Способы размещения государственных и муниципальных заказов (на материалах «мурманская детская городская больница)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 21:31, дипломная работа

Описание работы

Динамичное развитие экономики России невозможно без формирования бюджетной политики, в основе которой лежат макроэкономическая стабильность и повышение эффективности бюджетного процесса, в том числе расходов бюджетов всех уровней.

Содержание работы

1 Общая характеристика и правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов…………………………………………………………..9
1.1 Понятие, сущность, функции и принципы размещения государственных и муниципальных заказов……………………………….…...9
1.2 Международный опыт закупок товаров, работ и услуг………………..16
1.3 Способы размещения заказов и условия их выбора……………………27
2 Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок…………………………………………………………………………....48
2.1 Реформирование законодательства в сфере размещения государственных и муниципальных заказов…………………………………..48
2.2 Проблемы совершенствования законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, и их решения…………….….56
2.3 Эффективность функционирования системы государственных и муниципальных закупок……………………………………………………...…69
3 Анализ и способы размещения заказов для муниципальных нужд на примере МУЗ «Мурманская Детская Городская больница»……………..…..75
3.1 Способы размещения муниципального заказа в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»……………………………………………….….75
3.2 Анализ показателей закупочной деятельности по способам размещения заказов в МУЗ «Мурманская Детская Городская Больница»…………………………………………………………………..…….85
Заключение…………………………………………………………………..…...95
Список использованных источников……………………………………….…..98
Приложения...…………………………………………………………………..102

Файлы: 1 файл

димлом.doc

— 4.54 Мб (Скачать файл)

- контрольно-учетная функция, контроль расходования бюджетных средств.

Закупки продукции для  государственных и муниципальных  нужд должны осуществляться в соответствии с рядом принципов, основным из которых  являются:

- равноправное и справедливое отношение ко всем поставщикам;

- экономное и эффективное расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов;

- открытость и прозрачность;

- подотчетность;

- ответственность.

Реализация принципа равного и справедливого отношения  осуществляется путем предоставления равных возможностей участия в госзакупках  всем поставщикам независимо от видов деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности, национальной принадлежности и происхождения товаров, работ, услуг. То есть в процедурах госзакупок могут наравне участвовать как государственные унитарные предприятия, так и общества с ограниченной ответственностью, принадлежащие российским гражданам, и открытые акционерные общества с 90 % иностранным капиталом. Не могут устанавливаться ограничения например  такие как «поставлять товары для государственных нужд могут только производители этих товаров» или «участниками конкурса могут быть только подведомственные учреждения», поскольку это ограничивает право иных субъектов рыночных отношений получить контракт на поставку продукции для государственных нужд.

Это вовсе не означает, что поставлять товары, работы, услуги для госнужд может кто угодно. Напротив, государство может устанавливать весьма жесткие требования к качеству товаров, опыту работы поставщика, к наличию необходимых лицензий, к уплате поставщиком налогов и т.п. Например, устанавливаются требования к опыту работы (причем не опыту работы вообще, а опыту поставки аналогичных товаров, выполнения аналогичных работ, оказания аналогичных услуг) 3-5 лет, требования к объемам продаж аналогичных товаров, работ, услуг на уровне (в среднем) от трех до десятикратной величины предполагаемой стоимости государственного контракта, требования к составу и квалификации персонала, наличию соответствующих складских помещений и специального оборудования .

Однако эти требования устанавливаются едиными для всех поставщиков, и допуск поставщика к участию в госзакупках только на основе критерия «удовлетворяет или не удовлетворяет установленным требованиям». Например, если было установлено, что опыт работы поставщика должен быть не менее 3-х лет, а его реальный опыт работы составляет 2,5 года, то такой поставщик в принципе не может получить государственный контракт, даже если он предлагает выполнить государственный контракт по самым низким расценкам. Требования к поставщикам не должны ограничивать конкуренцию между ними, создавать необоснованные привилегии какому-либо конкретному поставщику или группе поставщиков.

Реализация принципа экономного расходования средств бюджетов и внебюджетных фондов осуществляется путем выбора правильного способа  закупки на основе анализа затрат на осуществление закупки тем или иным способом, разумной экономии средств при осуществлении закупки и последующем контроле за исполнением контракта.

