы в городах Гае и Сорочинске, Оренбургском районе и ряд других объектов социальной сферы. Финансирование из федерального бюджета будет производиться исключительно на условиях софинансирования. Задача муниципальных образований – обеспечить свои обязательства по финансированию этих объектов и своевременному представлению отчетов в соответствующие федеральные органы.

Иностранные инвестиции в экономику Оренбургской области в 2005-2006 годах поступили из 36 стран.

За 2006 год иностранными инвесторами перечислено 229,2 млн. рублей в промышленность строительных материалов, 173,9 млн. рублей — в торговлю и общественное питание, 102,8 млн. рублей — в черную металлургию, 93,0 млн. рублей — в пищевую промышленность, 85,1 млн. рублей — цветную металлургию, 76,5 млн. рублей — в машиностроение и металлообработку, 17,0 млн. рублей — в другие отрасли.

В 2007 году на финансирование 36 областных целевых программ из всех источников планировалось направить 4615,6 млн. рублей, в т.ч. из областного бюджета – 1349,9 млн. рублей, за счет привлеченных средств – 3265,7 млн. рублей (103,7 млн. рублей – федеральный бюджет, 180,8 млн. рублей – средства муниципальных бюджетов и 2981,2 млн. рублей – внебюджетные источники). Фактически в I полугодии 2007 г. на реализацию областных целевых программ направлено 1738,8 млн. рублей (37,7% от годовых назначений). Из них 521,2 млн. рублей или 30% – средства областного бюджета и 1217,6 млн. руб. (70%) – привлеченные средства.

На первый взгляд может показаться, что сделано  в регионах, в том числе в  Оренбургской области , очень много, однако сколько еще необходимо сделать, и без помощи государства здесь  не обойтись.

В 2008 году ожидается дальнейшее наращивание инвестиционной активности, объем инвестиций за счет всех источников финансирования согласно прогнозу должен возрасти на 5,9% и составить 52,1 млрд. рублей.

Будет продолжено активное участие банковского капитала в развитии реального сектора экономики области. Удельный вес инвестиций с привлечением банковского капитала составит более 10% от общего объема инвестиций по крупным и средним предприятиям и организациям.

Несмотря на сложности с формированием бюджета, объем инвестиций за счет средств бюджета области возрастет на 17% и составит 1833,7 млн. рублей.

В связи с  этим муниципальным образованиям необходимо организовать работу по обеспечению  выполнения утвержденных прогнозных показателей  и безусловному исполнению областной адресной инвестиционной программы на 2008 год, усилить работу по привлечению на нужды капитального строительства дополнительных, внебюджетных финансовых ресурсов.

2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности

Инвестиционная  активность имеет большое значение для повышения производственного  потенциала таких отраслей как, промышленность, строительство, инфраструктура и сельское хозяйство. В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. При этом важно отметить, что государство выступает в качестве системообразующего фактора. Учитывая особенности национальной экономики на данном этапе развития, государство создает нормативно- правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, определяет стратегию поведения инвесторов, объем и структуру государственных инвестиций. При помощи инвестиционной политики государство может воздействовать на темпы и объемы производства. уровень инфляции, ускорение научно-технического прогресса, изменение структуры общественного производства и решение актуальных социальных проблем. При этом, инвестиционная деятельность со стороны государства должна быть выражена не только как осуществление прямых капитальных вложений, но и как государственное стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности в целом.

На создание благоприятного инвестиционного климата  в стране влияет ряд факторов в  области системы налогообложения, иностранных инвестиций, разработки нормативно-правовой базы и создания необходимой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности. В связи с этим, как уже было сказано, в настоящее время российская экономика требует активного участия государства как в процессе регулирования инвестиционной сферы в целом, так и в непосредственном осуществлении инвестиционной деятельности. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов, рассмотренных в данной статье. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов.

