Планирование доходов регионального бюджета (на примере Ростовской области)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 10:48, автореферат

Описание работы

Цель диссертационного исследования состоит в разработке методики планирования доходов регионального бюджета и выявлении основных источников наращивания налогового потенциала субъекта РФ для совершенствования на данной основе налоговой политики региона.
Для достижения цели в работе определены следующие задачи:
- исследовать концептуальные основы, экономическое содержание налогового потенциала и определить факторы, влияющие на его формирование;
- изучить теоретические концепции и методические подходы к оценке и формированию налогового потенциала и осуществить их сравнительный анализ с точки зрения возможности применения на практике;
- проанализировать основные социально-экономические особенности развития Ростовской области;
- оценить влияние механизма налогового регулирования на экономику региона;
- выработать основные направления совершенствования налоговой политики региона с учетом прогнозирования его налогового потенциала.

Файлы: 1 файл

планирование и прогнозирование бюджета ростовской области.docx

— 66.95 Кб (Скачать файл)

доходов во внебюджетных фондах, предоставление налоговых льгот, необоснованных налоговых вычетов, отсрочки налоговых платежей или освобождения от налоговых обязательств.

В работе рассмотрены действующие методики количественной оценки налогового потенциала, как в абсолютном выражении, так и в виде индексов. Определено, что индексные показатели более объективно отражают реальное состояние доходного потенциала субъекта Российской Федерации, так как в меньшей степени зависят от несовершенства применяемых методов расчета и позволяют в значительной мере уменьшить влияние инфляционного фактора.

Расчет налогового потенциала на индексной основе позволяет учитывать структурные особенности экономики конкретного региона, в частности, путем введения поправочного коэффициента по видам экономической деятельности региона. Основными показателями для расчета поправочного коэффициента являются средние по Российской Федерации относительные уровни налоговой нагрузки по видам экономической деятельности и их доли в общем объеме произведенной продукции по данному субъекту Российской Федерации.

3. Разработана модель совершенствования  налоговой политики региона через  унификацию налоговых ставок, повышение  эффективности и нейтральности  налоговой системы за счет  внедрения современных подходов  к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых  льгот и освобождений в рамках  региональной юрисдикции.

В диссертации обосновано, что для укрепления доходной базы региона необходимо разрешить задачу адаптации налоговой политики в регионе к социально-экономическому развитию территории. В этих целях для определения перспектив совершенствования налоговой политики региона в целом рассмотрены особенности формирования основных региональных и местных налогов, действующих на территории Ростовской области.

В диссертационном исследовании предложено по транспортному налогу провести дифференциацию ставок в зависимости от мощности транспортного средства: увеличить ставку на иномарки, обладающие большей мощностью

двигателя, и снизить ее на отечественные автомобили, помимо этого необходимо учитывать и такой фактор, как «возраст автомобиля». Для «старых» автомобилей целесообразно установить понижающие коэффициенты к налоговой ставке, но не доводя до предельных сроков использования автомобилей владельцами.

Помимо этого, воздействовать на поступления средств по транспортному налогу следует путем введения ставок налога, сопоставимых между различными регионами, а также через диверсификацию ставок налога в разрезе физических и юридических лиц в зависимости от мощности двигателя автомобиля и его «возраста». Подобная дифференциация ставок транспортного налога отражает важнейшие характеристики автомобилей и разделяет по налоговой нагрузке их плательщиков - юридических и физических лиц.

Другим, не менее актуальным налогом для Ростовской области является налог на игорный бизнес.

К 1 июля 2009 года на территории Краснодарского края и Ростовской области (на участке в 2 тыс. га) будет создана игорная зона «Азов-Сити», в которую власти региона должны вложить 500 млн руб. с тем, чтобы в дальнейшем получать от легально размещенного игорного бизнеса не менее 2 млрд руб. в год.

Другим региональным налогом, находящимся в юрисдикции региональных властей, является налог на имущество организаций. Это прямой поимущественный налог, введенный на территории области с 1 января 2004 года законом Ростовской области от 27.11.2003 г. «О налоге на имущество организаций». Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества (основных средств), признаваемого объектом налогообложения.

