Роль бюджета в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 13:04, реферат

Описание работы

Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, ис-пользующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.
Бюджет, денежное обращение — это зеркало государства, ба¬рометр его экономиче-ского и социального состояния и полити¬ческого положения. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравствен-ность и культура в обществе.

Файлы: 1 файл

роль бюджета.docx

— 56.71 Кб (Скачать файл)

 Региональные  бюджеты.

Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

14

В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Велика роль региональных бюджетов в финансировании промышленности, энергетики и строительства,  жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры и искусства.

В условиях перехода к рыночной экономике роль и значение бюджетов субъектов РФ  неуклонно возрастают. Бюджеты становятся финансовой базой социально-экономического  развития территорий.

          Местные бюджеты.

Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются меж-

15

ду отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач — в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающие городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы, доходы от приватизации, средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления: от налога на добавочную стоимость, от акцизов, от налога на прибыль предприятий.

 

16

По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их

заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. В последнее время местные бюджеты все больше вовлекаются  в социальное, культурное и экономическое развитие административно-территориальных образований.

Государственные внебюджетные фонды.

Государственные внебюджетные фонды организационно могут состоять из федеральных и территориальных. В условиях современной экономической социальной и экономической нестабильности назначение внебюджетных фондов трактуется довольно широко. Фонды часто используются в качестве финансовых резервов при  экономических затруднения,  для повышения маневренности государственной финансовой системы.

В государственные внебюджетные фонды входят: федеральный Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и другие. Их задачами является финансирование конкретных социально-экономических целевых мероприятий: страхования, пенсионного обеспечения, муниципального страхования.

В отличие от бюджетов фонды меньше контролируются законодательной властью, что облегчает  их использование исполнительными органами власти  по собственному усмотрению

            Консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет представляет собой свод всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет Российской Федерации и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными (представительными) орга

17

нами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов Российской Федерации.

 Показатели консолидированных  бюджетов используются в бюджетном  планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований.

 Важна роль показателей  консолидированных бюджетов и  при анализе формирования и  использования централизованного  финансового фонда страны, т. е. суммы  всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых возможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов

Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь средне бюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государственную и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых  другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранным государством стиль осуществления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны. Именно бюджет, фиксируя конкретные направления  расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования  и стимулирования экономики, инвестиционной  активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории, является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе

  В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от идеальной. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная, а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных проблем.

Пути развития и решения проблем бюджетной политики  находят выражение в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ. Вся сложность заключается в их последовательной реализации.

 

 

 

 

 

 

19

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок от 30 декабря 2008г. № 6-ФКЗ и   от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ) – Ростов на Дону: Феникс, 2009-63-(Закон и общество).
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. По состоянию на 01.10.2010.- М: Омега -Л–2010г.,-234с.( Кодексы РФ).
  3. Бюджетная система Российской Федерации, 2-ое издание. Учебник. Под ред.     Г.Б.Поляка - М.: Юнити , 2009-703с.
  4. Фетисов В.Д.Финансы. Учебное пособие для вузов /В.Д. Фетисов - М.: Юнити-Дана, 2003-355 с.
  5. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник для вузов./П.И. Вахрин – М.: Дашков и К, 2002-342с.
  6. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. Учебник для вузов./А.М.Бабич, Л.Н. Павлова – М.: Юнита, 2002-687с.
  7. Вышегородцев М.М. Управление бюджетом. Курс лекций / М.М. Вышегородцев – М.: Дело и Сервис, 2002-159с.

 

 


Информация о работе Роль бюджета в управлении