Консолидированный бюджет является основным источником осуществления государственной  инвестиционной деятельности в форме  капитальных вложений. Вместе с тем  в действующём законодательстве не приведено четкое определение государственных инвестиций и государственных капитальных вложений. Что касается понятия «государственные инвестиции», важно отметить, что в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ дано общее понятие инвестиций, что лишает термин «государственные инвестиции» функциональной специфической нагрузки. Бюджетный кодекс Российской Федерации также не содержит понятия «государственные инвестиции». Здесь используется более узкий термин «бюджетные инвестиции», однако Бюджетный кодекс не дает определение и этого понятия. Понятие «инвестиции» упоминается лишь в ст. 67 Бюджетного кодекса. в которой они определяются как часть капитальных расходов бюджетов, предназначенных для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. а также средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам.

 В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение. реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, выполнение проектно-изыскательских работ и другие затраты. На основе общих понятий, закрепленных в российском законодательстве, сформулируем определение «государственных инвестиций» и «государственных капитальных вложений», исходя из субъективного состава и объектов инвестиционных вложений.

В соответствии с Федеральным законом «Об  инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» субъектами инвестиционной деятельности могут выступать юридические и физические лица, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. Деление по объектам в соответствии со ст. 213-215 Гражданского кодекса Российской Федерации зависит от формы собственности: государственной. муниципальной, частной и иных форм. Используя данные критерии, государственные инвестиции представляют собой инвестиции, осуществляемые непосредственно органами государственной власти в объекты государственной собственности. Капитальные вложения представляют собой частный случай инвестиций, выделяемый по объекту вложения. И поскольку объект содержится в самом понятии, то принадлежность инвестиций в форме капитальных вложений к государственным можно определить по субъекту. Таким образом, государственные капитальные вложения представляют собой государственные инвестиции в основной капитал (основные средства) действующих государственных предприятий и учреждений.

Нормативная и правовая базы в области государственного регулирования инвестиционной деятельности призваны обеспечить возможность внедрения новых прогрессивных методов инвестирования. Поэтому именно с правовой точки зрения принципиально важно определить понятия «государственных инвестиций» и государственных капитальных вложений», что позволит выявить реальные источники и механизмы государственного инвестирования, а также раскрыть роль государства в инвестиционном процессе. Далее рассмотрим некоторые проблемы законодательства, в сфере государственного регулирования инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

В Бюджетном  кодексе расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие и капитальные. К капитальным  расходам относятся: часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации. субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

На наш взгляд, данное определение представляется громоздким и недостаточно четким. Действовавший до принятия Бюджетного кодекса Закон РСФСР «Об основах  бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. №  1734-1. содержал более удачную формулировку капитальных расходов, под которыми понимались ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством. Это определение, в отличие от формулировок, приведенных в Бюджетном кодексе. кратко и емко отражало смысл государственных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений. Вместе с тем, расходы на капитальный ремонт, которые Бюджетным кодексом рассматриваются в качестве капитальных расходов, не всегда относятся к расходам на расширенное воспроизводство, поскольку в результате восстанавливаются первоначальные производственные мощности объекта, утраченные в процессе эксплуатации.

Следует также  отметить отдельные несоответствия бюджетного и гражданского законодательства в вопросах инвестиционной деятельности. В Гражданском кодексе понятия государственной и муниципальной собственности четко разграничены. К государственной собственности относится имущество, при надлежащее федеральному центру на праве собственности (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям является муниципальной собственностью. Бюджетный кодекс относит расходы на формирование государственной собственности к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета и из бюджетов субъектов Федерации, а расходы на формирование муниципальной собственности к расходам, финансируемым исключительно из местных бюджетов.

Следовательно, государственные инвестиции должны быть направлены исключительно на финансирование затрат, связанных с расширенным воспроизводством объектов государственной собственности. Однако ст. 85 Бюджетного кодекса определено, что к расходам, совместно финансируемым из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований относится оказание государственной поддержки отраслей промышленности, строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения. сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов. При таком «совместном финансировании» бюджетов разного уровня государственные инвестиции в форме капитальных вложений могут быть предоставлены также юридическим лицам, не являющимся государственными унитарными предприятиями.

Информация о работе Стимулирование инвестиций