Перспективой развития данного налога, по нашему мнению, является возможность применения пониженной налоговой ставки для градообразующих промышленных предприятий, производящих основной объем продукции и составляющих основную часть валового регионального продукта (машиностроение, сельское хозяйство и строительство), а также для перерабатывающей и пищевой отраслей промышленности Ростовской области. Например, в электро-

энергетике исследуемого региона - ОАО «Новочеркасская ГРЭС», филиалу концерна «Росэнергоатом» «Волгодонской атомной станции»; в металлургическом комплексе: ОАО «Таганрогскому металлургическому заводу», ЗАО «Сулинско-му металлургическому заводу», ОАО «БКМПО» и другим; для машиностроения и металлообработки: «Таганрогскому авиакомплексу им. Бериева», ОАО «Рос-вертол, ООО «КЗ Ростсельмаш» и другим. Данное нововведение позволит стимулировать важнейшие предприятия Ростовской области к развертыванию своей деятельности, обеспечив регион необходимой продукцией, а заодно и финансовыми ресурсами для реализации полномочий региональных властей.

Совершенствование налоговой политики региона необходимо проводить через унификацию налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений. Кроме того, региональные (местные) налоговые системы для эффективного функционирования должны охватывать всю совокупность производственных отношений в регионе и в равной мере обслуживать хозяйствующих субъектов всех форм собственности, исключая малейшую возможность дискриминации налогоплательщиков в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, способствуя при этом формированию и усилению стимулов к экономической деятельности в регионе.

Сформировавшаяся в настоящее время в России система налогообложения, в том числе в регионах, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, по сути, блокирует важнейший источник внутренних инвестиций - доход, капитализируемый предпринимателями и хозяйствующими субъектами.

В ходе дальнейшего осуществления реформ в России предстоит решить важнейшую социально-экономическую задачу — обеспечить устойчивый качественный рост не только на макроэкономическом уровне, но и в регионах, путем оптимального сочетания рыночных механизмов хозяйствования с государственными методами регулирования, усилив ориентацию экономики на улучшение условий и качества жизни нации.

4. Предложена усовершенствованная  методика оценки налогового потенциала, учитывающая структуру видов  экономической деятельности Ростовской  области и скорректированная  на сумму недоимки в бюджетную  систему Российской Федерации, что  позволяет выявить реальный налоговый  потенциал региона исходя не  из фактических поступлений налогов  в бюджет, а из действующего  налогового законодательства.

В диссертационном исследовании доказано, что основным недостатком существующей модели оценки индекса налогового потенциала является то, что она основывается на фактических поступлениях налоговых доходов без учета сумм недоимки в разрезе уровней бюджетной системы. Это приводит к снижению стимулов регионов-реципиентов к более объективному учету собственного налогового потенциала и их слабой заинтересованности в изыскании внутренних резервов. Следствием является ослабление контрольной работы налоговых органов на местах по снижению недоимки по налогам и прочим обязательным платежам, а также возрастание зависимости региона от выделения трансфертов из Фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР).

Методика распределения средств ФФПР в целом носит сугубо социально-распределительный характер, т.е. выполняет функции выравнивания уровня социальных бюджетных расходов без учета самостоятельной реализации воспроизводственной функции в регионах.

На наш взгляд, целесообразно на базе существующей методики с учетом изменений и корректировок сформировать единую комплексную методику, которая выполняла бы две основные функции: социальную и воспроизводственную.

Что касается реализации социальной функции, то величину совокупных расходов федерального бюджета по социальным трансфертам необходимо определять по единым федеральным стандартам. Нормы социальных трансфертов должны быть ориентированы на выравнивание объемов финансирования бюджетных услуг в различных регионах Российской Федерации по единым социальным стандартам. Для этого, на наш взгляд, необходимо скорректировать индекс налогового потенциала субъекта Федерации на сумму налоговой недоимки

по уровням бюджета.

