Планирование доходов регионального бюджета (на примере Ростовской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 10:48, автореферат

Описание работы

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методики планирования доходов регионального бюджета и выявлении основных источников наращивания налогового потенциала субъекта РФ для совершенствования на данной основе налоговой политики региона.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать концептуальные основы, экономическое содержание налогового потенциала и определить факторы, влияющие на его формирование;
- изучить теоретические концепции и методические подходы к оценке и формированию налогового потенциала и осуществить их сравнительный анализ с точки зрения возможности применения на практике;
- проанализировать основные социально-экономические особенности развития Ростовской области;
- оценить влияние механизма налогового регулирования на экономику региона;
- выработать основные направления совершенствования налоговой политики региона с учетом прогнозирования его налогового потенциала.

Файлы: 1 файл

планирование и прогнозирование бюджета ростовской области.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

2.1. Анализ динамики и источники  роста социально-экономических показателей  Ростовской области.стр.56

2.2. Влияние механизма налогового  регулирования на экономику региона.стр.89

Глава Ш. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО

ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА.стр.109

3.1. Перспективы совершенствования  налоговой политики с целью  укрепления доходной базы региона.стр.109

3.2. Планирование налогового потенциала  Ростовской области (на основе  поправочного коэффициента на  виды экономической деятельности).стр.140

3.3. Унификация Налогового паспорта  региона.стр.160

ДИССЕРТАЦИЯ: ВВЕДЕНИЕПО ЭКОНОМИКЕ, НА ТЕМУ "ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА"

Актуальность темы исследования. Проблема эффективности использования бюджетных средств в сфере государственных финансов на федеральном и региональном уровнях остается одной из самых актуальных в российской экономике.

Поскольку Российская Федерация является крайне неоднородной в отношении экономических потенциалов субъектов, входящих в ее состав, что обусловлено, прежде всего, историческими факторами и значительной территориальной рассредоточенностью, у федерального центра возникает необходимость в механизме, позволяющем оценить уровень бюджетной обеспеченности регионов, с одной стороны и налоговые возможности регионов с другой. Проблема оценки эффективности использования бюджетных средств особую значимость приобретает на субфедеральном уровне.

Наращивание налоговых доходов региональных (местных) бюджетов является важной задачей налоговых реформ, поскольку увеличение налогового потенциала во времени воплощается в прирост доходов в масштабах национальной экономики, а рост доходов, в свою очередь, является предпосылкой реализации расходных полномочий органов власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, налоговые поступления, формирующие бюджет, определяют ресурсы воспроизводства собственности, доходов, экономического потенциала в целом, а значит, и уровень налоговых поступлений будущих периодов в регионах.

Между тем, в современных условиях наблюдается существенная разбалансированность налоговых отношений и отношений собственности, выражающаяся в том, что налоговые отношения не ориентированы на содействие процессам воспроизводства капитала хозяйствующих субъектов. Существующая система межбюджетного регулирования не располагает региональные власти к проведению реальной оценки собственного налогового потенциала территорий. Проводимые реформы по совершенствованию межбюджетных отношений до настоящего времени не дали ощутимых результатов по формированию стимулов к развитию налогового потенциала регионов и росту собираемости налогов. В связи с этим необходимо дальнейшее развитие и совершенствование методики оценки налогового потенциала, а также осуществление поиска новых форм использования ее результатов, что, в свою очередь, ставит перед экономической наукой задачи, связанные с1 уточнением реального налогового потенциала субъектов Российской Федерации.

Степень научной разработанности проблемы.

Среди зарубежных авторов, заложивших фундамент науки о налогах, следует отметить У. Петти, Д. Рикардо, А. Смита, А. Маршалла, Ж. Сэя, а также представителей более поздних школ - Дж. Кейнса, А. Лаффера, Гр. Мэнкью, П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, К. Макконелла, С. Брю и других.

Теоретические основы в области разработки налоговой политики государства, структурные характеристики и роль налоговой системы исследованы в фундаментальных трудах отечественных экономистов JI.A. Дробозиной, В.И. Макарьевой, Л.П. Окуневой, Л.П.Павловой, В.Г. Панскова, С.Г. Пепеляева, В.М.Пушкаревой, М.В. Романовского, A.A. Тривуса, Д.Г. Черника.