Правила выбора способа  закупки определены Законом № 94-ФЗ, а также в принятых нормативно-правовых актах. Процедуры и условия выбора способа закупки, содержащиеся в этих правовых актах, установлены именно исходя из экономической целесообразности применения тех или иных способов закупки.

Принцип эффективного расходования средств подразумевает всестороннюю оценку выгод от приобретения того или иного товара, работы, услуги с учетом фактора времени, и затрат на такое приобретение. Скажем, автомобиль импортного производства является более дорогим, чем отечественный. Однако расходы на эксплуатацию и обслуживание импортного автомобиля меньше, чем отечественного. Таким образом, в конечном итоге приобретение импортного автомобиля является экономически целесообразным. Но здесь также нельзя скидывать со счетов и тот фактор, что средства, затраченные на покупку отечественного автомобиля и его обслуживание - это средства, вложенные в отечественную экономику. И это обстоятельство может оказать решающее влияние на принятие решения о закупке автомобиля.

Кроме минимизации затрат на проведение закупки система размещения госзаказа должна обеспечивать приобретение продукции с наилучшим для решения конкретной государственной задачи соотношением цены и качества.

Реализация принципа открытости и прозрачности заключается  в публикации объявлений о проведении закупок и об их результатах в широко распространенных печатных средствах массовой информации, а также применением специальных процедур закупки.  Все необходимые сведения в ходе проведения закупки предоставляются всем заинтересованным сторонам (потенциальным поставщикам, проверяющим органам и т. д.) посредством общедоступного ресурса (например, сети Интернет). При этом такая информация должна быть:

– достаточной;

– своевременной и актуальной;

– доступной для всех заинтересованных сторон.

Реализация принципа подотчетности осуществляется путем ведения письменной отчетности по всем важным этапам осуществления процедуры закупки и по всем важным принимаемым решениям, и предоставлением этой информации заинтересованным лицам (проверяющим органам, общественным организациям, представителям средств массовой информации) в пределах их компетенции. Например, действующим законодательством установлена обязанность организатора открытого конкурса вести протокол проведения конкурса, установлено содержание этого протокола. Важным новшеством, является введенным новым Законом № 94-ФЗ обязанность Заказчика вести аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, а также законодательно закрепленное право любого участника аукциона осуществлять аудио- и видеозапись аукциона.

Принцип ответственности подразумевает, что органы государственной власти и отдельные чиновники, принимающие решения, несут гражданскую, административную и уголовную ответственность наравне с другими субъектами права. То есть, в случае неисполнения обязательств по оплате поставленных товаров в соответствии с государственным контрактом на орган государственной власти, заключивший такой контракт, можно подать обжаловать действия чиновников

Весь процесс закупки  должен проходить справедливо и  честно. Соблюдение таких принципов повышает привлекательность системы размещения госзаказов, способствует вовлечению все большего количества участников. Все это в свою очередь оказывает содействие в достижении экономии бюджетных средств, высокой отдачи от их использования.

    1. Международный опыт закупок товаров, работ и услуг

Одной из основных задач  развития системы государственных  закупок в России является создание единой электронной системы госзаказа. И если российские специалисты делают только первые шаги к реализации этой идеи, то в США и странах Европейского Союза уже давно применяют высокие технологии.

Американские государственные  закупки

 

За рубежом наибольший опыт информационного обеспечения  госзакупок накоплен в Соединенных  Штатах Америки. Первый закон по регулированию  федеральной системы государственных закупок был принят в США в 1792 г.: согласно ему полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны.

В целом система закупок  на национальные нужды в США нецентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды очень напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена.

В настоящее время  проведение закупок для нужд федеральных  органов власти в США является прерогативой Genneral Services Administration – Управления общих услуг (далее по тексту УОУ). На основе заявок министерств и ведомств УОУ организует крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь тендеры. Товары хранятся на складах УОУ и перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, служащего для обеспечения жизнедеятельности УОУ. Закупки на нужды национальной обороны осуществляет министерство обороны (Department of Defense) США. Специализированные закупки проводятся также некоторыми другими ведомствами, такими как Агентство по исследованию и развитию в области энергетики (Energy Research and Development Agency), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) и т.п.

