Планирование расходов бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании экономико правовых принципов планирования расходов системы образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
 дать общую характеристику системы образования и рассмотреть источники ее финансирования;
 рассмотреть принципы организации финансирования расходов федеральных бюджетов на образование;
 провести анализ бюджетных расходов на образование;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы финансирования системы образования
1.1 Общая характеристика системы образования и источники ее финансирования
1.2 Организация финансирования расходов федеральных бюджетов на образование
Глава 2. Планирование расходов бюджета на образование
2.1 Планирование расходов в сфере образования
2.2. Особенности планирования расходов учреждений профессионального и дополнительного образования
Глава 3. Проблемы бюджетного финансирования системы образования
3.1 Анализ бюджетных расходов на образование
3.2 Основные проблемы бюджетного финансирования образования
3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

     В связи с предъявляемыми высокими требованиями к сфере образования в нее необходимо увеличивать государственные инвестиции, что возможно при реализации инновационного варианта развития российской экономики. Согласно Концепции долгосрочного развития РФ общие расходы на образование возрастут с 3,5% ВВП (2009–2011 гг.) до 5,5% ВВП в 2020 г. (и 6% ВВП в 2030 г.), в том числе расходы бюджетной системы – с 2,5 до 3,5% ВВП; темп роста государственных инвестиций в период до 2020г. составит не менее 10%. Для сопоставления, по данным Росстата, государственные расходы на образование составляют в настоящее время в Германии – 5,3% ВВП, Великобритании – 5,7, Франции – 5,6, США – 5,6, а в среднем по странам G8 (без учета РФ) – 5,5% ВВП. 

     3.3 Предложения по решению проблем бюджетного финансирования 

     Несмотря  на некоторое улучшение ситуации, система образования в Российской Федерации все же функционирует  в условиях постоянного недофинансирования.

     Требуется интенсивное увеличение объемов  бюджетного финансирования системы  образования. Оживление в национальной экономике, рост занятости среди экономически активного населения, высокие цены на нефть на мировом рынке, профицит государственного бюджета, наличие золотовалютного резерва и стабилизационного фонда позволяют инвестировать больше средств в образовательную сферу. Однако простое «вливание» денежных средств может оказаться мало эффективным.

     Необходимо  активнее использовать целевое финансирование, ориентированное на реализацию определенных программ развития системы образования. В этом случае деньги будут в большей степени расходоваться по назначению и в меньшей степени оседать в карманах недобросовестных чиновников.

     Кроме того, на сегодняшний день развивается  система образовательного кредитования. Государство должно также гарантировать, что внебюджетные источники останутся серьезным средством для поддержки образования и повышения его качества. В целях соблюдения всех гарантий государства в сфере финансового обеспечения образования необходима постоянная корректировка модели его многоканального финансирования при сохранении приоритетности бюджетных ассигнований.

     Следует сказать, что рост бюджетных расходов должен сопровождаться выработкой четких критериев оценки эффективности  бюджетных затрат, а также развитием  финансовых инструментов, которые позволили  бы в новой ситуации обеспечить доступность образования для различных групп населения.

     Результативность  деятельности образовательных учреждений следует оценивать исходя из степени  достижения поставленных целей. В образовательной  сфере для учета данного критерия требуется, чтобы финансирование покрывало затраты ресурсов, необходимые для обеспечения соответствующего качества образования, зафиксированного в программах обучения или в государственных стандартах. Таким образом, для достижения результативности деятельности образовательные учреждения должны совершенствовать образовательные технологии и стремиться увязать использование этих технологий с размерами финансовых ресурсов.

     Для определения эффективности деятельности учреждения недостаточно знать, что  результат получен. Важно дать оценку эффективности полученного результата. Оценка эффективности предполагает по своей сути наличие базы сравнимых экономических показателей (плановых показателей с фактическими, одного учреждения с другим и т.п.), а так же регламентированной базы формирования затратности единицы продукции, работ (услуг).

     Экономическая эффективность образовательных  учреждений должна достигаться благодаря  умелому управлению затратами с  целью получения максимального  результата. Данный критерий при нормативно-бюджетном финансировании образования должен использоваться при формировании бюджетной сметы расходов образовательного учреждения и стимулировать руководителей к повышению эффективности использования ресурсов.