Исследования в области налогов и налогообложения проведены в работах И.В. Горского, В.М. Пушкаревой, С.Д.Шаталова. Проблемы налогового администрирования рассмотрены в работах A.B. Аронова, В.А. Кашина, В.А. Красницкого, O.A. Мироновой. К вопросам формирования налогового потенциала обращались М.Л. Бишенов, О.В. Врублевская, И.В. Горский, Л.В. Дуканич, А.Л. Коломиец, А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов, М.Н. Шалюхина и другие.

Проблемы бюджетного федерализма и реформирования межбюджетных отношений исследованы в работах таких ученых, как О.В.Богачева, Т.В. Грицюк, А.Г.Игудина, М.В. Кириченко, В.Н.Лексина, И.В. Подпориной, Е.В.Пономаренко, В.М. Родионовой, В.М. Христенко, А.Н. Швецова.

Вместе с тем, ряд аспектов остался неразработанным. До настоящего времени дискуссионной остается трактовка понятия «налоговый потенциал». По-разному оцениваются и прогнозируются налоговые поступления как в региональные (местные), так и в федеральный бюджеты. Проблемы повышения эффективности налоговой политики и ее адекватности социально-экономической динамике и внедрения современных подходов к налоговому администрированию требуют дальнейших научных исследований. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы формирования налогового потенциала, а также методов его количественной оценки предопределили актуальность, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в планировании доходов регионального бюджета и выявлении основных источников наращивания налогового потенциала субъекта РФ для совершенствования на данной основе налоговой политики региона.

Для достижения цели в работе определены следующие задачи:

• исследовать концептуальные основы, экономическое содержание налогового потенциала и определить факторы, влияющие на его формирование;

• изучить теоретические концепции и методические подходы к оценке и формированию налогового потенциала и на его основе осуществить сравнительный анализ различных методических подходов с точки зрения возможности их применения на практике;

• проанализировать основные социально-экономические особенности развития Ростовской области;

• оценить влияние механизма налогового регулирования на экономику региона;

• выработать основные направления совершенствования налоговой политики региона с учетом прогнозирования налогового потенциала региона.

Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является процесс управления формированием и развитием налогового потенциала Ростовской области как субъекта Российской Федерации.

Предмет исследования. Предметом исследования является совокупность отношений, возникающих между федеральным, региональными и местными бюджетами в области формирования доходных источников на основе количественной оценки налогового потенциала региона.

Научная новизна выполненного исследования заключается в следующем: определена целесообразность рассмотрения понятия «налогового потенциала» в двух аспектах: а) в качестве абстрактной финансовой категории как суммы налоговых доходов, возможных к получению, и величины вновь созданной стоимости в условиях оптимального налогообложения через определение конечного источника налогообложения и-доли налогового изъятия; б) как элемента расчета финансовой основы межбюджетных отношений;

- обоснована необходимость совершенствования  налоговой политики региона в  рамках «концепции сбалансированности  налоговых ставок и налоговой  базы «регион-центр», через унификацию  налоговых ставок применяемых  налогов, повышение эффективности  и нейтральности налоговой системы  за счет внедрения современных  подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых  льгот и освобождений на региональном  уровне с целью содействия  поступательной динамике социально-экономического  развития;

- аргументирована целесообразность  пересмотра методологии расчета  индекса налогового потенциала, основанной на фактических поступлениях  налоговых доходов без учета  сумм недоимки в разрезе уровней  бюджетной системы, применение которой  способствует ограничению стимулов  регионов-реципиентов к более  объективному учету собственного  налогового потенциала и их  слабой заинтересованности в  изыскании внутренних резервов;

- предложена усовершенствованная  методика оценки налогового потенциала, учитывающая структуру экономики  Ростовской области и скорректированная  на сумму недоимки по видам  экономической деятельности региона  в бюджетную систему Российской  федерации, что позволяет выявить  реальный налоговый потенциал  региона исходя из действующего  налогового законодательства;

- разработан прогноз налогового  потенциала Ростовской области  на основе поправочного коэффициента  на структуру экономики региона, позволяющий скорректировать распределение  бюджетных средств и снизить  фискальную нагрузку по федеральным  трансфертам на федеральный бюджет  Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования имеют практическую направленность и доведены до конкретных рекомендаций по разработке прогнозов налоговых поступлений в территориальные бюджеты на примере Ростовской области. Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для совершенствования применяемых методик оценки налогового потенциала регионов.

