Способы размещения государственных и муниципальных заказов (на материалах «мурманская детская городская больница)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней.

Содержание работы

1 Общая характеристика и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов…………………………………………………………..9
1.1 Понятие, сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов……………………………….…...9
1.2 Международный опыт закупок товаров, работ и услуг………………..16
1.3 Способы размещения заказов и условия их выбора……………………27
2 Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок…………………………………………………………………………....48
2.1 Реформирование законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов…………………………………..48
2.2 Проблемы совершенствования законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и их решения…………….….56
2.3 Эффективность функционирования системы государственных и муниципальных закупок……………………………………………………...…69
3 Анализ и способы размещения заказов для муниципальных нужд на примере МУЗ «Мурманская Детская Городская больница»……………..…..75
3.1 Способы размещения муниципального заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»……………………………………………….….75
3.2 Анализ показателей закупочной деятельности по способам размещения заказов в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»…………………………………………………………………..…….85
Заключение…………………………………………………………………..…...95
Список использованных источников……………………………………….…..98
Приложения...…………………………………………………………………..102

Файлы: 1 файл

димлом.doc

— 4.54 Мб (Скачать файл)
    1. Эффективность функционирования системы государственных  и муниципальных закупок

Система государственных  заказов и закупок является важнейшим  элементом государственного финансового  хозяйства. Консолидированные бюджетные  закупки федеральных органов власти РФ, субъектов РФ и муниципальных образований на протяжении последних лет неуклонно возрастают. В 2008 г. их объем составил  30% расходов консолидированного бюджета РФ. По словам начальника управления по контролю за размещением государственного заказа Федеральной антимонопольной службы Михаила Евраева, экономия бюджетных средств на госзаказе за первое полугодие 2008 года составила 66 млрд. руб., а за первое полугодие 2009 года – уже 117 млрд.руб. Рост экономии составил более 77 % при том, что бюджетные расходы выросли всего на 5,4 % .

Поскольку государственные  закупки занимают столь значительное место в затратной части бюджета  страны, то вопросы оптимизации бюджетных  расходов системы государственных  заказов и закупок крайне актуальны. При этом целями оптимизации бюджетных расходов являются повышение эффективности (результативности) расходования средств бюджетов всех уровней, повышение управляемости финансовыми потоками, предотвращение неконтролируемого нарастания затрат и сокращение расходов бюджета.

Само понятие «эффективность»  в общем случае подразумевает  отношение полученного результата к затратам на его достижение (материальным, временным, трудовым издержкам).

В общем случае, снижая затраты и улучшая конечный результат, мы тем самым повышаем и саму эффективность. Когда же речь заходит об оценке эффективности размещения государственного (муниципального) заказа, то сделать это объективно на основе лишь одного- двух- показателей нереально. Поскольку нет возможности однозначно оценить поступившую информацию.

Примером такого подхода  является односторонняя ориентация большого числа некомпетентных работников только на экономию бюджетных средств  – купить подешевле и побыстрее, совершенно не задумываясь о других параметрах сделки (качество, условия  поставки, гарантии и т.д.), соответствующих требованиям конечного потребителя. В результате часто приобретается продукция низкого качества. Деньги выкидываются на ветер, причем в больших количествах, особенно в конце финансового года, когда нужно срочно «освоить» средства уходящего отчетного периода.

Откровенно неумелое, некомпетентное планирование финансовых ресурсов имеет своим результатом  постоянное наращивание затрат всех видов. А в отчетности показатель денежной экономии маскирует серьезные  недостатки финансово-хозяйственной деятельности, менеджмента закупок. Ведь в реальной ситуации, т. е. при правильном эффективном планировании, экономия не может постоянно наращиваться. Она должна стабилизироваться на некотором уровне, который в большей степени зависит от макроэкономических явлений.

Достоверно оценить  экономическую эффективность размещения заказов можно лишь на основе целого комплекса показателей, подходов и  методик. При постановке задачи по данному  анализу следует учитывать, что  сам по себе этот процесс требует определенных затрат.

