Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей рынка долговых обязательств Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1 Рынок долговых обязательств, государственный и муниципальный долг.......................................................................................
1.1 Понятие рынка долговых обязательств...................................................
1.2 Государственный и муниципальный долг...............................................
1.3 Теоретические основы управления долгом государства и его субъектов, классификация долгового финансирования...............................
Глава 2 Долговые обязательства субъекта РФ..............................................
2.1 Формирование и совершенствование системы управления долгом субъекта РФ(на примере г. Москвы)..............................................................
2.2 Формирование в России федерального агентства муниципального финансирования...............................................................................................
2.3 Рынок заимствований субъектов РФ и муниципальных образований.
Заключение.......................................................................................................
Список литературы..........................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая123.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

Критерием отбора инвестиционных проектов для оказания государственной  поддержки служит величина дохода, который получит государство в результате реализации проекта. Принятые к рассмотрению проекты ранжируются в соответствии с показателем бюджетной эффективности. Этот показатель определяется как отношение суммы дисконтированной величины налоговых поступлений и обязательных платежей к размеру государственной гарантии.

Размер государственных  гарантий, выдаваемых кредиторам, составляет до 40% от фактически предоставляемых  ими средств для реализации конкретного  инвестиционного проекта.

Размер государственных  гарантий указывается в заключаемом  между Минэкономики РФ и кредитором договоре поручительства.

Исполнение обязательств по предоставленным государственным  гарантиям осуществляется за счет средств, предусмотренных в Бюджете развития РФ на соответствующий год. Объем предоставленных государственных гарантий фиксируется при расчете государственного долга Российской Федерации. Лимиты использования государственных гарантий для реализации инвестиционных проектов устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Срок действия государственных  гарантий определяется по бизнес-плану  проекта как время, за которое  намечено возвратить взятый в коммерческом банке кредит на финансирование данного  проекта. Указанный срок фиксируется в договоре поручительства, заключаемом между Минэкономики РФ и кредитором, и пересмотру не подлежит.

Под гарантийным случаем  понимается факт невозврата заемщиком  основного долга в срок, установленный  в кредитном договоре, заключенном  между заемщиком и кредитором.

Минэкономики РФ для  рассмотрения официального обращения  кредитора образует комиссию с привлечением территориальных органов Центрального банка РФ, Главного управления Федерального казначейства Минфина РФ, финансовых органов субъекта РФ, на территории которого реализуется инвестиционный проект, кредитора и заемщика. Эта комиссия рассматривает обоснованность требований кредитора к заемщику по кредитному договору, заключенному между ними, оценивает достаточность действий кредитора по возврату основного долга и определяет размер убытков кредитора, подлежащих возмещению со стороны Минэкономики РФ.

По результатам проведенной  работы комиссия составляет заключение, в котором подтверждает или не подтверждает наступление ответственности  Минэкономики РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение заемщиком обеспеченного поручительством обязательства. Минэкономики РФ дает поручение Главному управлению Федерального казначейства Минфина РФ о перечислении средств из Бюджета развития РФ на корреспондентский счет кредитора для возмещения части основного долга по кредитному договору. Возмещению подлежит только основной долг без начисленных на него процентов, пеней и штрафов.

При реализации государственной  гарантии кредитор передаст в Минэкономики РФ документы, удостоверяющие требования к заемщику и права, обеспечивающие эти требования в объеме, в котором удовлетворены требования кредитора.

Минэкономики РФ для  защиты интересов государства в  месячный срок после реализации государственной  гарантии обращается в арбитражный суд с иском о банкротстве заемщика, если оно не было осуществлено на основании исковых требований кредитора.

Средства, полученные Минэкономики РФ в целях удовлетворения требований к заемщику, зачисляются в Бюджет развития РФ.

В качестве примера государственных гарантий, выдаваемых на развитие отечественного самолетостроения, приведем кредитование производства и введения в эксплуатацию конкурентоспособных широкофюзеляжных самолетов Ил—96 М/Т.