     Опыт  реализации модели нормативного финансирования в России показал, что финансовый инструмент организационно-финансового механизма системы образования не дает должного эффекта если не используется в едином блоке с другими инструментами данного механизма – оптимизацией сети образовательных учреждений, формированием финансово-экономической самостоятельности получателей бюджетных средств, повышением менеджерской и финансово-экономической квалификации руководящих кадров системы образования. В отсутствии данного комплексного механизма образовательные учреждения вряд ли смогут почувствовать, что норматив финансирования есть инструмент оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. 

 

      Заключение 

     Резюмируя изложенный материал, отметим ключевые положения рассматриваемой темы.

     Повышение качества образования – актуальная задача современного этапа социально-экономического развития России. Одним из ключевых вопросов ее решения остается уровень бюджетного финансирования всех ступеней образования. В последнее время усиливается внимание государственной власти к сфере образования: ежегодно увеличиваются бюджетные средства, выделяемые на указанные цели.

     Финансирование  системы образование в Российской Федераций имеет многоуровневый характер, за федеральными органами государственной  власти в сфере образования закреплены полномочия по предоставлению профессионального образования, главным образом, высшего и послевузовского профессионального образования. В связи, с чем основной объем средств федерального бюджета, расходуемый по статье «Образование» сосредоточен в области высшего образования, его удельный вес составляет 82%.

     Анализ  расходной части федерального бюджета  на образование показал, что за последние  три года с 2009 – 2011гг. расходы возросли на 246378 млн. рублей.

     По  некоторым статьям расходов можно  наблюдать обратную тенденцию – так за три года снижаются расходы на начальное профессиональное образование.

     Что касается расходов на среднее профессиональное образование, то они не имеют значительной динамики, так в 2011 году по отношению  к 2009 году они выросли на 5%. Это, несмотря на то, что на российском рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных специалистов со средним профессиональным образованием.

     Несмотря  на то, что расходы федерального бюджета на образование имеют  возрастающую динамику, недофинансированость является одной главных проблем сложившихся в системе российского образования.

     В настоящее время в Российской Федерации применяет модель нормативного подушевого финансирования признаная  одним из основных инструментов нового финансово-экономического механизма в сфере образования. Его главное преимущество заключается не в финансировании образовательного учреждения как объекта, а в предоставлении образовательной услуги. Финансовым органам, органам управления нормативы необходимы для объективного планирования и «прозрачного» распределения финансовых ресурсов в сфере образования, нормативы учреждению – для самостоятельного планирования своего бюджета, эффективного использования выделенных средств, стимулирующих повышение качества предоставляемых образовательных услуг.

     Опыт  реализации модели нормативного финансирования в России показывает, что применяемый  на сегодняшний день финансовый инструмент организационно-финансового механизма  системы образования не дает должного эффекта если не используется в едином блоке с другими инструментами данного механизма – оптимизацией сети образовательных учреждений, формированием финансово-экономической самостоятельности получателей бюджетных средств, повышением менеджерской и финансово-экономической квалификации руководящих кадров системы образования. В отсутствии данного комплексного механизма образовательные учреждения вряд ли смогут почувствовать, что норматив финансирования есть инструмент оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов. 

 

      Список используемой литературы 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации N 145-ФЗ. (ред. от 27.06.2011).
  2. Аврамкова И.С. К вопросу о кризисе образования в современной России Известия РГПУ им. А.И. Герцена, № 139, 2011.
  3. Александров И. М. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник М.: «Дашков и К°», 2009.
  4. Баранова Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации. – М.: «ИНФРА-М», 2008.
  5. Булаев Н.И. Об итогах и задачах в области образования // Высшее образование сегодня. 2011. № 1.
  6. Дежина И.Г. Основные направления реформ в российской науке: цели и результаты // Информационное общество. 2009. № 1.
  7. Калинина Н.М. Современные экономические тенденции развития образования в России // Вестник Омского университета, № 3, 2009.
  8. Лопатина А.Н. Современная система образования как экономическая категория // Вестник МГУ, № 1, 2010.
  9. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2009.
  10. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2010.
  11. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. – М.: «Юнити-Дана», 2009.
  12. Рулинская А.Г. Анализ процесса реформирования системы финансирования образования Вестник Брянского государственного университета, 2010, №3.
  13. Самсонова О.В. Проблемы финансирование системы образования Экономические и социальные проблемы России. 2010. № 3.
  14. Сигова С.В., Гуртов В.А. Итоги бюджетного финансирования сферы образования в рамках трехлетнего бюджета на 2008-2010 гг. Проблемы прогнозирования, № 6, 2011.
  15. Солянникова С.П. Мониторинг как инструмент управления расходами бюджета Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ, №5, 2009.

Информация о работе Планирование расходов бюджета на образование