В диссертации обосновано, что при формировании единой методики распределения средств ФФПР необходимо учитывать не столько объемы трансфертов на социальные функции в привязке к индексу налогового потенциала (ИНП), но и объемы средств для региона - по бюджету развития. Таким образом будет создана не только экономическая основа выравнивания бюджетных социальных расходов на душу населения, но и база для минимизации социальных трансфертов из федерального бюджета. На практике это означает, что с помощью инвестиционных трансфертов постепенно будут выравниваться не только объемы социальных трансфертов, но и величина налогового потенциала. В перспективе такой подход означает, что регионы будут стремиться к самодостаточному развитию на основе самофинансирования. При этом будут меняться функции не только бюджета развития, но и отраслевых органов управления, т.е. государственные органы управления будут регулировать и координировать воспроизводственную структуру отраслей экономики, а в масштабах национальной экономики - структуру общественного воспроизводства. Это даст возможность также более эффективно проводить структурные реформы экономики, направленные на качественный экономический рост, базирующийся на инновационно-инвестиционной модели развития.

Наряду с этим представляется необходимым скорректировать действующую методику расчета ИНП на сумму недоимки по видам экономической деятельности региона в бюджетную систему Российской Федерации. Это позволит выявить реальный налоговый потенциал региона исходя не из фактических поступлений налогов в бюджет, а из возможностей действующего налогового законодательства и юрисдикции региональных властей, согласно которому все налогоплательщики должны своевременно и в полном объеме платить налоги. В связи с этим, в диссертации предложено внести изменения в методику расчета индекса налогового потенциала региона, которые заключаются в том, что формула расчета индекса налогового потенциала может быть представлена в следующем виде:

ИНП, = V,07-08 X (K¡ ВИЯ.ДЕЯТ+ КГ"), (1)

где Vi07-« - суммарная величина добавленной стоимости по видам экономической деятельности в расчете на душу населения по данному субъекту РФ, отнесенная к аналогичному показателю по РФ, в среднем за 2007 и 2008 год;

Кьщ деят- поправочный коэффициент на структуру экономики Ростовской области по

видам экономической деятельности;

К,кор - предлагаемый коэффициент коррекции.

Коэффициент коррекции (K¡Kop) рассчитывается следующим образом: KiKop = N¡ /Pi, (2)

где Ni - недоимка по уплате налогов в бюджетную систему РФ по i-тому виду экономической деятельности;

Pi - объем произведенной продукции  по i - тому виду экономической  деятельности.

Коэффициент коррекции предлагается рассчитывать с учетом структурных особенностей экономики Ростовской области. Уточненная таким образом методика позволит объективно учесть налоговый потенциал региона с поправкой на специализацию экономики исследуемого субъекта Российской Федерации.

Для того чтобы на практике оценить эффективность предложенной методики расчета ИНП, в диссертации была определена потребность Ростовской области в трансфертах из Фонда финансовой поддержки регионов исходя из действующей и предлагаемой методики.

В соответствии с действующей методикой был произведен расчет индекса налогового потенциала Ростовской области на 2009 год:

ИНП = V,07-08 х K¡ вид.деят= (0,228 + 0,191) / 2 х 0,996 = 0,208.

Расчет индекса налогового потенциала (ИНП) с учетом предлагаемого коэффициента коррекции, исходя из данных Ростовстата о величине недоимки в бюджетную систему Российской Федерации и о величине валового регионального продукта в 2007-2008 годах в Ростовской области, равен: K¡Kop = Ni /Pi = 562,6 /13940,6 = 0,04.

С учетом коэффициента коррекции показатель индекса налогового потенциала согласно предложенной в диссертации методики изменится следую-

щим образом:

ИНП, = V;07"08 X (К, вид„е.т+ к,к0р ) = ( 0,228+0,191) / 2 х (0,996+ 0,04) = 0,217.

На основе полученных корректировок в диссертации была рассчитана потребность в финансовой помощи Ростовской области из ФФПР на 2009 год в табл. 2.

В итоге сумма отклонения в средствах ФФПР для Ростовской области на 2009 год, определенная по предложенной методике, составит более 139 млн руб., что на 1,5% меньше суммы финансовой помощи, определяемой по действующей методике Министерства финансов РФ (см. табл. 2).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что субъекты РФ при использовании своих внутренних резервов, в частности, регионального налогового потенциала в виде учета суммы недоимки, могут ограничить свои потребности в виде федеральных трансфертов от федерального бюджета.

Полученные в диссертации результаты подтверждают необходимость уточнения методики Министерства финансов РФ по расчету индекса налогового потенциала региона за счет использования коэффициента коррекции (К|КОр), так как:

Информация о работе Планирование доходов регионального бюджета (на примере Ростовской области)