Признано необходимым  привлечение в 1997—2002 гг.:

-кредитов Экспортно-импортного банка США в размере до 1079 млн. долл. США, в том числе в 1997—1999 гг. — в размере до 341 млн. долл. США под гарантию Правительства РФ, для финансирования закупки акционерным обществом «Аэрофлот — Российские международные авиалинии» авиационных двигателей, навигационного оборудования и других комплектующих изделий американского производства, поставляемых для оснащения 20 самолетов Ил-96 М/Т, приобретаемых этим акционерным обществом;

-кредитов Европейского банка реконструкции и развития и других зарубежных и российских коммерческих банков в размере до 480 млн. долл. США, в том числе в 1997—1999 гг. — в размере до 159 млн. долл. США под гарантию Правительства РФ для финансирования производства 20 самолетов Ил-96 М/Т в акционерном обществе «Воронежское акционерное самолетостроительное общество».

Минфин РФ и Внешэкономбанк подписали с Экспортно-импортным  банком США и другими коммерческими  банками документы, необходимые  для привлечения кредитов. Предусмотрено  начиная с 2000 г использование залога самолетов Ил-96 М/Т в качестве обеспечения кредитов вместо гарантий Правительства РФ.

Погашение основного  долга, уплата процентов и комиссий по кредитам осуществляются за счет акционерного общества «Аэрофлот — Российские международные авиалинии».

Минфин РФ, Мингосимущество  РФ и Внешэкономбанк заключили с  акционерным обществом «Аэрофлот  — Российские международные авиалинии» соглашения о контргарантиях возврата кредитов.

Министерство торговли РФ обеспечивает оперативный контроль за ценами, коммерческими и валютно-финансовыми условиями контрактов, заключаемых в счет привлекаемых кредитов.

Акционерное общество «Аэрофлот  — Российские международные авиалинии» создало за рубежом дочернее общество для организации финансового  лизинга самолетов Ил-96 М/Т.

Таким образом, государственные  и муниципальные гарантии и поручительства значительно расширяют возможности  инвестиционного финансирования и  способствуют экономическому росту.

1.3 Теоретические основы управления  долгом государства и его субъектов, классификация долгового финансирования.

Интерес к проблеме госзаимствований в ХХ веке определился политическими  и военными катаклизмами, необходимостью активного вмешательства государства  в экономику для ее поддержания  и развития, возрастание значения экономических функций государства на каждом  уровне управления. Масгрейв выделяет три функции государства: распределение дохода (distribution of income), стабилизация (stabilization) и распределение ресурсов (resource allocation)

 Цель государства  при реализации этих функций – обеспечить эффективное распределение ресурсов в обществе. Условия оптимума этого распределения определены в работах Лернера, Бергсона и Хикса в 30-х годах 20-го века.

Анализ современного периода позволил сделать вывод  о том, что долг стал играть в экономике страны и ее субъектов в дополнение к перечисленным еще и фискальную, регулирующую и информационную роль.

Классик экономической  теории Кейнс рассматривая влияние  государственного долга на экономический  рост в своих ранних работах, обращает внимание на «эффект мультипликатора» (multiplier effect), который заключается в превышении роста совокупного спроса над изначальным увеличением государственных расходов. Вызванный государственными заимствованиями рост совокупного спроса обеспечивает возрастание, как потребления, так и сбережений частного сектора. В свою очередь, рост долга влечет за собой прирост ежегодных процентных платежей; конкуренцию между государственным и частным секторами экономики за получение новых займов и «вытеснение» частных заемщиков с рынка кредита; является источником инфляционного давления в экономике. Кейнс в своих поздних работах рассматривает долговое финансирование государственных расходов как один из важнейших инструментов стимулирования совокупного спроса, легализации бюджетных дефицитов, как средство стабилизации экономики. Согласно кейнсианским рекомендациям бюджетные дефициты возникали не только в период экономического спада, но и сохранялись при растущем производстве для стимулирования экономики и достижения наибольших темпов роста. Начавшийся во второй половине 70-х годов экономический спад, вызвал кризис кейнсианской бюджетной политики стабилизации экономики и стимулирования ее роста за счет госдолга. Кризис 2008 года и послекризисные мероприятия 2009 года возродили интерес к  теории Кейнса.