Экономический эффект размещения государственных (муниципальных) заказов  может находить свое выражение в  достижении комплекса следующих  показателей:

– экономия бюджетных средств (вследствие снижения цен при умелом размещении заказа достигается экономия бюджетных средств по сравнению с запланированным объемом финансирования);

– приобретение товаров, работ и услуг более высокого качества за те же деньги;

– приобретение товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем для обычного частного (корпоративного) покупателя (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, рассрочка платежа, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисные услуги и т. д.);

– приобретение товаров, работ и услуг с более низкой стоимостью владения (эксплуатации, использования);

– различного рода сопутствующие эффекты (снижение уровня коррупции, повышение степени открытости рынков, улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности и др.).

Последний показатель проявляется как итог функционирования всей системы размещения государственного (муниципального) заказа. Как в рамках конкретной организации (учреждения, предприятия), так и в более широких масштабах.

С другой стороны, рассчитываются издержки, связанные с размещением заказа затраты, которые могут быть определены по следующим видам:

– трудозатраты по созданию системы формирования, размещения и реализации государственных (муниципальных) заказов (распределение полномочий в коллективе, обучение и консультации сотрудников, наем новых работников, создание и функционирование системы менеджмента);

– материальные (финансовые) затраты на выполнение процедур закупок (консультационные услуги, расходные материалы, почтовые и курьерские услуги, оснащение рабочих мест, аренда дополнительных помещений и пр.);

– затраты на обеспечение работы инфраструктуры системы размещения заказов (официальные сайты и издания, переподготовка служащих и пр.).

Для расчета эффективности  требуется довольно большой объем  сведений, в частности информация:

– о плановых показателях соответствующего бюджета и реально доведенных до исполнителей лимитов бюджетных обязательств;

– о среднем уровне цен отдельно на каждый вид закупаемой продукции (с учетом места и условий поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; объема партии; условий оплаты; условий гарантийного обслуживания и т. д.) в такой же временной период;

– о ценах и иных существенных условиях (сроках и условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, сроках и условиях гарантии и др.) заключенных контрактов;

– о потребительских свойствах, качественных и технических характеристиках закупленных товаров, работ и услуг;

– о стоимости владения (эксплуатации, использования) закупленным оборудованием, стоимости использования результатов выполненных работ и поставленных услуг;

– о реальной трудоемкости выполнения процедур размещения заказов, количестве и квалификации привлеченных к выполнению процедур размещения заказов специалистов, а отсюда – о затратах на заработную плату (вознаграждение);

– о затратах на обеспечение процесса размещения заказов и функционирование инфраструктуры системы размещения заказов.

Понятно, что полноты  такой информации достичь бывает очень сложно. Существующие законы, определяя эффективность в области  государственных закупок, не предлагают ни критериев расчета и оценки такой эффективности, ни системы информационного обеспечения, необходимого для проведения соответствующего анализа, ни эффективной системы контроля за правильностью и полнотой реализации существующего законодательства.

Создается угроза, что  на местах каждый хозяйствующий субъект  будет по-своему определять, что  для него важнее. Подбирать соответствующие  обоснования со ссылками на пока еще  несовершенное и изменяющееся законодательство.

Эффективность государственных и муниципальных закупок – это комплексное понятие, включает в себя сложный механизм взаимодействия всех структур данного ведомства и вышестоящего управления и требующее глубокого системного подхода.

