Формирование бюджетов и их роль в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 22:43, реферат

Описание работы

В условиях становления и развития в России рыночных отношений, ориентируемых на соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, возрастает значение качества и информативной емкости учетной информации. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, функционирование управленческой бухгалтерии позволяют предприятию в современных условиях использовать наиболее эффективные формы и методы производственного учета, контроля и управления затратами на всех уровнях производственного процесса.

Содержание работы

Введение 3

1.Формирование бюджетов и их роль в системе управления 5
2.Жесткие и гибкие бюджеты 8
3.Методология разработки гибкого бюджета 12
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БУУ.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение            3

 

1.Формирование бюджетов и их  роль в системе управления   5

2.Жесткие и гибкие бюджеты        8

3.Методология разработки гибкого бюджета             12

Список литературы                 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях становления и развития в России рыночных отношений, ориентируемых на соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, возрастает значение качества и информативной емкости учетной информации. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, функционирование управленческой бухгалтерии позволяют предприятию в современных условиях использовать наиболее эффективные формы и методы производственного учета, контроля и управления затратами на всех уровнях производственного процесса.

В условиях динамических изменений окружающей экономической, технологической, социальной и политической среды, затруднение производственных и коммерческих связей предприятию, которое не планирует своей деятельности, выжить на рынке практически невозможно.

Для разработки эффективных планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия необходима достоверная информация, которую формируют в системе управленческого учета.

Бюджет –  это план будущих действий и мероприятий  предприятия, выраженный в денежных или натуральных измерителях, который отражает доходы и затраты, поступления и выбытия как предприятия в целом, так и его структурных подразделений на определенный период времени, а также сумму капитала, которую необходимо задействовать предприятию для достижения плановых заданий.

Разработка  бюджета является актуальной проблемой, которая дает возможность учитывать  особенности отечественных предприятий  в планировании финансово-хозяйственной  деятельности и контролировать экономический  результат деятельности предприятия в непосредственной связи с принципами и методами бухгалтерского учета.

 

 

Информация, получаемая в системе управленческого учета, представляет все особенности организации  коммерческого предприятия, она  полностью раскрывает экономические, технические и технологические особенности производственных процессов и возможности производства, сложившиеся внутрипроизводственные отношения, используемые ресурсы, финансовые возможности. Подобная учетная информация должна обеспечивать создание действенной системы контроля и управления деятельностью предприятия. В современных условиях развития производственных отношений система внутрипроизводственного учета и контроля интегрирует в единую систему управленческого учета. Формирование такой системы для каждого российского предприятия является важным элементом повышения конкурентоспособности и эффективности производственной деятельности.

Основным объектом управленческого учета являются осуществляемые предприятием затраты, при этом, одной из форм планирования, широко применяемой в системе управленческого учета, является формирование «гибких бюджетов», обеспечивающих возможность расчета размера статей затрат для разных уровней выручки в диапазоне возможных значений (под диапазоном возможных значений подразумевается совокупность уровней выручки, с которыми организация предполагает работать в данном временном периоде) и определения отклонений бюджетных данных от фактических, вызванных изменением объема выручки по сравнению с первоначально прогнозируемым.

Целью работы является анализ возможностей использования гибких бюджетов в качестве инструмента планирования и управления в рамках системы управленческого учета.

 

 

1. ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТОВ И ИХ РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.

 

Сложность и  многообразие производственных систем порождают многогранность проблемы управления производством и его информационного обеспечения. Сложность управления производством потребовала большого разнообразия элементов внутрихозяйственного механизма, которые характеризуют экономическую, социальную и технологическую направленность в деятельности предприятия. Как известно, основными из них являются: нормирование, планирование, прогнозирование, стимулирование, непосредственно управление производством, финансирование и кредитование, ценообразование, организация труда и производства, техника и технология, информационное обеспечение.

 

Одной из наиболее важных функций управленческого  учета является планирование, которое  представляет собой постановку целей деятельности в виде количественных и качественных показателей, которые необходимо достигнуть предприятию за тот или иной период. Реализация этой функции осуществляется путем формирования бюджетов.

Бюджет — это план, содержащий стоимостные показатели. Стоимостные показатели можно «встроить» практически в любой план. Если, например, «План производства» отражает планируемую к производству продукцию в натуральном выражении — это план. Но если добавить в «План производства» еще одну колонку — «Стоимость произведенной продукции по учетной цене реализации», — план превратится в бюджет. Получается, что деление планов на собственно планы и бюджеты достаточно условно и практически любой план одновременно можно квалифицировать как бюджет.

Работа по составлению  бюджета проводится в несколько  этапов:

первый  этап — оценка исполнения бюджета за предшествующий период;

второй этап — рассмотрение проектируемых  производственных показателей, на основе которых будет  составляться финансовый план;

третий этап — разработка проекта финансового  плана.

Бюджет наличности имеет своей целью обеспечить скоординированность доходов и расходов; в нем детализируются потоки наличности (входящие — доходы и исходящие — расходы) за определенный будущий период. Он составляется на год или полгода вперед с разбивкой по месяцам, возможно составление бюджетов наличности на неделю вперед.

 Основой  для составления прогноза служат  ежедневные отчеты о движении  наличности. Среди основных бюджетов  выделяют также: операционные  планы (бюджеты текущей деятельности) и финансовые планы.

 

К операционным планам относят:

бюджет реализации;

план производства;

бюджет прямых материальных затрат;

бюджет затрат на оплату труда;

план потребности  в мощностях;

план общепроизводственных затрат;

бюджет производственной себестоимости;

план общехозяйственных  затрат;

план коммерческих затрат.

