Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики (на примере республиканского бюджета)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2014 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение на основе учебной литературы, а также периодических изданий состава, структуры, динамики расходов бюджета на поддержку отраслей реального сектора экономики в Республике Беларусь и путей повышения их эффективности .
Объектом исследования выступают расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.
Анализ состава ,структуры и динамики расходов в данной работе проводится за 2005-2007 годы на основании законов «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета » за 2005, 2006 годы, а также закона «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………….……………….………………………3
СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ………………………………………….……………….………….5
Состав и содержание государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………………………………………………….………..5
Государственное регулирование промышленного производства………..………….8
Финансирование агропромышленного комплекса………………………..…………13
Финансирование строительного производства………………………….…………..18
АНАЛИЗ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………………………………………………………..21
Анализ состава, структуры и динамики государственных расходов на финансирование реального сектора экономики…………………………….................……..21
Анализ выполнения плановых показателей государственных расходов на финансирование реального сектора экономики………………………………………...……29
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ……………………….…32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 8 файлов

1 ГЛАВА.doc

— 123.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

2 ГЛАВА.doc

— 233.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

3 ГЛАВА.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

 


 


3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

 

К приоритетам социально- экономического развития страны, как известно, в соответствии с Программой на 2006-2010 гг. отнесены: повышение качества человеческого потенциала, прежде всего на основе реализации социальных  программ, дальнейшего развития образования и здравоохранения, других отраслей сферы услуг; усиление инновационного развития экономики, энерго- ресурсосбережения; наращивание экспортного потенциала; развитие АПК и сопряженных отраслей; обеспечение развития малых и средних городов; развитие жилищного строительства.

Среди наиболее актуальных проблем следует отметить: высокую изношенность активной части основных средств (прежде всего промышленности – основной экспортоориентированной отрасли – и ряда инфраструктурных отраслей) при ограниченности собственных источников финансирования, высокой налоговой нагрузке и сложном финансовом положении в реальном секторе экономики; высокую материало- и энергоемкость производства в условиях  возможного существенного роста цен на энергоносители, недостаточное развитие малого предпринимательства и сферы услуг и др.

[17,с.100]

Более эффективному использованию бюджетных источников в 2007 году должны способствовать конкурсный отбор инвестиционных проектов, их долевое финансирование, погашение процентных ставок по кредитам, более рациональное использование целевых бюджетных фондов, увеличение доли местных бюджетов. Сокращение  стоимости кредитов и усиление инвестиционной ориентации банковской системы позволят значительно расширить долю банковских кредитов в источниках инвестиций (с 15 до 26%). Кроме того, активизация инвестиционной деятельности в прогнозном периоде связывается с такими направлениями и тенденциями, как развитие  лизинга и новых форм инвестирования и трансформации сбережений в инвестиции (проектного финансирования, ипотечного кредитования, стройсбережений, облигационных займов, фондового рынка), повышение эффективности инвестиционной сферы за счет улучшения структуры капитальных вложений, сокращение незавершенного строительства и ресурсосбережения. [17,с.104]

Говоря о государственной поддержке субъектов хозяйствования, необходимо заметить, что правительством подготовлены предложения по ее совершенствованию. Поставлена задача отказаться от массовых раздач преференций и переориентироваться на поддержку перспективных инновационных направлений в соответствии с международной практикой и критериями ВТО. Проекты документов уже направлены на рассмотрение главе государства. Предлагается, во-первых, ежегодно определять в бюджете предельные размеры средств на эти цели. Во-вторых, поддержка будет предоставляться для реализации приоритетных государственных, региональных, отраслевых программ (в соответствии с перечнем таких программ).[22]

Развитие агропромышленного комплекса в предстоящем пятилетии будет осуществляться в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Ею предусмотрено направить на развитие АПК 15,9 трлн.руб бюджетных средств, в том числе средств республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки – 10,7 трлн.руб.

Государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса составляет 10-11% в консолидированном бюджете и предусматривает финансирование приоритетных  направлений развития сельхозпроизводства: известкование кислых почв; программ «Мелиорация», «Племдело»; ветеринарные мероприятия; льготирование кредитов, дотирование цен на сельскохозяйственную продукцию, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, энергонасыщенные тракторы, поставленные по лизингу.

Государственная поддержка осуществляется из трех основных источников: республиканского бюджета, республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, бюджетов областей.