Апробация полученных в ходе диссертационного исследования результатов. Основные выводы и предложения диссертационной работы докладывались и обсуждались на ряде международных конференций: международной межвузовской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономики России», 2007; международной научно-практической конференции «Социально-экономические приоритеты развития России», 2008; международной научно-практической конференции «Россия в экономических системах всемирного хозяйства: общее и особенное», 2008.

Выдвинутые в ходе исследования предложения и основные результаты работы используются в практике составления прогнозов налоговых поступлений в региональный бюджет Ростовской области.

Теоретические выводы могут быть применимы в учебном процессе при разработке программ учебных курсов по дисциплинам специальностей: «Налоги и налогообложение» и «Финансы и кредит».

Различные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в научных статьях автора. Всего по теме исследования опубликовано 7 научных работ общим объемом 3,2 п.л.

ДИССЕРТАЦИЯ: ЗАКЛЮЧЕНИЕПО ТЕМЕ "ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ", СКОРОБОГАТОВ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Результаты исследования развития налоговых отношений за десятилетие существования постсоветской российской налоговой системы показали, что совершенствование налоговых форм контроля, в том числе и ужесточение наказания за сокрытие налогов не сделали налогоплательщиков более законопослушными. Хроническое невыполнение плановых заданий по сбору налогов в конце 90-х годов на фоне снижения промышленного потенциала страны и нерешенности многих экономических, социальных проблем свидетельствовало о неадекватности налоговой политики социально-экономическим потребностям общества.

Главными целями экономической политики современного этапа объявлено обеспечение устойчивого повышения уровня жизни населения и сокращение разрыва по уровню благосостояния с ведущими экономически развитыми странами. Для достижения этих целей необходимо решить макроэкономические, институциональные, социальные и структурно-инвестиционные задачи, но все они так или иначе связаны со стимулированием экономического роста и с поддержанием макроэкономической стабильности. Обеспечение этого должны стать повышенная инвестиционная активность предприятий и связанные с этим структурные изменения в экономике.

Правительством декларируется построение динамично развивающейся рыночной экономики с оптимальным участием государства в хозяйственной деятельности при усилении его роли как гаранта безопасности, а также в обеспечении социальных стандартов, экономической свободы, финансовой стабильности и эффективной инфраструктуры. Достижение намеченных целей возможно при проведении неоконсервативной (либеральной) политики как в экономике, так и в налогообложении. Характерными особенностями этой политики являются укрепление и защита прав частной собственности, сокращение административного вмешательства в хозяйственную деятельность, развитие финансовых рынков и институтов и либерализацию налоговой системы.

Рассмотрим, насколько оправданной и осуществимой (с учетом сложившихся к началу нового этапа реформирования налоговых институтов) является такая экономическая и налоговая политика.

С одной стороны, конкретные действия правительства, направленные на снижение налогового бремени, уже выразившиеся в снижении ставок одних налогов (НДС, налога на прибыль, ЕСН, НДФЛ) и ликвидации других (налог с наследования и дарения, налог на операции с ценными бумагами) оживят бизнес. Высокая налоговая нагрузка, обремени налогоплательщиков, негативно сказывается на доходах государства и не только потому, что способствует сокрытию или сворачиванию части бизнеса. Процессы интеграции и глобализации, затронувшие российскую экономику, позволяют капиталам свободно перемещаться в мировом пространстве, вливаться в привлекательные для него национальные экономики, участвовать в создании транснациональных корпораций. Высокое налоговое бремя в России не только отпугивает иностранных инвесторов, но и способствует бегству отечественного капитала из страны.

Информация о работе Планирование доходов регионального бюджета (на примере Ростовской области)