Налоги и их роль в формировании бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата. Взимание налогов древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Содержание работы

Введение
Глава I Сущность и функции налогов РФ
1.1 Сущность и функции налогов
1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации
1.3 Местный бюджет
Глава II Анализ современной налоговой системы РФ на примере МДОУ
2.1 Дошкольное учреждение : МДОУ д/с «19»
2.2 Анализ налога на имущество МДОУ д/с «19»
Глава III Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ.
3.1 Пробелы в налоговой системе РФ
3.2 Налоговое реформирование, пути увеличения доходной части бюджета.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего       профессионального образования

Нижегородский государственный университет                                                   им. Н.И. Лобачевского (национальный исследовательский университет)

 

 

Арзамасский филиал( специальность: Финансы и кредит)

Курсовая работа

По дисциплине: «Бюджетная система РФ»

Налоги и их роль в формировании бюджетов.

 

 

 

                                                                       студентка 4-го курса гр.

 

 

 

Арзамас

2012

Содержание 

 Введение

Глава I Сущность и функции налогов РФ

1.1 Сущность и функции налогов

1.2 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

1.3 Местный бюджет

Глава II  Анализ современной налоговой системы РФ на примере  МДОУ

2.1 Дошкольное учреждение :  МДОУ д/с «19»

2.2 Анализ налога на имущество МДОУ д/с «19»

Глава III Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ.

3.1 Пробелы в налоговой системе РФ

3.2 Налоговое реформирование, пути  увеличения доходной части бюджета.

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

Введение.

Налоги появились  с разделением общества на классы и возникновением государства, как  взносы граждан, необходимые для  содержания государственного аппарата. Взимание налогов древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. В целях преодоления негативных последствий воздействия налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете страны. Сегодня остро стоит вопрос о необходимости формирования налоговых доходов.

Налоги важнейшая  форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета поддержание эластичности налоговой системы непременное условие сбалансированности государственной казны. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной или косвенных в общей сумме доходов бюджета - конкретного налога например, налога на прибыль организаций в общей сумме доходов бюджета - отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений -конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений. Эти показатели с разной степенью детализации характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых  доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Актуальность выбранной темы состоит и в том, что в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Именно налоговая система в настоящее время является главным предметом дискуссий о путях и методах ее реформирования. Объектом исследования являются налоговые доходы бюджета. Целью работы является рассмотрение налоговой системы РФ на примере налога на имущество бюджетной организации. К задачам можно отнести изучение сущности налогов, их функций.  Предметом изучения в работе являются такие институты финансового права, как налог, а так же система налогов и сборов в Российской Федерации. Данная работа состоит из трех частей 1.  Сущность и функции налогов 2. Анализ  налоговой декларации и сметы за 3-й квартал 2011г    3. Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ.

Глава I

1.1 Бюджетную сферу в финансовой системе государства наиболее точно позволяют определить цели и задачи бюджетной политики.  
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом именно в ходе бюджетного процесса, она предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования денежных средств, управления финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов.  
Сущность налогов и их роль в экономике государства. Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти К. Маркс . В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Существующая система  межбюджетных отношений в Российской Федерации несовершенна , что находит выражение в сохраняющейся индивидуальности при определении финансовой помощи регионам, отсутствии целевой направленности финансовой поддержки субъектов Федерации, ограниченности сферы формализованного распределения финансовой помощи, недостаточной «прозрачности» методики расчета трансфертов, отсутствие стимулов для региональных и местных властей укреплять собственную налоговую базу и обоснованной методики оценки бюджетных потребностей регионов. Необработанность отношений, неадекватность доходных полномочий расходным в цепочке «РФ – субъекты Федерации» проецируется и на уровне «региональные бюджеты – местные бюджеты».  
Муниципальное право является комплексной отраслью права, представляющей собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в системе местного самоуправления.  
Финансовая основа местного самоуправления непосредственно связана с экономической основой и является ее составной частью.

 Налоги выполняют три важнейшие функции

1. Обеспечение финансирования государственных расходов фискальная функция

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними социальная функция

3. Государственное регулирование  экономики регулирующая функция  .

Все налоги содержат следующие элементы объект налога это имущество или доход, подлежащие обложению , субъект налога это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо , источник налога т.е. доход, из которого выплачивается налог ,ставка налога величина налога с единицы объекта налога , налоговая льгота полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов.

Первый вид налоги на доходы и имущество подоходный налог  и налог на прибыль корпораций фирм на социальное страхование и  на фонд заработной платы и рабочую  силу так называемые социальные налоги , социальные взносы поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

 Второй вид налоги  на товары и услуги налог  с оборота в большинстве развитых  стран заменен налогом на добавленную  стоимость акцизы налоги, прямо  включаемые в цену товара или  услуги на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль.

Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговых систем. Принципы налогообложения. Налоговые системы разных стран отличаются друг от друга по видам и структуре налогов, ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно приемлемые налоговые системы. К основным принципам построения налоговой системы РФ следует отнести , принцип реализации совместного ведения Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в РФ ; принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ; принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства ; принцип конституционности актов налогового законодательства , принцип гибкости налоговых платежей, как инструмент внешнеторговой и инвестиционной политики , принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня , принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами , принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом , принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщиков и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства , принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов, принцип предотвращения двойного налогообложения и не отягощения налогового бремени, принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях , принцип социальной ориентированности налоговой политики , принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях. Сущность налогов проявляется через их функции .

Выделяют три основные функции налогов фискальную, регулирующую, контрольную.




 

Рис.1

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается материальная основа самого существования государства и его функционирования. Название данной функции происходит от латинского слова fiscus, что буквально означает корзина . Через фискальную функцию государство обеспечивает достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы установление высокого уровня социальной инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе выполнение всех экономических, политических и социальных задач.

Регулирующая функция  означает, что налоги как активный участник пере распределительного процесса оказывают серьезное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена товарно-рыночными отношениями. Эти отношения предполагают свободу хозяйствующих субъектов. Рынок обусловливает расширение прав участников, рост их самостоятельности и в то же время ответственность за результаты производства. С помощью регулирующей функции осуществляются регулирование спроса и предложения стимулирование сбережений граждан выравнивание доходов отдельных социальных групп развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуальной предпринимательской инициативы регулирование экспортно-импортной деятельности стимулирование научно-технического прогресса.

 Контрольная функция  заключается в том, что налоги  выступают своеобразным зеркалом экономических процессов.

Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики должны манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов налоговых администраций и налогоплательщиков объектным элементам законодательству, налогам . Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутрисистемных, так и внешне системных факторов воздействий , т.е. она является не статической, а динамической системой.

Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит  из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения :


 

Рис.2

федеральный на уровне РФ , региональный на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения и местный на уровне муниципальных образований . В связи с этим может возникнуть вопрос можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности неделимости территориального построения. По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой. В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. Среди российских экономистов до сих пор отсутствует единство в понимании налогового администрирования. Обычно оно определяется как деятельность налоговых органов в соответствии с их полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации организациями и физическими лицами, т. е по сути, в это понятие вкладывают содержание старого термина налоговый контроль . В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий налоговое администрирование и управление налоговой системой . Понятие налоговое администрирование позволяет определить его как управление в области налогообложения. Иногда налоговое администрирование определяют как динамически развивающуюся систему управления модернизируемых налоговых органов в условиях рыночной экономики. Управление постепенно выходит из статичного состояния и начинает оперативно реагировать на различные изменения налоговых правоотношений.

1.2   Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации . 
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяются и особенности финансовой системы.  
Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовал переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

Информация о работе Налоги и их роль в формировании бюджетов