Мониторинг федеральных  закупок возложен на Управление федеральной  закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), а межминистерская координация  в области закупочной политики осуществляется Советом по регулированию федеральных  закупок (Federal Acquisition Regulatory Council). Законодательную основу системы государственных закупок в США составляют Правила закупок для федеральных нужд (Federal Acquisition Regulations, FAR) и Правила закупок для нужд обороны – дополнение (Defense Federal Acquisition Regulations-Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур. Все законы, относящиеся к данной сфере, можно разделить на две категории.

Первая – общефедеральное законодательство. Оно регламентирует организацию процесса госзакупок и устанавливает юридические нормы, которые касаются конкретных видов закупок, отнесенных к компетенции соответствующих органов исполнительной власти на федеральном уровне. Вторая – специальное законодательство, отвечающее за процедуры и формы контрактов, а также информационное обеспечение процессов закупок и анализа их результатов.

Управление системой государственных закупок США  опирается на три основных принципа, проистекающих из американского подхода к функциям и задачам государства:

– достижение справедливости, то есть обеспечение условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы;

– соблюдение честности и борьба с коррупцией при государственных закупках;

– экономия и эффективность, то есть обеспечение закупок товаров и услуг требуемого качества по максимально низким ценам с минимальными затратами на проведение закупок.

Сегодня каждое федеральное  ведомство Америки обязано формировать  и поддерживать ведение компьютерной базы данных, содержащей несекретные  сведения по всем контрактам единичной  стоимостью свыше 25 тыс. долл. за пять последних  финансовых лет. Все ведомства должны направлять указанную информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок. Для предоставления сведений по контрактам федеральные ведомства используют стандартные формы документов и унифицированные форматы данных. В дополнение к представленному перечню ведомства должны иметь в электронном виде данные, идентифицирующие субконтракты по контрактам на общую сумму 5 млн долл. и более.

Информационная система  федеральных закупок обеспечивает учет сведений по 400 – 500 тыс. контрактов единичной стоимостью более 25 тыс. долл. и 17 млн контрактов малой единичной стоимостью, ежегодно заключаемых федеральными ведомствами (на общую сумму порядка 200 млрд долл.). Центральная информационная система федеральных закупок является источником консолидированной информации о госзакупках.

Цель внедрения электронных  торгов при осуществлении федеральных закупок – не только автоматизация рутинных процессов взаимодействия закупочных органов с потенциальными подрядчиками, но и снижение затрат на выполнение закупочных процедур и резкое сокращение сроков проведения этих операций. Масштабы использования электронных торгов при осуществлении федеральных закупок в США в настоящее время являются относительно небольшими в сравнении с объемом их применения при заключении сделок между коммерческими фирмами. Электронные торги в основном используются для закупок по упрощенным процедурам по контрактам стоимостью до 100 тыс. долл. Это обусловлено излишне жесткой регламентацией процедур федеральных закупок, которая полностью удовлетворяет условиям их проведения с помощью документов на бумажных носителях, но создает определенные сложности при проведении закупок посредством электронных торгов. Важными условиями применения электронных торгов являются развитое законодательство в сфере регулирования использования Интернет-технологий и средств связи, защиты информации, а также наличие базовых стандартов безопасности для компьютерных сетей.

Информационные ресурсы  обеспечивают реализацию указанных  выше принципов – публичности  процесса закупок продукции для государственных (федеральных) нужд, равноправия в процессе закупок и открытого доступа к информации по заключенным контрактам. В соответствии с требованиями законодательства обеспечение публичного открытого доступа к этим ресурсам осуществляется посредством их публикации на едином правительственном портале. Электронная версия Федерального регистра контрактов также размещена в Интернет.

Основное достоинство  американской информационной системы  федеральных закупок заключается  в том, что она обеспечивает:

– высокую оперативность и точность предоставления Конгрессу, администрации президента, федеральным ведомствам и частному сектору данных о положении в области контрактов на закупки для государственных нужд;

– позволяет получить сведения по федеральным закупкам в различных интересующих пользователя разрезах: по годам, ведомствам, контрактам и т.п.

В то же время отмечаются следующие недостатки системы:

– неполное предоставление данных отдельными федеральными ведомствами;

– недостаточная активность использования информационных ресурсов как со стороны правительственных ведомств, так и со стороны населения;

– недостаточная информационная совместимость между звеньями системы и др.

Европейская система  государственных закупок

Информация о работе Способы размещения государственных и муниципальных заказов (на материалах «мурманская детская городская больница)