Кроме прямой государственной поддержки, сельскохозяйственным организациям предоставлен ряд льгот по уплате в бюджет налогов (сборам), индивидуальных льгот по освобождению от уплаты в бюджет таможенных пошлин за ввозимые в республику семена, средства защиты растений, сельскохозяйствееную технику. Объем вышеперечисленных льгот оценивается в пределах 30% прямой государственной поддержки селу.[25,с.13]

Для устойчивого развития аграрной отрасли в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы стратегическим направлением стала интенсификация производства на основе достижений научно-технического прогресса, инновационной деятельности. Через технологический прорыв намечается решение производственных, экономических и социальных проблем на селе. Это подтверждает опыт лучших хозяйств республики и зарубежных стран с развитым сельским хозяйством.

Согласно Государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 года будет переоснащено зерносушильное хозяйство. Новый парк машин комплектуется преимущественно многофункциональными, универсально-комбинированными агрегатами, которые можно адаптировать к изменяющимся условиям производства путем быстрой смены рабочих органов.

Модернизация животноводства осуществляется на основе реконструкции существующих производственных мощностей и их технического переоснащения. Это позволяет перейти на высокопроизводительные и энергосберегающие технологии содержания скота и птицы, сконцентрировать производство продукции на крупных фермах и комплексах. Снизить издержки производства.

В целях повышения эффективности земледелия ведется постоянная работа по повышению плодородия почв. Широко внедряются в производство высокоурожайные сорта сельскохозяйственных культур и высокопродуктивные породы животных. Создаются новые высокопродуктивные сорта и гибриды картофеля, льна, рапса, сахарной свеклы, зерновых и кормовых культур, овощей с использованием как традиционной селекции, так и генной инженерии, разрабатываются новые эффективные технологии обработки почвы, адаптивные методы ведения земледелия, новые эффективные технологии обработки почвы, новые методы защиты сельскохозяйственных растений с использованием биотехнологий.

Повышается качество жизни сельского населения, привлекательность аграрного труда и сельского образа жизни, принимаются меры по приостановлению оттока трудоспособной части сельского населения (в основном молодежи) в город, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами ё существенному повышению эффективности аграрного производства. Ключ к решению проблемы - преобразование деревень, создание агрогородков, вокруг которых должны концентрироваться производственные мощности и социально-бытовая инфраструктура.

К 2010 году в соответствии с Государственной программой возрождения и развития села на 2005-2010 годы за счет собственного производства страна будет полностью обеспечена мясом и мясопродуктами, молоком и молокопродуктами, сахаром, картофелем. Повысится уровень самообеспечения маслом растительным, овощами и фруктами. Сохранится ввоз рыбы и рыбопродуктов, масла растительного, сырья для табачной и кондитерской промышленности, виноматериалов, а также твердой пшеницы для макаронной и хлебопекарной промышленности.[14]

В настоящее время рассматриваются вопросы доступа белорусских сельскохозяйственных предприятий к кредитным ресурсам. Существующая система финансирования сельского хозяйства сформирована на основе государственной поддержки, которая осуществляется через различные каналы. Основным институтом действующей системы является Белагропромбанк. Он исполняет роль финансового агента правительства, предоставляя кредиты преимущественно за счет бюджетных средств. Такая система кредитования предусматривает мягкие бюджетные ограничения для сельскохозяйственных предприятий. В работе показывается, что ужесточение бюджетных ограничений для сельскохозяйственных предприятий и повышение конкуренции и эффективности в банковском секторе должны определять и направлять дальнейшую политику в данной сфере. Некоторое вмешательство государства в данную систему для удешевления кредитов может быть оправданным только в качестве временной меры. Частичная компенсация процентной ставки по кредитам, осуществляемая в соответствии с рыночными критериями, могла бы стимулировать конкуренцию и привести к расширению доступа сельскохозяйственных предприятий к капиталу. Предоставление же заемных ресурсов, осуществляемое Белагропромбанком в соответствии с нерыночными критериями, следует максимально сокращать.[20]

В Беларуси планируется постепенно сокращать дотации на сельхозпроизводство. Вопросы, связанные с предоставлением госдотаций, должны жестко контролироваться, заявил президент Республики Беларусь. С 2008 года государство будет дотировать сельхозпредприятия на 50%, а еще через год они должны выйти на бездотационную работу. Средства будут выделяться только под высокоокупаемые и быстрореализуемые проекты.

По оценкам экспертов, в стране 20-25% успешно работающих сельхозпредприятий могли бы обходиться без дотаций.[21]

В 2008 году планируется изменить подходы к использованию средств Республиканского фонда поддержки производителей сельхозпродукции, продовольствия и аграрной науки.

