Способы размещения государственных и муниципальных заказов (на материалах «мурманская детская городская больница)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней.

Содержание работы

1 Общая характеристика и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов…………………………………………………………..9
1.1 Понятие, сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов……………………………….…...9
1.2 Международный опыт закупок товаров, работ и услуг………………..16
1.3 Способы размещения заказов и условия их выбора……………………27
2 Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок…………………………………………………………………………....48
2.1 Реформирование законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов…………………………………..48
2.2 Проблемы совершенствования законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и их решения…………….….56
2.3 Эффективность функционирования системы государственных и муниципальных закупок……………………………………………………...…69
3 Анализ и способы размещения заказов для муниципальных нужд на примере МУЗ «Мурманская Детская Городская больница»……………..…..75
3.1 Способы размещения муниципального заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»……………………………………………….….75
3.2 Анализ показателей закупочной деятельности по способам размещения заказов в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»…………………………………………………………………..…….85
Заключение…………………………………………………………………..…...95
Список использованных источников……………………………………….…..98
Приложения...…………………………………………………………………..102

Файлы: 1 файл

димлом.doc

— 4.54 Мб (Скачать файл)

Законодательством установлены критерии для выбора той или иной процедуры размещения заказа. Основным ограничением является цена размещаемого госзаказа. Прежде всего отметим, что ранее под действие Закона № 94-ФЗ не подпадали закупки, осуществляемые наличным или безналичным способом, на сумму, не превышающую предельного лимита расчета наличными в РФ. Единственное исключение – когда заказ на услуги размещается:

– у международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами и участником которых является РФ;

– у международных финансовых организаций, с которыми Россия заключила международные договоры.

Закупки на сумму, не превышающую предельного лимита расчета наличными в РФ, отнесены к категории «у единственного поставщика». Причем с 22 июля 2008 года этот лимит увеличен с 60 000  до 100 000 руб.

Также благодаря новой  редакции статьи 5 Закона № 94-ФЗ по результатам  размещения заказа, когда сумма не превышает 100 000 руб., стало возможным  заключение не только государственного (муниципального) контракта, но и иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Пороговые значения применения различных способов размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в соответствии с новой редакцией закона № 94-ФЗ представлены в Таблице 1.

Таблица 1 – Пороговые значения применения различных способов размещения заказов

Способ размещения заказа

Сумма контракта

До 500 тыс. руб.

500 тыс. – 1 млн. руб.

1 млн. – 5 млн. руб.

Более 5 млн. руб.

Конкурс

Закупки осуществляются независимо от цены контракта ст. 20 Гл. 2 Закона № 94-ФЗ. Не допускается проведение в случае включения товаров, работ, услуг в перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукциона

Аукцион

Закупки осуществляются независимо от цены контракта ст. 32 Гл. 3 Аукцион обязателен в отношении товаров, работ, услуг, входящих в перечень, устанавливаемый Правительством РФ.

Аукцион в электронной форме

ч.3 ст. 32 Гл. 3

Закупки не допускаются

Запрос котировок

ч.2ст.42Гл.4

Закупки не допускаются

Запрос котировок на территории иностранного государства, на которой находится заказчик

Закупки осуществляются независимо от цены контракта

ч.5 ст. 42 Гл. 4

Запрос котировок в целях  оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

Закупки осуществляются независимо от цены контракта

ст. 48 Гл. 5

Закупка у единственного поставщика

Закупки осуществляются независимо от цены контракта ст. 55 Гл. 6

На товарных биржах

Закупки не допускаются

ч.1ст.56Гл.7


 

      1. Способы размещения заказа с помощью торгов

Рассмотрим подробнее  сначала способы размещения заказа с помощью торгов. Сначала определим, что такое конкурс. В широком  смысле это состязание соперников. Вот и заключение контрактов, осуществляемое на конкурсной основе, проходит путем  состязания между поставщиками на право выполнения государственного (муниципального) контракта. Согласно Закона № 94-ФЗ, конкурс – это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения государственного (муниципального) контракта и конкурсной заявке которого присвоен первый номер.

