Стимулирование инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Сложные и во многом противоречивые для российской экономики процессы становления рыночных отношений обусловили необходимость качественного осмысления новых экономических и социальных явлений. Произошли существенные изменения в характеристике и условиях проведение инвестиционной деятельности. Появление новых организационно- правовых форм хозяйствования, предоставление предпринимательству и самостоятельность в использовании собственных финансовых ресурсов, создание экономических и правовых условий для привлечения капитала российских и зарубежных инвесторов, гармонизация производственно- финансовой деятельности

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
4
1 Государственное стимулирование инвестиций и ее необходимость………
6
1.1 Сущность и значение государственного стимулирования инвестиционной деятельности………………………………………………….

6
1.2 Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

7
1.3 Государственное финансирование инвестиций как метод стимулирования инвестиционной деятельности………………………………

12
2 Анализ инвестиционной деятельности………………………………………
17
2.1 Состав и структура расходов бюджета на финансирование инвестиций……………………………………………………………………….

17
2.2 Инвестиционная политика государства на региональном уровне……….
22
2.3 Проблемы государственного стимулирования инвестиционной деятельности……………………………………………………………………..

30
3 Стимулирование привлечения инвестиций экономику региона…………...
39
3.1 Пути повышения эффективности инвестиционной деятельности……….
39
3.2 Основные направления совершенствования инвестиционной деятельности в РФ……………………………………………………………….

43
Заключение……………………………………………………………………….
49
Список используемой литературы……

Файлы: 1 файл

ГОТОВО.doc

— 376.50 Кб (Скачать файл)

Органы, исполняющие  бюджет, либо иные уполномоченные органы ведут реестры всех представленных бюджетных кредитов по их получателям. К отчету об исполнении бюджета соответствующего уровня прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Сохраняя в  целом тенденцию к сокращению финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств государство  оставляет за собой ответственность  за создание инвестиционного климата и все чаще обращается к косвенным формам участия в инвестировании, беря на себя часть инвестиционных рисков в виде гарантий по кредитам или смягчая налоговую нагрузку инвесторов.

Государственные гарантии также предоставляются  на особых условиях – они не должны охватывать всей суммы риска. Инвестор в свою очередь должен представить встречные гарантийные обязательства, включая залоговые.

Особой формой государственной поддержки частных  инвесторов за счет бюджетных средств  является инвестиционные налоговый кредит. Под инвестиционным налоговым кредитом понимается такое изменение срока использования налогового обязательства, при котором налогоплательщику при наличии соответствующих оснований  предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных объемах уменьшить причитающиеся с него налоговые платежи с последующей уплаты суммы кредита и начисленных процентов.

Конкретный  порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита  устанавливается правовыми актами уровня власти, принявшего на себя эту форму поддержки, соответствующим законом субъекта РФ и нормативными актами органов местного самоуправления. Предполагается, как правило, предоставление кредита на конкурсной основе по одному или нескольким видам налогов, зачисляемых в бюджет данного уровня. Определяется также размер инвестиционного налогового кредита, срок и величина процентной ставки за пользованием кредита. Особое место в системе бюджетного финансирования инвестиционных проектов занимают вопросы его институционального обеспечения. В целях снижения инвестиционной нагрузки бюджетов, стимулирования внутренних и привлечения иностранных инвестиций Правительство РФ неоднократно обращалось к созданию специализированных государственных структур.

Следующим принципиальным шагом в развитии практики государственной поддержки инвестиций было организационное оформление Бюджета развития Российской Федерации в составе капитальных расходов федерального бюджета, предназначенного для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.

Основная доля средств Бюджета развития предназначалась  для финансирования экспортно ориентированных  и импортозамещающих инвестиционных проектов, а также для финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов. Средства Бюджета развития предназначались также для на формирование и поддержку альтернативных небюджетных государственных инвестиционных институтов. Были предусмотрены государственные гарантии по заимствованиям Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, осуществляемым путем выпуска облигаций на 10 лет; принято решение о направлении средств на формирование Российского государственного агентства по страхованию и гарантированию кредитных инвестиционных рисков. Для решения специальных задач государственной экономической политики и в известной степени реализации функций Бюджета развития Правительством РФ созданы государственные кредитные организации в форме открытого акционерного общества – Российский банк развития и Российский сельскохозяйственный банк.

В перспективе  предполагается отказ от кредитования предприятий и предоставления им финансовых гарантий за счет средств  федерального бюджета и полная передача этих функций  специализированным агентствам, страховым компаниям и банкам с государственным участием.

 Ограниченность  финансовых ресурсов государства  обуславливает необходимость поиска  новых моделей реализации инвестиционных  и социальных проектов как  на федеральном и региональном  уровнях государственного управления, так и на уровне местного  самоуправления. В начале 1990-х гг. во многих развитых странах был осуществлен переход от бюджетного к смешенному финансированию, что позволило использовать партнерства государства и бизнеса в качестве инструмента реализации общественно значимых проектов.

