Совершенствование системы социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 13:10, реферат

Описание работы

Говоря об исполнении бюджета фонда в 2012 году, Министр Максим Топилин подчеркнул: «Мы фактически вышли из той непростой ситуации, которая была после кризиса». «Бюджет исполнен по доходам на 8,8 процента /сверх объема/, это очень неплохой показатель", - сказал он. «По предварительным оценкам, мы фактически можем уже говорить о том, что получили результаты введения тех мер, которые были предприняты раньше по регулированию выплат по нетрудоспособности», - отметил Максим Топилин. По его словам, по этим выплатам практически не существует дефицита. «Эта выплата стабилизировалась, что позволяет нам говорить о том, что в очень короткой перспективе мы можем достичь бездефицитности ФСС», - уверен глава Минтруда России. При этом он отметил, что «по страховым и несчастным случаям фонд и так был бездефицитным».

Файлы: 1 файл

Совершенствование.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

ИПК  является интегральным показателем, учитывающим как страховой  стаж (чем больше стаж, тем больше слагаемых в формуле расчета ИПК), так и отчисления от заработной платы ЗЛ в СПС.

ИПК i = СВгод,i / НСВгод,I

ИПКi – индивидуальный пенсионный коэффициент за i -й год, учитывающий  вклад отчислений от заработной платы  работника в солидарную пенсионную систему за i-й год

СВгод,i - начисленные за год за работника  взносы в персонифицируемую часть  пенсионной системы (на страховую часть), учитываемые в его пенсионных правах;

НСВгод,i - нормативный размер взносов  в СПС, учитываемых в пенсионных правах (рассчитывается как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой).

ИПК стаж - дополнительный пенсионный коэффициент для лиц, имеющих  календарный стаж на момент назначения пенсии 30 и более лет, начисляемый из расчета 1,0 за стаж 30 лет и 0,1 за каждый год страхового стажа сверх 30 лет.

 

 

При переходе к новой пенсионной формуле предлагается рассчитывать СПК 2015 с учетом обеспечения увеличения страховой части пенсии в размере, эквивалентном действующей формуле, - 647,7 руб. (прогнозный расчетный показатель)

В последующие (после 2015г.) годы СПКj рассчитывается как отношение планируемого в  рамках бюджета ПФР:

- объема планируемых средств  на выплату страховых пенсий  с учетом поступлений от страховых взносов на страховую пенсию (по тарифу 22%+10% сверх «потолка») плюс трансферт федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов ПФР от снижения тарифов для отдельных категорий страхователей и льгот отдельным категориям получателей пенсий (возмещение за «нестраховые» периоды) к сумме ИПК по всем пенсионерам.

Пример расчета  пенсии по новой формуле:

Мужчина выходит на пенсию на 3 года позже установленного пенсионного  возраста в 63 года, страховой стаж – 43 года, зарплата на протяжении трудовой деятельности соответствовала 1,5 среднемесячной зарплаты по стране.

Пенсия = базовая пенсия + страховая  пенсия

Базовая пенсия = 3500 рублей

Страховая пенсия = сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) с учетом бонуса за стаж1 × коэффициент возраста × актуальную стоимость пенсионного коэффициента

((43 × 0,65) + 1,3)) × 1,24 × 647,70 = 23 492,08 руб.

Пенсия = 3 500 + 23 492,08 = 26 992,08 руб. (без  учета накопительной пенсии)

Сегодня средний размер трудовой пенсии по старости равен 10 тыс. рублям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дефицит Пенсионного  фонда оценили в 3 трлн рублей

На покрытие дефицита Пенсионного  фонда в 2013–2015 годах предполагается направить из федерального бюджета  около 3 триллионов рублей, говорится  в материалах, размещенных на сайте  правительства.

Сегодня кабинет министров рассмотрит на заседании вопрос об основных характеристиках  бюджета Пенсионного фонда на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Средства федерального бюджета  на покрытие дефицита бюджета Фонда  в 2013 году учтены в объеме 1 триллион 9,9 миллиарда рублей, в 2014 году — 861,6 миллиарда рублей, в 2015 году — 897,5 миллиарда рублей.

Доходы бюджета Фонда на 2013 год  определены в сумме 6 триллионов 188,3 миллиарда рублей, на 2014 год — 6 триллионов 620,8 миллиарда рублей, на 2015 год — 7 триллионов 186,1 миллиарда рублей. Расходы бюджета Фонда на 2013 год определены в сумме 5 триллионов 924,8 миллиарда рублей, на плановый период 2014 и 2015 годов расходы составят соответственно: 6 триллионов 413,4 миллиарда рублей и 6 триллионов 850,4 миллиарда рублей.

