Планирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании экономико правовых принципов планирования расходов системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
 дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
 рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
 провести анализ бюджетных расходов на образование;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1 Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
1.2 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование
Глава 2. Планирование расходов бюджета на образование
2.1 Планирование расходов в сфере образования
2.2. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования
3.1 Анализ бюджетных расходов на образование
3.2 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

     Расходы на хозяйственное обслуживание при  составлении индивидуальных смет планируются  по действующим материальным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нужды, а по школам, расположенным в сельской местности, — также ассигнования на бесплатное предоставление квартир работникам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.

     При планировании расходов на общеобразовательные  школы предусматривается создание фонда всеобуча для оказания материальной помощи учащимся в приобретении одежды, учебников, оплаты питания. Фонд всеобуча создается за счет следующих источников:

     1) средств бюджета в пределах 1% суммы ассигнований на текущее  содержание учащихся I—IX классов;

     2) поступлений от предприятий и  организаций;

     3) средств школы.

     Средства  этого фонда распределяются по школам в зависимости от числа учащихся, которым нужна помощь, и расходуются по специальным сметам.

     На  основе расчетов по статьям расходов составляется смета расходов общеобразовательной  школы, а на основе этих смет составляется сводная смета расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации. 

     Планирование  и финансирование расходов на высшие учебные заведения. В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым для развития экономики и непроизводственной сферы страны.

     Обучение  осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.

     Расходы на вузы определяются отдельно по каждому  из них с учетом специфических  условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей.

     Основным  финансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем, целевое  направление и поквартальное  распределение бюджетных ассигнований.

     Министерства  и ведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения, приобретение оборудования и инвентаря.

     Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.

     В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы  исчисляются на основе расчетных  норм на одного студента. Для этого  определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

     Среднегодовое число студентов определяется по формуле: 

       

     где Кср— среднегодовой контингент студентов;

     КН  — контингент на начало года;

     В—  выпуск студентов (например, с 1 июля);

     П — прием студентов (например, с 1 сентября).

     При планировании учитывается возможный  отсев студентов. В расходах на вузы значительный удельный вес имеет  заработная плата. В фонд заработной платы вузов включается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего персонала. Штаты профессорско-преподавательского состава по должностям определяет и утверждает ректор вуза в пределах численности учащихся и фонда заработной платы, установленных для этой категории работников.

     1. Фонд заработной платы профессорско-преподавательского  состава рассчитывается исходя  из двух показателей: количества  должностей и средней ставки  заработной платы.

     Количество  должностей определяется по расчетным  коэффициентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного преподавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, вечерних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.

     Ставки  заработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени.

     В вузах профессора, доценты и преподаватели  в течение шестичасового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с учебным планом и планом научно-исследовательских работ. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского состава устанавливают ректоры вузов.

     2. Заработная плата привлекаемым  к учебной работе специалистам, не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовому фонду заработной платы штатного персонала.

     3. Фонд заработной платы руководящих,  административно-хозяйственных работников  и обслуживающего персонала вузов  определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объема и специфики работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе типовых штатов.

     4. Второе место по величине в  расходах вузов занимают затраты  на выплату стипендий, которые  определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и установленных размеров стипендий. По высшим учебным заведениям, имеющим очную аспирантуру, планируются также стипендии аспирантам.

     5. Учебные расходы и расходы  на приобретение книг для библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения (дневное, вечернее, заочное) и профиля подготовки специалистов.

     Расходы на производственную практику студентов  определяются исходя из численности  студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В эти расходы  входят также оплата преподавателей за руководство практикой, выплата  им командировочных, суточные пособия студентам, оплата проезда к месту практики и обратно.

     В расходах вузов планируются затраты  на научно исследовательскую работу кафедр, связанную с разработкой  научных проблем, проведением опытов, на научные командировки преподавателей, подготовку и защиту диссертаций.

     6. Расходы на инвентарь и оборудование  для высших учебных заведений  планируются с учетом необходимости  обеспечения их специальным оборудованием,  компьютерами и хозяйственным  инвентарем. Расходы на приобретение  инвентаря и оборудования при  сводном планировании определяются по нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешней кубатуры зданий и норм расходов на 1 м3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования 

     3.1 Анализ бюджетных расходов на образование 

     Повышение качества образования – актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень  бюджетного финансирования всех ступеней образования. В последнее время усиливается внимание государственной власти к сфере образования: ежегодно увеличиваются бюджетные средства, выделяемые на указанные цели. Данную тенденцию можно проследить по таблице 1, в которой предоставлены исполненные за последние три года расходы федерального бюджета.

     Таблица 1. Расходы федерального бюджета  на финансирование системы образования  в 2009-2012 гг., млн. руб

Наименование  статьи расхода Год
2009 факт. 2010 факт. 2011 факт. 2012 план.
Образование, всего 313 636, 83 386 436,75 560015,50 603515,00
В том числе:  
дошкольное  образование 3 081,17 3 994,97 5484,30 6775,80
общее образование 3 712,61 3 987,27 55679,80 91608,00
начальное профессиональное образование 12 655,26 12 871,96 3770,30 4665,30
среднее профессиональное образование 32 154,78 31 722,35 33855,70 4937,90
переподготовка  и повышение квалификации 4 380,51 4 912,12 7336,90 7126,90
высшее  и послевузовское профессиональное образование 243 280,25 316 264,25 405400,50 437909,30
молодежная политика и оздоровление детей 388,30 610,75 830,70 5454,70
прикладные  научные исследования в области  образования 1 716,56 1 003,87 21845,00 20567,90
другие  вопросы в области образования 12 267,41 10 054,21 25812,30 24469,30

 

      В 2011 году объём средств федерального бюджета в сфере образования составил 560 млрд. рублей, что на 45 % больше по сравнению с 2010 годом и на 77 % больше, чем в 2009 году. Таким образом, за последние три года наблюдается рост общего объема средств, выделяемых из федерального бюджета на образование.

     По  сравнению с 2009 годом на 73 % увеличились  расходы федерального бюджета на дошкольное образование, на 51 млрд.рублей увеличились расходы на общее  образование, на 65 % – на высшее профессиональное образование (с учётом дополнительных объемов в размере 30 млрд. рублей на поддержку ведущих российских университетов). Почти в 2,5 раза выросли расходы по статье «молодежная политика и оздоровление детей» и в 2011 году составили 830 млрд.рублей, но все равно их удельный вес в общем объеме расходов остался незначительным.

     По  некоторым статьям расходов можно  наблюдать обратную тенденцию –  так за три года снижаются расходы  на начальное профессиональное образование  на 75%, на прикладные научные исследования в области образования (снижение составило 43%) в 2010 году, но в 2011 году выросло на 20 млрд.рублей. Сокращение бюджетных ассигнований в 2010 году на обеспечение других вопросов в области образования составило 47% по отношению к 2009 году, это объясняется завершением реализации основной части федеральных целевых программ в области образования.

     Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2010 году по отношению  к 2009 году они снизились на 4%, но в  тоже время в 2011 году выросли на 5% по отношению к 2010 г. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.

     В итоге стоит отметить, что на сегодняшний  день в структуре расходов федерального бюджета на образования преобладают следующие:

  • высшее и послевузовское профессиональное образование – 72%;
  • среднее профессиональное образование – 6%;
  • общее  образование – 10%.

     Данная  структура расходов федерального бюджета  обусловлена тем, что в сфере  образования полномочия распределены между различными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. За федеральными органами государственной власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования.

Информация о работе Планирование расходов бюджета на образование