Правительство России в числе приоритетных направлений социально-экономической политики также выделяют развитие форм частно-государственного партнерства в социальной сфере. В результате консолидации бизнеса и власти вокруг социальных проектов Правительства РФ планирует добиться сокращения нерыночных, неконкурентных элементов функционирования социальной сферы, что должно обеспечить формирование новых моделей управления социальной инфраструктуры и способствовать привлечению частных инвестиций в ее развитие.

Частно-государственное партнерство представляет собой соглашение между бизнесом и государством. Предметом такого соглашения является предоставления частной компании прав пользования государственным и муниципальным имуществом либо прав на осуществление деятельности, составляющей прерогативу государства в целях реализации общественно значимых проектов. При этом государство выполняет двойственные функции: во-первых, оно в лице органов власти выступает одной из сторон договора, а во-вторых, является гарантом соблюдения принятого соглашения./14 с.24/

Частно-государственное  партнерство осуществляется в самых  различных сферах деятельности: и  в отраслях промышленности, и в  секторе общественных услуг. В частности, в городах частно-государственное  партнерство актуально для жилищно-коммунального хозяйства, для водопровода, для теплоснабжения, для дорожного строительства.

Современными  формами частно-государственного партнерства  являются:

1) контрактное  управление;

2) предприятия,  созданные путем акционирования  или на условиях долевого участия государства и бизнеса;

3) концессия.

Первые две  формы широко используются в российской практике. Так, для развития арендной формы частно-государственного партнерства  в России сформирована необходимая  нормативно-правовая база. Регулирование  отношений в этой сфере осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Как показывает зарубежный опыт, наиболее перспективной  формой частно-государственного партнерства  являются концессии. В отличие от арендных отношений они носят  долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Кроме того, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений.

Развитию частно-государственного партнерства в нашей стране мешает отсутствие адекватного законодательства и нормативных документов. Привлечение  частных компаний для реализации крупных проектов в сфере транспортной  и социальной инфраструктуры требует  разработки соответствующей нормативно-правовой базы. При этом важно закрепить за государством рычаги контроля за деятельностью концессионера как партнера по реализации проекта, включая контроль за технической и  экологической безопасностью, качеством обслуживания и величиной тарифов. Поэтому наиболее актуальна в настоящее время разработка специального федерального закона о частном-государственном партнерстве. Формирование частно-государственного партнерства должно опираться на четкие юридические нормы относительно собственности, налогообложения и регулирования возможных конфликтов.

Обобщая вышесказанное, можно сделать следующий вывод: государственная поддержка инвестиционной сферы в условиях перехода к рыночной экономике предполагает возрастание  не столько объемов централизованных источников, сколько значение государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов. Бюджетное финансирование инвестиционной деятельности должно строится на принципах определения приоритетных направлений, разделения текущего и инвестиционного бюджета на нормативной основе, четко определения источников покрытия дефицита инвестиционного бюджета, контроля за использованием средств текущего и инвестиционного бюджета. Важным направлением государственной поддержки частных инвестиций, направленной на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных инвесторов по приоритетным направлениям  экономического развития, подъем коммерческой бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений, является долевое участие государства в инвестиционных проектах, прошедший конкурсный отбор. Новые подходы в области государственной поддержки инвесторов связаны с сертификацией инвестиционных проектов, предоставлением  государственных гарантий, образованием бюджета развития. Государственная поддержка приоритетных направлений экономического развития может способствовать стимулированию притока частных инвестиций. Вместе с тем для привлечения капитала частных инвесторов необходимо создание соответствующего благоприятного режима инвестиционно-хозяйственной деятельности. Важную роль в обеспечении благоприятного инвестиционного режима играют денежно-кредитные, налоговые, структурные и иные методы стимулирования инвестиций. Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с новыми приоритетами экономической политики предполагает содействие государства финансированию инфраструктуры финансового рынка, развитию сети небанковских финансово-кредитных институтов, способных мобилизировать долгосрочные финансовые ресурсы, реструктуризацию банковской системы с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике, становлению системы гарантирования депозитов, страхования и стимулирования инвестиций. Решению проблем инвестиционно-финансовых ресурсов требует активных государственных мер по созданию условий, способствующих восстановлению производственного потенциала, формированию рыночного поведения экономических субъектов, обеспечению эффективных механизмов рыночной конкуренции, оздоровлению институтов антимонопольного регулирования, интеграции промышленного и финансового капитала. Усиления государственного регулирования инвестиционной сферы должно базироваться на широком применении нормативных методов регулирования. 