Изменения, наблюдаемые  в 80-е годы в финансовой политике большинства индустриальных стран, были обусловлены сменой доктрины «экономики спроса» на «экономику предложения», основные идеи которой представляли собой синтез монетаристских, неоклассических и неолиберальных взглядов, стоящих в центре современных экономических течений и школ. Сторонники этой теории (особенно в США и Великобритании) верили в возможность сбалансированности бюджета, но на практике  бюджетные дефициты остались нерешенной проблемой для всех правительств. Более того, в начале 90-х годов, в связи с экономическим кризисом, во многих странах произошло их увеличение. Еще более значительное увеличение бюджетных дефицитов ведущих экономически развитых стран произошло в 2009 году в целях финансирования антикризисных программ и программ стабилизации мировой финансовой и банковской системы.  Дефициты покрывались беспрецедентным наращиванием государственного долга. Так государственный долг США вырос в течение 2009 года на 2 трлн. долларов, Великобритании - на 210 млрд. фунтов стерлингов, Германии  - на 200 млрд. евро,  Японии  - на 50 трлн. йен . Правительства всех ведущих экономически развитых стран в целях фискального стимулирования экономики полностью вернулись к кейнсианским экономическим моделям.

По результатам исследования событий последних лет можно сделать вывод о том, что сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга расцениваются органами государственного управления США и стран Европейского Союза (ЕС) как одна из наиболее насущных задач. Так, для стран, желающих вступить в Европейский валютный союз, введены бюджетные критерии (Маастрихские критерии). Согласно этим критериям, объем совокупной государственной задолженности не должен превышать 60% ВВП, а текущий дефицит государственного бюджета – 3 % ВВП. В случае превышения этих рамок, правительства должны считаться с возможностью применения штрафных санкций со стороны ЕС (например, уплачивать штрафы, согласно заранее утвержденной процедуре).

Меры государственной поддержки европейской финансовой и банковской системы за счет государственных расходов и соответственного наращивания государственного долга в 2009 году привели к повсеместному нарушению этих критериев. Это подтверждено прогнозными цифрами Международного Валютного Фонда о  тенденции к резкому росту государственного долга в ближайшие годы, вероятности неплатежеспособности ведущих экономически развитых стран мира и о возможности дефолтов ряда государств по своему долгу. Особенно серьезная ситуация складывается в странах Большой Семерки и в ряде европейских государств – членов ЕС, в частности Греции, Испании, Ирландии и Италии. Так, к 2014 г. государственный долг США по отношению к ВВП году должен возрасти до 108,2%, Японии до 245,6%, Великобритании до 98,3%, Италии до 128,5%.

В ходе исследования можно асделать вывод о том, что в связи с изменением экономических ориентиров и переходом России к рыночной экономике стало необходимо переосмыслить такие категории, как: бюджетный дефицит, внутренний и внешний долг государств и его субъектов.

Обобщив имеющиеся представления,  можно сделать вывод о том,  что долг государства и его субъектов в широком смысле представляет собой совокупность обязательств государства и его субъектов, возникающих в результате привлечения кредитных и заемных средств, обеспечения долгов третьих лиц, гарантий и поручительств по обязательствам исполнения бюджетных функций, закрепленных законодательно.

Классификация различных аспектов долгового финансирования по признакам:

- форме (централизованный и децентрализованный государственный долг);

-  видам (товарный  и финансовый долг, финансовая  и административная задолженность,  текущий долг и расходы по  выплате доходов по всем долговым  обязательствам и по погашению  обязательств, срок по которым наступил);

- валюте долговых обязательств (внутренний и внешний долг);

- целям использования  привлеченных долговых средств  (определяются экономической стратегией  и политикой государственных  эмитентов);

- эмитентам долговых  ценных бумаг (Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование, государственное предприятие);

- структуре заимодавцев  — держателей долговых ценных  бумаг (резиденты, нерезиденты,  юридические лица, физические лица);

- месту размещения  долговых ценных бумаг (внутренний рынок, внешний рынок, внутренний и внешний рынок одновременно);

- характеру размещения  и вторичного обращения долговых  ценных бумаг (рыночный, нерыночный  характер, биржевое, внебиржевое);

- структуре  стоимости  долговых ценных бумаг;

- способам эмиссии долговых ценных бумаг;

- условиям погашения  долговых ценных бумаг (отсутствие  или наличие опционов досрочного  погашения);

- типам обеспечения   долговых ценных бумаг (общие  обязательства бюджета, залог  имущества);

- типам облигаций (конвертируемые, неконвертируемые);

- источнику возникновения  (финансы внутри страны, средства  резидентов, сбережения бизнеса  и домохозяйств, средства нерезидентов  – правительств, международных организаций,  частных лиц);

- перечню полномочий  по привлечению заемных средств  в зависимости от уровня бюджета (право устанавливать налоги, формирование неналоговых доходов  от эксплуатации или реализации собственности, право осуществлять заимствования).

Информация о работе Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