Объемы межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Фонда на финансовое обеспечение обязательств федерального бюджета на выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий  и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, которые администрируются Фондом, составят в 2013 году 1 триллион 913 миллиардов рублей, в 2014 году 2 триллиона 123,6 миллиарда рублей, в 2015 году 2 триллиона 263,7 миллиарда рублей.

Среднегодовой размер трудовой пенсии в 2013 году составит 10,190 тысячи рублей — 164,2% от прожиточного минимума пенсионера. Средний размер социальной пенсии в прогнозный период будет поддерживаться на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, отмечается в материалах.

Кроме того, на заседании правительства будут рассмотрены основные характеристики бюджета Фонда социального страхования РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2013–2015 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На перспективу : Проблемы пенсионной системы РФ и пути их решения

Несмотря на более чем десятилетнюю историю российская модель выстраивания национальной пенсионной системы все  еще далека от завершения. Наряду с  очевидными успехами реформирования, такими как переход от чисто распределительной пенсионной системы к смешанной распределительно-накопительной, введение персонифицированного учета в обязательном пенсионном страховании, создание системы негосударственного пенсионного обеспечения и т.п., имеет место ряд существенных проблем, обусловленных не столько сущностными - страховыми, сколько внешними к пенсионной системе - демографическими и макроэкономическими факторами, включая глобальный финансовый кризис.

Рассматривая проблемы Пенсионного  Фонда РФ, следует исходить из того, что две главные проблемы - дефицит  бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией  утраченного заработка - не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.

В 2011 г. дефицит бюджета ПФР снизится до 1,8% ВВП и нехватка солидарной части тарифа на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии сократится до 50% дефицита бюджета ПФР. В дальнейшем дефицит будет неуклонно сокращаться, хотя совсем не исчезнет, если не будут приняты меры по дальнейшему развитию пенсионной реформы (в 2050 г. он составит 1,25% ВВП). Для ликвидации текущего дефицита (без учета совершенствования пенсионной системы), тариф должен поддерживаться на уровне 32-34% в зависимости от макроэкономических параметров. Избежать повышения тарифа для ликвидации дефицита на выплату фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии могло бы увеличение в 2011 г. соотношения работающих и пенсионеров с 1,27 до 1,89 (рост численности наемных работников должен составить 22,6 млн. чел.).

Вторым фактором дефицита бюджета  ПФР являются возрастающие отчисления на формирование накопительной части трудовой пенсии для будущих пенсионеров (тариф на которые составляет 6% для лиц 1967 г. рождения и моложе). В текущем году страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии составят 24% от объема дефицита бюджета ПФР по распределительной составляющей.

Одной из наиболее эффективных мер  государственного регулирования финансовой устойчивости пенсионной системы в  краткосрочном периоде могла  бы стать ликвидация скрытой заработной платы, которая за период с 2000 г. по 2012 г. возросла с 11,1% до 17% ВВП и достигла половины фонда заработной платы. Взимание страховых взносов с этой заработной платы позволило бы уже снизить дефицит бюджета ПФР более чем на 0,9 трлн. рублей.

Вторая главная проблема пенсионной системы - снижение солидарного коэффициента замещения, который в России определяется соотношением среднего для всех получателей размера пенсии в текущем году и средней заработной платы в экономике за этот же период, выраженное в процентах. В результате реформы 2010 г. он увеличился до 38,4% в целом по России, но в последующие годы его снижение возобновится, и к 2050 г. он составит 22%. Обусловлена эта тенденция снижения, в первую очередь, демографическим старением населения, ведущим к росту числа пенсионеров и сокращению занятых и соответственно - расходованию уменьшающихся поступлений средств в пенсионную систему на больше число пенсионеров. Для поддержания коэффициента замещения на уровне хотя бы 35% потребуется либо постепенное увеличение тарифа страховых взносов: на 0,4 процентных пункта в 2015 г. и т.д., либо усиление внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов (резкий рост рождаемости и увеличение миграции).

В действующей пенсионной системе  существует ряд положительных моментов, одним из которых является возможность влиять на формирование накопительной части пенсии не только денежными вкладами, но путем управлениями этими накоплениями. Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (имеющие страховое свидетельство) могут самостоятельно выбрать, кому доверить управление накопительной частью своей будущей пенсии. Граждане вправе формировать накопительную часть своей будущей пенсии:

· через Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), выбрав: а) управляющую компанию, отобранную по результатам конкурса (УК) <http://www.pfrf.ru/userdata/invest/uk/perech_uk.xls>. У таких управляющих компаний более широкий перечень активов, в которые могут быть размещены Ваши пенсионные накопления, чем у государственной управляющей компании;

· б) государственную управляющую компанию (ГУК) - Внешэкономбанк. ГУК инвестирует средства пенсионных накоплений только в государственные ценные бумаги, что является менее доходным, но и менее рискованным видом управления пенсионными накоплениями.

