Планирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании экономико правовых принципов планирования расходов системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
 дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
 рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
 провести анализ бюджетных расходов на образование;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1 Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
1.2 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование
Глава 2. Планирование расходов бюджета на образование
2.1 Планирование расходов в сфере образования
2.2. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования
3.1 Анализ бюджетных расходов на образование
3.2 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Бюджетное планирование и прогнозирование»

на тему «Планирование расходов бюджета  на образование» 

     Содержание 

Введение

Глава 1. Основы финансирования системы образования

1.1 Общая  характеристика системы образования и источники ее финансирования

1.2 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование

Глава 2. Планирование расходов бюджета на образование

2.1 Планирование  расходов в сфере образования

2.2. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования

Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования

3.1 Анализ бюджетных расходов на образование

3.2 Основные проблемы бюджетного финансирования образования

3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования

Заключение

Список  используемой литературы 

 

      Введение 

     Актуальность  исследования в рамках курсовой работы обусловлена тем, что одной из неурегулированных проблем в  системе российского образования  до сих пор остается проблема ее финансирования.

     Образование – одна из важнейших социальных сфер, на которую расходуются значительные государственные средства. Каждый восьмой  рубль расходов консолидированного бюджета РФ приходится на статью «Образование». Однако вопрос о научно обоснованных потребностях сферы образования в финансировании остается открытым. Право на получение образования согласно Закону «Об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан Российской Федерации. Большое значение придается повышению качества подготовки кадров, подготовке специалистов по новым направлениям науки и техники, постоянному совершенствованию учебного процесса.

     Расходы на образование в соответствии с  бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

     В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных  бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования. Таким образом, проблема эффективности финансирования системы образования заслуживает особого внимания при поиске путей ее модернизации и реформирования.

     Цель  курсовой работы заключается в исследовании экономико правовых принципов планирования расходов системы образования Российской Федерации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
  • рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
  • провести анализ бюджетных расходов на образование;
  • выявить основные проблемы бюджетного финансирования образования;
  • предложить рекомендации по решению проблем бюджетного финансирования.

     Объектом  исследования курсовой работы являются система образования Российской Федерации и источники ее финансирования.

     Предметом курсовой работы выступают бюджетные  отношения по поводу финансирования системы образования.

     Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

 

     Глава 1. Основы финансирования системы образования 

     1.1 Общая характеристика  системы образования  и источники ее  финансирования 

     Образование – одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах от 1. января 1996г. №12-Ф3 «Об образовании» от 22 августа 1996 г. №125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании.

     Реализация  государственных гарантий права граждан на образование обеспечивается путем создания системы и соответствующих условий для получения образования.

     В настоящее время понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций, и включает в себя:

  • сеть образовательных учреждений;
  • образовательные стандарты;
  • образовательные программы;
  • ресурсное обеспечение – кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое;
  • сотрудничество с другими социальными отраслями;
  • управление.

     Основным  элементом системы образования  являются образовательные учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реализующие одну или несколько  образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;
  • дополнительного образования взрослых;
  • дополнительного образования детей;
  • специальные (коррекционные);
  • для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

     Образовательные учреждения обладают следующими основными характерными чертами:

    1. относятся к некоммерческому типу организаций. Основным признаком некоммерческой организации является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности такой организации;
    2. финансируются собственником (учредителем) полностью или частично, т.е. обеспечиваются ресурсами для осуществления той деятельности, для которой они созданы;
    3. имеют в оперативном управлении имущество, переданное учредителем для осуществления образовательного процесса;
    4. обладают правом собственности на доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти доходы объекты собственности, на продукты интеллектуального и творческого труда или правом самостоятельного распоряжения этими доходами;
    5. имеют право заниматься деятельностью, приносящей доходы, в том числе и предпринимательской, не связанной с осуществлением образовательного процесса и использовать для этого переданное им имущество;
    6. им предоставлены определенные государственные гарантии, связанные с приоритетностью сферы образования, в том числе налоговые льготы.

     Основанием  для отнесения учебных заведений  к некоммерческим организациям в  форме учреждения является определение, данное в пункте 1 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". В  ряде других статей закона подчеркивается, что образование может быть получено в образовательных учреждениях соответствующего уровня. И только профессиональная подготовка, может быть получена, в образовательных подразделениях предприятий, учреждений и организаций, имеющих лицензию на право ведения этой деятельности (пункт 3 статьи 21).