Согласно проекту бюджета на 2008 год на сельское хозяйство планируется направить 3,6 трлн.руб, в том числе республиканский бюджет предусматривает 2 трлн. 765 млрд.руб., из них 2 трлн. 264 млрд.руб. аккумулируется в республиканском фонде поддержки производителей сельхозпродукции.

В фонде будут заложены средства на технику, льготирование процентов, погашение кредитов. Появится новая позиция, предусматривающая средства на страхование сельхозугодий, которая вводится с 2008 года. Предварительная сумма составляет около 80 млрд.руб. [19]

В 2007 году из средств республиканского бюджета на финансирование строительства жилья для льготных категорий граждан предусматривается направить 35 млрд. руб.[12]

Из-за недостатков в организации строительного производства и финансировании строительства жилья наблюдается неравномерность ввода общей площади по месяцам планового периода: в марте введено 51,2% его общего объема за I квартал, в июне – 71% общего объема за II квартал.

Одной из наиболее острых проблем является продолжающийся рост цен в жилищном строительстве и промышленности строительных материалов и изделий, а также дефицит и состояние мощностей организаций строительного производства. Рост цен на строящееся жилье ограничивает возможности населения участвовать в инвестировании жилищного строительства  и решать свои жилищные проблемы самостоятельно, а также приводит к росту цен на вторичном рынке, что в свою очередь вызывает увеличение спроса на жилье, строящееся с государственной поддержкой, и росту числа семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение проблем энерго-, ресурсосбережения и импортозамещения в жилищном строительстве, в промышленности строительных материалов и изделий сегодня приобретает первостепенное значение и является основным фактором снижения себестоимости возводимого жилья.

Необходимо также ускорить процессы создания и совершенствования законодательной и нормативно-правовой базы, регулирующей развитие долгосрочных форм кредитования граждан на строительство (приобретение) жилья, в том числе системы ипотечного строительного кредитования и долгосрочных строительных сбережений.

В жилищном строительстве можно отметить неурегулированность вопроса государственной поддержки в виде льготных кредитов и безвозмездных субсидий при строительстве жилого помещения.

По мнению специалистов Минюста, жилищное законодательство не содержит буквальной нормы, устанавливающей взаимосвязь между предоставлением гражданам льготного кредита на строительство жилого помещения и обязательным улучшением жилищных условий в рамках статьи 43 ЖК. Нет в законодательстве и прямого запрета на строительство жилых помещений с использованием льготного кредита по нормативу общей площади менее 20 кв. м на одного человека. Отсутствует также и правовая норма об одноразовости предоставления гражданам льготных кредитов на строительство жилья.

Для решения данного вопроса постановлением Совета Министров от 14.03.2006 № 343 (утвержден план мероприятий по обеспечению поэтапного решения социально значимых проблем населения) дано поручение Минстройархитектуры, Минфину, Минэкономики, АСБ «Беларусбанк» с участием облисполкомов и Минского горисполкома подготовить в установленном порядке предложения о внесении изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие возможность предоставления гражданам права на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения с использованием господдержки общей площадью менее установленного норматива при условии добровольного волеизъявления застройщика и членов его семьи на снятие с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Причем в последующем данная семья может получить право постановки на такой учет только в случае изменения ее численного состава по отношению к тому, с каким она улучшала жилищные условия с использованием государственной поддержки (льготного кредита и (или) субсидии).[24]

Несмотря на высокие темпы ввода жилья, в стране более 500 тыс. граждан и семей нуждаются в улучшении жилищных условий. Поэтому в течение 2006-2010 гг. планируется построить еще около 26 млн. кв. м. Однако если сегодня значительная доля жилья строится за счет льготных кредитов, то в перспективе намечается сокращение бюджетного финансирования и привлечение личных средств граждан. Недавно эта тема обсуждалась на расширенном заседании комиссии Совета Республики по экономике, бюджету и финансам.

Приоритетной формой поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий в республике в настоящее время является система кредитования, в первую очередь — льготное кредитование граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Так, доля банковских кредитов в общем объеме финансирования жилищного строительства в 2007 г. вырастет до 46,3%. А в целом сумма кредитов на эти цели увеличилась с 218,1 млрд. Br в 2001 г. до 1954,4 млрд. в 2006 г., т. е. в 9 раз. Сумма льготных кредитов выросла в 7 раз — с 210 млрд. до 1494 млрд. Br. [23]

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 29.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 39.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ПРИЛОЖЕНИЯ.doc

— 122.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 31.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.doc

— 37.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики (на примере республиканского бюджета)