· через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) <http://www.pfrf.ru/userdata/invest/npf/npf.xls>, одним из видов деятельности которых является пенсионное обеспечение застрахованных лиц, принявших решение формировать накопительную часть трудовой пенсии через соответствующий фонд, а также инвестирование средств пенсионных накоплений, предназначенных для выплаты пенсий.

НПФ и УК могут инвестировать  средства пенсионных накоплений не только в государственные ценные бумаги, но и в акции, облигации российских организаций, а также иные финансовые инструменты, разрешенные законодательством.

Пропорция между теми, кто уже  в предыдущие годы осознанно выбрал НПФ, и теми, кто оставил свои пенсионные накопления в государственной управляющей  компании, Внешэкономбанке (ВЭБ), за последние  годы составляет 8% против 92% граждан, имеющих накопительную часть пенсии. При этом только в 2009 году более 2 млн. человек перевели свои пенсионные накопления в НПФы и частные управляющие компании. Если вновь вернуться к дополнительным страховым взносам 2009 года, то средства на софинансирование пенсионных накоплений в сумме 2,5 млрд. руб. Пенсионный фонд России сначала распределил по пенсионным счетам 573 тыс. человек, уплативших взносы в рамках Программы, а затем передал их УК и НПФы (см. гистограмму № 2).

Гистограмма № 2

 

Распределение средств на софинансирование пенсионных накоплений в 2009 г.

 

Все перечисленное указывает на необходимость совершенствования  действующей пенсионной системы  в части развития накопительной  части пенсии с участием граждан в формировании своих пенсионных накоплений. Сверхзадача, которую ставит перед собой Пенсионный фонд - это привить у молодежи и всех работающих россиян новую пенсионную культуру, чтобы каждый человек смолоду думал о своей будущей пенсии и стремился ее приумножить. Поставленную задачу можно реализовать только путем повышения финансовой грамотности населения посредством проведения информационных компаний в средствах массовой информации, финансовых семинаров для работодателей и работников, бюджетной поддержки издания популярного журнала, посвященного пенсионной тематике, запуска на ведущих телеканалах, введения соответствующих учебных курсов в средних школах и т.п..

Одновременно должны быть приняты  меры по повышению уровня контроля со стороны государства за соблюдением требований законодательства участниками системы дополнительного пенсионного обеспечения. Целесообразно также создание системы гарантирования пенсионных сбережений граждан, - как в отношении обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения, так и в части негосударственного пенсионного обеспечения.

До настоящего времени без движения остается процесс создания профессиональных пенсионных систем, в рамках которых  предполагалось реализовать права  граждан на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда. Проект Федерального закона "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации" в редакции, созданной 10.01.2003, был принят в первом чтении Государственной Думой еще в 2002 г.. Он предусматривает создание профессиональных пенсионных систем на накопительных принципах в рамках коллективных договоров. Финансирование профессиональных пенсий должно осуществляться за счет дополнительных отчислений, осуществляемых работодателем с фонда оплаты труда за тех работников, которым в соответствии с условиями коллективного договора положена досрочная пенсия. Известно, что одна из проблем действующей системы льготного пенсионного обеспечения состоит в отсутствии четких критериев для назначения таких льгот, что приводит к тому, что право на досрочную пенсию имеют от 30 до 50% занятых в фактически нормальных условиях труда. Законопроект предусматривает механизм автоматической коррекции этой ситуации. Общие списки работ, профессий и т.п., на которые могут распространяться льготы по пенсионному возрасту, утверждаются Правительством РФ. На основе этих списков конкретные рабочие места, дающие право на досрочный выход на пенсию, утверждаются в коллективном договоре. Исполнение норм коллективного договора обязательно для работодателя. На работников, вошедших в профессиональную пенсионную систему, в ПФР открываются специальные индивидуальные счета, которые в случае проблем с НПФ, обслуживающим профессиональную пенсионную систему, переводятся в другой фонд. Но до сих пор этот законопроект не утвержден, а большинство изложенных положений вызывают возражения со стороны работодателей. Вплоть до настоящего времени сохраняется большая неопределенность в отношении пенсионных обязательств перед категориями работников, которые должны были бы стать участниками профессиональных пенсионных систем. Результатом такого состояния является финансирование льготных пенсий за счет общей массы страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, хотя такие расходы не учтены в размерах этих взносов.

Информация о работе Совершенствование системы социального страхования