К финансовым планам относят:

бюджет доходов  и расходов.

бюджет инвестиций;

бюджет движения денежных средств;

прогнозный  баланс.

Выделяют также  непрерывные (скользящие) планы. Особенность  их состоит в том, что по окончании  очередного планового периода (месяца, квартала) к плану прибавляется новый. Таким образом, обеспечивается неизменность планового горизонта (в любой момент существует план, например, на год вперед).бюджет план контроль учет

Очевидно, что  в системе управленческого учета, призванной обеспечить наиболее полный контроль за выполнением «заданных» показателей, снижение производственных и трансакционных издержек, а следовательно обеспечить растущую прибыльность и эффективность хозяйственной деятельности, бюджет и его элементы служат:

а) инструментом дальнейшего планирования;

б) источником информации для оценки результатов деятельности;

в) информацией  для принятия управленческих решений.

 

 

2. Жесткие и гибкие бюджеты

 

Бюджетирование, как комплексная система мероприятий, охватывает основные стороны деятельности предприятия – производство, сбыт, финансы – и координирует их. Причем принимая управленческие решения, на всех уровнях менеджмента акцент делается на финансовую сторону, что и позволяет достичь таких целей, как оптимизация затрат, максимизация прибыли, сбалансированность привлеченных финансовых ресурсов с направлениями их использования как в объемах, так и во времени, а следовательно, оказывает содействие в целом – улучшению финансового состояния предприятия.

Бюджетирование  как метод управления за свой цикл выполняет функции планирования деятельности предприятия в целом и по его подразделениям; суммирование всех коллективных предложений; разработки проектов бюджетов; расчета вариантов плана; внесение коррективов; окончательного утверждения планов, проектирования коммуникационных обратных связей и учета меняющихся условий.

Преимущества  бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планирования ресурсов предприятия, поведение конкурентов  и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.

Под бюджетом понимают финансовое, количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения целей, поставленных на предстоящий период. Основной бюджет предприятия охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.

Бюджет консолидирует  учетные данные по выбранному направлению  или объекту бизнеса. Бюджет планируется исходя из норм, принятых в этом направлении или объекте, с учетом их предыдущего функционирования.

Бюджет имеет  иерархическую структуру из статей, где самая вложенная статья имеет  один или несколько числовых показателей.

Бюджет является инструментом управления на основе анализа причин отклонения значений фактических показателей от плановых.

В процессе реализации бюджетного планирования в организации  осуществляется определение целей, задач и принципов формирования бюджета, выбор методов бюджетного планирования, выбор видов, структуры бюджета.

В процессе бюджетирования может разрабатываться жесткий  или гибкий бюджет.

Жесткий бюджет - это бюджет, который составлен  таким образом, что он не меняется в зависимости от достигнутого объема производства или объема продаж.

Жесткий бюджет разрабатывается для одного объема продаж и соответственно производства. Основной недостаток жесткого бюджета  в том, что при отклонении фактических  объемов от планируемых показателей  он не позволяет контролировать затраты. Жесткие бюджеты используют для подразделений, уровень затрат которых не зависит от объема выпуска продукции.

Жесткий бюджет, составляется для одного фиксированного (планового) уровня производства и поэтому  не учитывает различий между постоянными  и переменными затратами. Поэтому такой бюджет малопригоден для анализа отклонений по затратам в том случае, если фактический уровень производства существенно отличается от планового.

Также жестким  бюджетом называется финансовый план, который подготовлен до начала бюджетного периода. Термин "жесткий" означает, что:

- бюджет составлен  на основе оценок объема производства  и объема продаж, однако он  не предусматривает никаких планов  на случай, если фактические объемы  производства и продаж будут  отличаться от предусмотренных в бюджете.

- когда будут  получены фактические объемы  производства и продаж за контрольный  период (месяц, четыре недели или  квартал), то жесткий бюджет не  будет скорректирован до нового  уровня деловой активности.

Главное предназначение жесткого бюджета раскрывается на этапе планирования, когда нужно определить общие цели и задачи данной организации.

Жесткий бюджет статичен, он рассчитан на конкретный уровень деятельности. Все бюджеты, входящие в общий – жесткие. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. При сравнении жесткого бюджета с фактическими данными не учитывается реально достигнутый уровень деятельности, то есть все фактические результаты сравниваются с прогнозированными вне зависимости от достигнутого объема реализации. Поэтому на основе жесткого бюджета возможен лишь так называемый нулевой уровень анализа отклонений. Для более детального и глубокого анализа необходимо использовать гибкий бюджет.

Бюджет, который  учитывает возможные варианты изменения  объема деятельности в границах релевантного диапазона, называют гибким, или динамичным бюджетом. Итак, гибкий бюджет – это бюджет, составленный на основе бюджетных затрат и доходов для фактического объема деятельности или для нескольких релевантных уровней предвиденной деятельности. Такой бюджет необходим, в первую очередь, для анализа тех расходов, которые включают постоянную и переменную составляющие (производственные накладные, расходы на сбыт, административные).

Гибкий  бюджет – бюджет, в котором выделены постоянные затраты и ставка переменных затрат, в связи с чем он автоматически подстраивается под изменяющийся объем производства.

Гибкий  бюджет – бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона, то есть предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации определена соответствующая сумма расходов. Гибкий бюджет учитывает изменение расходов в зависимости от изменения уровня реализации, она представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

Информация о работе Формирование бюджетов и их роль в системе управления