2 Анализ  инвестиционной деятельности

2.1 Состав  и структура расходов на финансирование инвестиций

Обеспечение долговременного  роста российской экономики неизбежно  приводит к решению не менее важной задачи о качестве экономического роста, то есть влиянии приращении ВВП обеспечивается в основном ресурсодобывающими отраслями, что не отвечает требованиям качественного роста. Для достижения экономического роста, способствующего развитию всего общества, необходимо создание целого комплекса соответствующих условий, без которых поставленная задача останется лишь пожеланием. Наиболее существенным условием экономического роста в стране является усиление инвестиционной активности как отдельных хозяйствующих субъектов, так и государства в целом. Необходимость такой активизации инвестиционной деятельности объясняется, с одной стороны, нерациональными изменениями в отраслевой структуре основных фондов, а с другой – значительным старением основных фондов.

Структурная и  инвестиционная политика является важнейшими инструментами, при помощи которых  государство и общество управляет процессом расширенного воспроизводства, реализует социально-экономические ориентиры, обеспечивают обороноспособность страны. Инвестиционная политика призвана определять динамику и направления использования фондов накопления и потребления. Ее задачей является также обеспечение высокой отдачи инвестиций и минимизация незавершенных капиталовложений. Разработка структурно-инвестиционной политики предполагает всестороннее изучение всего спектра общественных потребностей и тенденций их изменения; состояние и использования природных, производственных и трудовых ресурсов общества; анализ уровня эффективности экономики. Иначе говоря, разработке структурно-инвестиционной политики должен предшествовать глубокий анализ нерешенных проблем развития нашей экономики, причин, определяющих ее эффективность. Важной характеристикой капитальных вложений является отраслевая структура, позволяющая оценить пропорциональность распределения и относительную эффективность использования инвестиций на уровне страны в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве.

Прогрессивным и рациональным направлением улучшения  отраслевой структуры капитальных  вложений является развитие базовых отраслей промышленности и народного хозяйства в целом. Инвестиционные ресурсы сосредоточены в основном в экспортно ориентированных отраслях промышленности. Но уровень экономического развития страны определяется не конъюнктурой мировых цен на сырьевые ресурсы, а степенью развития предприятий обрабатывающей промышленности. Учет отмеченных и ряда других условий при осуществление стратегий долгосрочного экономического роста позволит обеспечить более сбалансированное развитие, как отдельных отраслей, так и промышленности в целом.

Из всего  сказанного можно сделать вывод, что от планирования структуры инвестиций в основной капитал по отраслям экономики  очень много зависит, прежде всего, сбалансированность в развитии всех отраслей народного хозяйства, оптимальность отраслевой структуры, ускорение НТП и эффективность функционирования всей экономики страны. Можно сказать и так, что планирование отраслевой структуры инвестиций в основной капитал – планирование состояния экономики государства, и об этом никогда не следует забывать. Государство при помощи госбюджетных средств и других рычагов может существенно влиять на тенденцию изменения отраслевой структуры капитальных вложений в прогрессивном направлении.

 Вместе с  тем необходимо отметить некоторые  сдвиги в сторону улучшения инвестиционного климата. По некоторым оценкам западных и российских экспертов, риск вложений стал постепенно снижаться. Положительным фактором является нарастание динамики вложений в основной капитал с 1762,4 до 2729,8 млрд. руб., которая представлено на рисунке 1.


Рисунок 1 –  Инвестиции в основной капитал за 2003-2005гг.

 

Прежде чем  вкладывать крупные инвестиции в  тот или иной регион страны, необходимы самые детальные обоснования  с учетом их влияния на экономику  не только на ближайшую перспективу, но и столетия вперед. Поэтому следует рассмотреть территориальной структуру капитальных вложений, под которой понимается их распределение и соотношение по отдельным субъектам Российской Федерации. Она зависит в первую очередь от уровня индустриального развития и инвестиционной привлекательности того или иного региона России, а также от других факторов.

Территориальная структура капитальных вложений самым существенным образом влияет на экономические и социальные процессы, а следовательно, и на эффективность общественного производства Региональная государственная инвестиционная политика в целом ориентирована на ускоренное развитие экономики и промышленности северных и восточных районов. В значительной степени это достигается через создание территориально-производственных комплексов с замкнутым циклом производства.

На реализацию масштабной программы газификации  страны в ближайшие три года направлено 35 млрд. руб. Финансирование двух основных федеральных жилищных программ: поддержка молодых семей и обеспечение жильем сельской интеллигенции составит 5 млрд. руб. В бюджет развития заложено и множество других насущных социальных программ и направлений.

В бюджетной  политике могут быть и приоритеты, явно не связанные с инвестициями. При длительном невнимании к финансированию текущих расходов бюджетных учреждений могут оказаться приоритетом и некапитальные расходы бюджетов. Инвестиции в человеческий потенциал представлен на рисунке 2.

Информация о работе Стимулирование инвестиций