Системный подход к оценке эффективности государственных и муниципальных закупок в соответствии с Рисунком 6 включает в себя следующие составляющие, которые находятся в тесной взаимосвязи и представляют собой единое целое:

– систему эффективного планирования, состоящую из подсистем анализа общественных нужд и потребностей, состояния и динамики рынка, включая продукцию, производителей, технологии, посредников, информацию и пр. параметры;

– систему эффективного контроллинга, состоящую из подсистемы надежных источников информации, подсистемы анализа и оценки информации и принятия решений;

– эффективную обратную связь исполнения контракта с планированием закупок, включающую в себя инфраструктуру передачи информации о состоянии, динамике и окончательных итогах исполнения контракта для формирования планов и бюджетов закупок на будущее;

– эффективную нормативно-правовую систему, соответствующую, с одной стороны, накопленному мировому и отечественному опыту партнерства государства и бизнеса, с другой – перспективам, целям и задачам развития общества;

– системный менеджмент закупок, создаваемый как в рамках конкретного учреждения (организации, предприятия) и конкретной закупки товаров, работ и/или услуг, так и в более широких масштабах управления отрасли, территории, страны;

– информационно-коммуникативную систему, базирующуюся на современных программно-аппаратных средствах формирования, сбора, хранения, обработки и передачи информации, ориентированную как на самые широкие масштабы (в целях привлечения потенциальных поставщиков, подрядчиков, исполнителей), так и на нужды каждого конкретного потребителя (пользователя);

– систему рыночного мониторинга, создаваемую в целях постоянного и всестороннего наблюдения за ценовыми, технологическими, качественными и количественными изменениями, происходящими на рынке государственных (муниципальных) закупок;

– комплексную систему оценки экономической эффективности, призванную дать общее представление о результатах деятельности государственной (муниципальной) закупочной системы и выработать конкретные предложения по ее совершенствованию.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Анализ и способы размещения заказов для муниципальных нужд на примере МУЗ «Мурманская Детская Городская больница»

    1. Способы размещения муниципального заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»

МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница» для обеспечения своей деятельности производит закупки продуктов питания, лекарственных средств и расходных материалов, медицинского оборудования и автомобильного транспорта, горюче-смазочных материалов и мягкого инвентаря, а также привлекает подрядчиков для выполнения работ по текущему ремонту.

Планирование расходов на питание больных и приобретение медикаментов и предметов медицинского назначения осуществляется с учетом утвержденного муниципального заказа по койко-дням и врачебным посещениям.

Ассортимент продуктов питания определяется в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 г. № 330 «О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях». 

Расчет количества приобретаемого мягкого инвентаря производится исходя из норм оснащения на одну больничную койку в стационаре и врачебную должность в амбулаторно-поликлинических подразделениях. Расходы на спецодежду, средства индивидуальной защиты, а также санитарную одежду определяются соответственно штатной численности медицинского персонала с учетом степени обеспеченности и сроков списания.

Расчет потребности  в медикаментах, предметах медицинского назначения, перевязочных средствах, дезинфицирующих средствах, вакцинах, иммунобиологических средствах, расходном материале для диагностики, бактериологических и других лабораторных исследованиях, проводимых в других медицинских учреждениях, осуществляется по фактическим расходам учреждения на эти цели. Ассортимент лекарственных средств, перевязочных средств и предметов медицинского назначения определен в соответствии с Перечнем жизненно важных лекарственных средств,  утвержденными нормативами и фактическими потребностями.

В связи с дефицитом  бюджета МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница», отмечавшимся в течение ряда последних лет, и приоритетном финансировании защищенных статей расходов, средства на обновление парка медицинской техники и медицинского оборудования, санитарного транспорта практически не выделялись. В этой связи, большая часть медицинского оборудования, имеющего, как правило, 5-летний срок эксплуатации, исчерпала свой ресурс, не обеспечивает качественной и безопасной работы и требует замены. Изношенность медицинского оборудования в целом составляет  68 %.  Приобретение медицинского оборудования, обновление парка автомашин осуществляется по фактическим потребностям в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

С 1 января 2006 года МУЗ  «Мурманская Детская Городская Больница» проводит размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг  на основании Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Размещения муниципального заказа для муниципальных нужд в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница» проводится путем проведения торгов и без проведения торгов. Действующие способы размещения заказа в учреждение, приведены на Рисунке 7.

Рисунок 7 - Способы размещения заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»

Информация о работе Способы размещения государственных и муниципальных заказов (на материалах «мурманская детская городская больница)