     Тем самым законодательно установлен фактически единственный тип и вид государственной  или муниципальной организации, которая может осуществлять образовательную  деятельность – бюджетное учреждение. С принятием Федерального закона от 03.11.2006 № 174 «Об автономных учреждениях» появляется возможность осуществления образовательной деятельности в муниципальных и государственных автономных образовательных учреждениях, не относящимся по своему статусу к бюджетным учреждениям.

     Законом установлено, что образовательная  деятельность может осуществляться также некоммерческими организациями  в форме негосударственных образовательных  организаций, которые могут создаваться  в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

     Одним из основных принципов государственной  политики в области образования  объявлена автономность образовательных  учреждений. В законодательстве этот принцип выделен в качестве определенного набора положений только для высших учебных заведений. Автономия высших учебных заведений выражается в том, что для осуществления образовательного процесса учебное заведение самостоятельно в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке.

     Для образовательных учреждений других уровней принцип автономии состоит в том, что учебное заведение является юридическим лицом и самостоятельно в рамках утвержденного устава и договора с учредителем:

  • формирует внутреннюю структуру управления, создает структурные подразделения (кроме филиалов);
  • самостоятельно реализует различные виды уставной деятельности, в том числе предпринимательской;
  • распоряжается доходами, полученными от осуществления самостоятельной деятельности;
  • арендует и сдает в аренду имущество, в том числе переданное ему учредителем;
  • учреждает организации различных типов;
  • привлекает для обеспечения своей деятельности различные финансовые источники;
  • оказывает услуги, реализует производимую продукцию, результаты работы;
  • самостоятельно определяет направления использования всех своих бюджетных и внебюджетных средств;
  • самостоятельно определяет применяемую систему оплаты труда и материального поощрения работников.

     Финансово-хозяйственная  деятельность образовательного учреждения и его взаимоотношения с другими  организациями регулируется следующими основными законодательными актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации;
  • Бюджетным кодексом Российской Федерации;
  • Налоговым кодексом Российской Федерации;
  • Законом Российской Федерации «Об образовании».

     Бюджетный кодекс определяет и регулирует отношения, связанные с получением и расходованием образовательным учреждением бюджетных средств, т.е. средств учредителя, направляемых на обеспечение деятельности образовательного учреждения.

     Налоговый кодекс определяет и регулирует отношения  уплаты налогов, устанавливает налоговые  льготы, предоставляет налоговые освобождения хозяйствующим субъектам, в том числе и образовательным учреждениям, осуществляющим самостоятельную финансово-хозяйственную деятельность.

     Закон «Об образовании» дополняет и  конкретизирует эти общие условия  функционирования юридического лица применительно к сфере образования, определяет особенности, присущие сфере образования и образовательным учреждениям при осуществлении ими финансово-хозяйственной деятельности.

     Собственником государственных и муниципальных  образовательных учреждений является государство в лице федеральных, региональных и местных органов управления. В соответствии с этим основой государственных гарантий получения гражданином образования в пределах стандартов является государственное или муниципальное финансирование. Объем бюджетных средств выступает одним из главных показателей, характеризующих масштаб государственного регулирования сферы образования. В настоящее время удельный вес федерального бюджета в общих расходах на образование составляет около 20%, на долю региональных и местных бюджетов приходится около 60%.

     Степень участия бюджета того или иного  уровня в финансировании расходов зависит  от целого ряда факторов, в том числе: от государственного устройства и общей  системы государственного управления; законодательного распределения ответственности за виды образования; сложившихся традиций и т.д. В России сочетаются отраслевые и территориальные принципы управления. Это позволяет классифицировать структуру финансовых потоков на содержание образования по уровням бюджетов.

     В последние годы наметилась тенденция  к целевому выделению средств, для  чего на федеральном уровне создаются  различные фонды, в том числе  и на финансирование федеральных  мандатов. Поскольку право на образование  является одним из основных конституционных прав граждан РФ, то при недостаточности средств у регионов в дальнейшем предполагается шире использовать систему софинансирования образования.

Информация о работе Планирование расходов бюджета на образование