Что касается аукциона, то, можно сказать, это тоже разновидность  конкурса. Только в конкурсе критериев  отбора победителя может быть несколько. В случае же проведения аукциона он всего один – предлагаемая цена. Аукцион1 – это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного (муниципального) контракта.

Для проведения аукциона существуют конкретные условия2:

– закупаемые товары (работы, услуги) производятся (выполняются, оказываются) не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа – для них существует функционирующий рынок;

– сравнить закупаемые товары (работы, услуги) можно только по ценам.

– выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек для государственных или муниципальных нужд.

Кроме того, существует специальный  перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки которых осуществляется путем проведения аукциона. Такой перечень утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №236-р. Закупка включенных в него товаров (работ, услуг) путем проведения конкурса не допускается.

Процедуры проведения открытого конкурса и открытого аукциона во многом схожи и для наглядного восприятия последовательность действия сторон при организации и проведении этих способов закупки представлены в Приложениях А и Б соответственно.

Но на этапе подготовки, непосредственно перед началом торгов, необходимо разработать необходимую для размещения заказа документацию. В частности, к ней относится извещение о проведении конкурса (аукциона) и конкурсная документация (документация об аукционе).

      1. Запрос котировок

Закупка продукции способом запроса котировок осуществляется в тех случаях, когда одновременно удовлетворяются следующие условия:

– сумма закупки невелика относительно среднерыночного размера аналогичного контракта;

– продукция не производится по конкретным заявкам заказчика, но она имеется в наличии у поставщиков и для нее существует сложившийся рынок;

– продукция однородна и стандартизована (стандартизация не подразумевает наличия жестко установленных государством стандартов качества и функционирования, достаточно чтобы существовали общепризнанные стандарты качества и функционирования);

– существует достаточное количество поставщиков, обладающих, в общем одинаковыми возможностями по поставке требуемой продукции, и они известны заказчику.

Для проведения запроса котировок существует ограничение по цене контракта. Так, запрос котировок не может проводиться, если эта цена более 500 000 руб. А на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг нельзя проводить запрос котировок на сумму более 500 000 руб. в течение квартала.

Обычно в законодательстве о государственных закупках устанавливается  норма о том, что заказчик не имеет  права искусственно разбивать объем  закупки на части с целью применения способа запроса котировок.

Запрос котировок относится к простым способам закупки. Это означает, что все этапы процедуры максимально упрощены и ускорены. То же относится и к письменной отчетности, которая ведется по ходу закупки.

До вступления в силу Закона № 53-ФЗ, внесшего в закон о госзакупках кардинальные изменения, определение понятия одноименных товаров, работ, услуг в законодательстве отсутствовало. Теперь оно дано в новой редакции части 6.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ. Таковыми считают товары (работы, услуги), относящиеся к одной группе в соответствии с номенклатурой товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Она утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов. К сожалению, такая номенклатура до сих пор не утверждена, в связи, с чем применить данное определение на практике фактически невозможно.

Но есть случаи, когда  цена контракта не имеет значения и проведение запроса котировок  допускается. К ним относятся:

– если госзаказчик размещает заказ для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой он находится, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)3;

– если заказ размещается в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера4;

– дозакупка продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения в случае, если уполномоченными на осуществление контроля органами выдано предписание об отмене результатов торгов5.

Рассмотрим основные процедуру проведения запроса котировок. Для наглядности все этапы проведения запроса котировок представлены в Таблице 2.

Охарактеризуем подробнее  процедуру проведения запроса котировок. Первый этап можно классифицировать как подготовительный. Он проходит до публикации извещения. На данном этапе предполагается создание котировочной комиссии.

На втором этапе составляется извещение о проведении запроса  котировок. Сведения, которые оно  должно содержать, предусмотрены статьей 43 Закона № 94-ФЗ. Срок, в течение которого будут приниматься котировочные заявки, зависит от суммы заказа:

  • семь рабочих дней, если сумма более 250 000 руб. но до 500 000 руб.;
  • четыре рабочих дня, если сумма меньше или равна 250 000 руб.

