Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей рынка долговых обязательств Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1 Рынок долговых обязательств, государственный и муниципальный долг.......................................................................................
1.1 Понятие рынка долговых обязательств...................................................
1.2 Государственный и муниципальный долг...............................................
1.3 Теоретические основы управления долгом государства и его субъектов, классификация долгового финансирования...............................
Глава 2 Долговые обязательства субъекта РФ..............................................
2.1 Формирование и совершенствование системы управления долгом субъекта РФ(на примере г. Москвы)..............................................................
2.2 Формирование в России федерального агентства муниципального финансирования...............................................................................................
2.3 Рынок заимствований субъектов РФ и муниципальных образований.
Заключение.......................................................................................................
Список литературы..........................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая123.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Государственный и муниципальный долг»

на тему: «Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ»

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение...........................................................................................................

3

Глава 1 Рынок долговых обязательств, государственный и  муниципальный долг.......................................................................................

 

5

1.1 Понятие рынка долговых  обязательств...................................................

5

1.2 Государственный и  муниципальный долг...............................................

6

1.3 Теоретические основы  управления  долгом государства  и его субъектов, классификация  долгового финансирования...............................

 

20

Глава 2 Долговые обязательства  субъекта РФ..............................................

25

2.1 Формирование и совершенствование  системы  управления долгом  субъекта РФ(на примере г. Москвы)..............................................................

 

25

2.2 Формирование в России  федерального агентства муниципального  финансирования...............................................................................................

 

36

2.3 Рынок заимствований  субъектов РФ и муниципальных  образований.

39

Заключение.......................................................................................................

47

Список литературы..........................................................................................

50


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Мировая практика свидетельствует  о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный  долг – это нормальное явление  в финансовом хозяйстве каждого  цивилизованного государства.

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.

С экономической точки  зрения государственный долг представляет собой задолженность государственных органов как результат формирования дополнительных ресурсов государства, направленных на разрешение противоречий между экономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежных средств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранных государств.

С материальной точки  зрения государственный долг представляет собой общую сумму задолженности  государства по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным  по ним процентам.

Специфика долговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещения государством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций на принципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытия дефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговых обязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегда выступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.

Правительства часто  управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позиция нередко  подвергается значительному риску по условным обязательствам и последствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе. Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемами банковского сектора страны, так и привнесенных извне в результате распространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управления государственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой и регулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих и производственных издержек, вызываемых такими кризисами.

Необходимо выделить вопросы, которые не могут быть решены исключительно за счет надежного  управления долгом. Оно не заменяет взвешенную макроэкономическую и налогово-бюджетную  политику, и его одного недостаточно, чтобы гарантировать надежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следует подчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики, характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитной политики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономически приемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а также финансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая основа представляет собой важный фактор, способствующий появлению у участников финансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства в государственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.

Таким образом, наличие  этих основ является важным предварительным  условием в создании такой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственного управления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и в целом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению к экономическим и финансовым потрясениям.

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей рынка долговых обязательств Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Глава 1 Рынок долговых обязательств, государственный и муниципальный долг.

1.1 Понятие рынка долговых  обязательств

Долговые обязательства  подтверждают право кредитора на взыскание долга с должника.

Мировой банк выделяет:

1) долгосрочную задолженность, к ней относится задолженность свыше одного года в составе:

-государственного прямого долга, который создается вследствие заимствований государства;

-государственного условного долга, который является результатом того, что государство выступает гарантом по заимствованиям других субъектов хозяйствования;

-долга частных субъектов хозяйствования, который государством никак не гарантируется.

2) задолженность перед МВФ. Поскольку МВФ кредитует страны – члены с помощью продажи им необходимого количества иностранной валюты в обмен на национальную, то задолженность перед МВФ на конец года отражает объемы обратного выкупа страной-должником у МВФ национальной валюты. Задолженность автоматически уменьшается, если национальная валюта страны, находящаяся в распоряжении МВФ, покупается другой страной.

3) краткосрочную задолженность. Ее формируют:

-кредиты сроком не более одного года;

-платежи по обслуживанию долгосрочных кредитов (проценты и комиссионные), которые должны по графику выплачиваться в текущем году. 

По типу заемщика долговые обязательства бывают государственными, гарантированными государством и частными.

По типу кредитора  долговые обязательства делятся  на официальный долг и частный  долг. Официальные долговые обязательства  подразделяются на обязательства перед международными организациями и двусторонние обязательства. Частные долговые обязательства делятся на ноты и коммерческие бумаги, банковские займы и облигации.

1.2 Государственный и муниципальный долг

Заимствования средств  бюджетами различных уровней приводят к формированию соответственно государственного и муниципального долга — накопленной задолженности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, подлежащей погашению в форме основного долга и начисленных на него процентов.

Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен  в договоре между заемщиком в  лице соответствующего исполнительного  органа государственной власти или  местного самоуправления, с одной  стороны, и инвестором, с другой стороны.

Государственный долг РФ представляет собой долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.

Государственный долг РФ обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В состав государственного долга РФ входят долговые обязательства  в следующих формах:

1) кредитные соглашения  и договоры, заключенные от имени  РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные ценные  бумаги, выпускаемые от имени  РФ;

3) договоры о предоставлении  государственных гарантий РФ, договоры  поручительства РФ по обеспечению  исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформленные долговые  обязательства третьих лиц в  государственный долг РФ на  основе принятых федеральных  законов; 

5) соглашения и договоры, в том числе международные,  заключенные от имени РФ, о  пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Долговые обязательства  РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного  в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты  и размера процентных платежей, срока  обращения, не допускается.

Государственный долг субъекта РФ — это совокупность долговых обязательств субъекта РФ, обеспечиваемая всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим его казну.

Долговые обязательства  субъекта РФ существуют в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных от  имени субъекта РФ с физическими и юридическими лицами, кредитными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;

2) государственных займов  субъекта РФ, осуществляемых путем  выпуска ценных бумаг субъекта  РФ;

3) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ, договоров поручительства субъекта РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) переоформления долговых  обязательств третьих лиц в  государственный долг субъекта  РФ на основе принятых законов  субъекта;

5) соглашений и договоров,  в том числе международных,  заключенных от имени субъекта  РФ, о пролонгации и реструктуризации  долговых обязательств субъектов  прошлых лет. 

Долговые обязательства  субъекта РФ погашаются в сроки, которые  определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.

Формы и виды государственных  ценных бумаг, выпускаемых от имени  субъекта РФ, условия их выпуска  и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов  РФ.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

Долговые обязательства  муниципального образования существуют в форме:

1) кредитных соглашений  и договоров, заключенных муниципальным образованием;

2) займов муниципального  образования, осуществляемых путем  выпуска ценных бумаг от имени  муниципального образования; 

3) договоров о предоставлении  муниципальных гарантий, договоров  поручительства муниципального образования по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

4) долговых обязательств  юридических лиц, переоформленных  в муниципальный долг на основе  правовых актов органов местного  самоуправления.

Для проведения эффективной  финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом производится уполномоченным органом местного самоуправления.

Российская Федерация  не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных  образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

Информация о работе Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