 

 

 

Таблица 2 – Этапы проведения запроса котировок 

Срок

Действие

Документ

1-й этап

До публикации извещения

Создание котировочной комиссии

Приказ о создании котировочной комиссии

2-й этап

Не менее семи рабочих дней до окончания срока подачи заявок

Размещение извещения о проведении запроса котировок и проекта  контракта на официальном сайте (если сумма заказа от 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб.)

Извещение о проведении запроса  котировок 

Не менее четырех рабочих  дней до окончания срока подачи заявок

Размещение извещения о проведении запроса котировок и проекта  контракта на официальном сайте (если сумма заказа не превышает 250 тыс. руб.)

3-й этап

В течение семи (четырех) рабочих  дней

Подача котировочных заявок участниками

Котировочная заявка

Прием заявок

Расписка в получении котировочной заявки

Регистрация заявок заказчиком

Журнал регистрации поступления котировочных заявок

4-й этап

Один рабочий день

Рассмотрение и оценка заявок, определение  победителя

Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок

В день подписания протокола

Размещение протокола на официальном  сайте

5-й этап

После размещения протокола на официальном  сайте

Обжалование результатов

Запрос о разъяснении результатов  рассмотрения и оценки котировочных заявок

В течение двух рабочих дней со дня поступления запроса

Ответ на запрос о разъяснении результатов

Разъяснение результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок

6-й этап

В течение двух рабочих дня со дня подписания протокола

Передача победителю одного экземпляра протокола и проекта контракта

Проект контракта

7-й этап

Не ранее чем через пять дней со дня размещения протокола и не позднее 20 дней со дня подписания протокола

Заключение о контракта


Соответственно за семь или четыре рабочих дня до окончания  срока подачи котировочных заявок заказчику  следует разместить на официальном  сайте извещение и проект контракта.

Кроме того, у заказчика  есть право направить запрос котировок  лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных  извещением о проведении запроса  котировок.

Очень важным моментом при  запросе котировок является описание закупаемой продукции. Учитывая, что закупка производится не по конкретным заявкам и единственным критерием выбора будет цена, нужно максимально конкретизировать необходимую продукцию. Уточнять характеристики потенциальный поставщик не сможет. Ведь переговоры между ним и заказчиком (уполномоченным органом, котировочной комиссией) запрещены6.

Извещение размещается  на официальном сайте, ознакомиться с ним потенциальный поставщик  может бесплатно. Форма котировочной заявки является приложением к извещению. Ее и необходимо заполнить, чтобы стать участником

Любой участник размещения заказа может представить только одну котировочную заявку и внесение изменений в нее не допускается. При подаче заявки по требованию участника  заказчик выдает расписку, где указывает дату и время ее получения. Каждая котировочная заявка подлежит регистрации. Для этого ведется журнал регистрации получения котировочных заявок.

Если подана только одна котировочная заявка. Тогда срок подачи заявок продлевается на четыре рабочих дня. Для этого заказчик размещает на официальном сайте извещение о продлении срока подачи заявок. Сделать это нужно в течение одного рабочего дня после окончания срока подачи заявок. В описанных обстоятельствах у заказчика возникает обязанность направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут поставить необходимую продукцию. И если по истечении продленного срока заявок не будет, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником. Конечно, только если его заявка соответствует всем предъявляемым в запросе котировок требованиям, а предложенная им цена не превышает начальную (максимальную).

Если не подана ни одна заявка. В таких условиях заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить  повторное размещение заказа путем  запроса котировок. Разрешается при этом изменить условия исполнения контракта.

Но эти случаи исключения. Если они не произошли, следующим  этапом запроса котировок будет  рассмотрение и оценка котировочных заявок. Эта процедура проводится в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи заявок.

Информация о работе Способы размещения государственных и муниципальных заказов (на материалах «мурманская детская городская больница)