Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 07:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является изучение особенностей рынка долговых обязательств Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................
Глава 1 Рынок долговых обязательств, государственный и муниципальный долг.......................................................................................
1.1 Понятие рынка долговых обязательств...................................................
1.2 Государственный и муниципальный долг...............................................
1.3 Теоретические основы управления долгом государства и его субъектов, классификация долгового финансирования...............................
Глава 2 Долговые обязательства субъекта РФ..............................................
2.1 Формирование и совершенствование системы управления долгом субъекта РФ(на примере г. Москвы)..............................................................
2.2 Формирование в России федерального агентства муниципального финансирования...............................................................................................
2.3 Рынок заимствований субъектов РФ и муниципальных образований.
Заключение.......................................................................................................
Список литературы..........................................................................................

Файлы: 1 файл

курсовая123.doc

— 614.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Система управления долгом

2.1 Формирование и совершенствование системы  управления долгом субъекта РФ (на примере г. Москвы).  

Цели управления долгом субъекта РФ:

- обеспечение ресурсами органов  власти для реализации задач  социально-экономического развития  субъекта РФ;

- достижение многостороннего эффекта,  выраженного в развитии региональной инфраструктуры, недвижимости, бизнеса; формировании новых рабочих мест, налогооблагаемой базы; роста доходов бюджета, престижа власти, образовательного и правового уровня населения; в развитии потребительского спроса, инвестиционного потенциала, инвестиционного и фондового рынка; в улучшении инвестиционного климата;

- учет внешних и внутренних  факторов, влияющих на успех системы  управления государственным долгом, в том числе, таких как федеральное  законодательство,  монетарная, валютная, налоговая политика государства,  международное финансовое положение, наличие и развитость рынка капиталов,  инвестиционный потенциал, кредитный рейтинг субъекта РФ, его информационная подготовленность,  экономическая обоснованность программы заимствований субъекта Федерации, ее соответствие целям социально-экономического развития региона.

Модель системы управления государственным долгом субъекта РФ, включающую блоки: субъекты управления, объекты управления, инструменты, механизмы и методы управления. В ней выделены приоритетные уровни деятельности: планирование объема и структуры государственного долга города Москвы; осуществление  заимствований и проведение операций с государственным долгом, направленных на оптимизацию его  структуры  и сокращение расходов на его обслуживание; организация учета долговых обязательств и операций с долгом; функционирование платежной системы исполнения долговых обязательств.

В ходе исследования сделан вывод  о том, что для обеспечения  успешного управления государственным долгом субъекта РФ необходимы:

-интеграция политики управления долгом субъекта РФ с его общей бюджетной политикой и финансовой политикой казначейства;

-централизация управления  долгом, создание института «единого заемщика»;

-повышение эффективности управления государственным долгом субъекта РФ.

В управлении долгом субъекта РФ  можно выделить регистрационно-контрольную, аналитическую и операционную функции, включающие:   планирование займов; проведение активных операций с собственными долговыми обязательствами для достижения экономии бюджетных средств и оказания регулирующего воздействия на рынок ценных бумаг;  текущий учет долга субъекта РФ;  управление временно свободной финансовой ликвидностью бюджета; текущий (ежедневный) контроль  рисков, возникающих в сфере долговых обязательств и управление ими.

Актуальным направлением совершенствования системы управления долгом субъекта РФ является вопрос оптимизации числа управленческих звеньев.

Система управления долгом Москвы - это централизованная, предельно открытая и контролируемая органами власти    управленческая структура, играющая значительную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития столицы.

В Москве реализация разработок и предложений, изложенных в диссертации  позволила обеспечить: концентрацию усилий и выработать подходы к  эффективному управлению  долгом города. Создание специализированной финансовой организации, внедрение эффективной мировой и российской практики, разделение активной функции управления  долгом и бюджетной функции казначейства, четкое описание сферы ответственности  управленческих звеньев, завоевание признания на финансовых рынках и снижение стоимости заимствований, повышение кредитного рейтинга эмитента долговых ценных бумаг – это интегральный эффект успешного управления долгом Москвы.

Активное управление долгом осуществляется с целью сглаживания  пиков долговых платежей и экономии бюджетных средств, выделяемых для  обслуживания и погашения долговых обязательств, при одновременном  обеспечении регулярного поступления  новых заемных средств для финансирования инвестиционных расходов бюджета текущего финансового года. К числу  методов, обеспечивающих решение данной задачи, относятся:

 -корректировка сроков привлечения заемных средств;

-накопление на бюджетном счете города Москвы средств, необходимых для погашения долговых обязательств;

-досрочное погашение долговых обязательств;

-сокращение объема заимствований;

-использование производных финансовых инструментов;

-оптимизация стоимости государственного долга.

Управление долговым портфелем Москвы в течение более 13 лет  позволило сохранить объем заемного капитала, работающего в городской экономике, при существенном снижении долговой нагрузки на бюджет и валютных рисков.

С 1997 года  Комитетом  на внутреннем рынке размещено облигаций  на сумму около 302 млрд. руб. по номинальной стоимости, включая облигации сберегательного займа на сумму 2,6 млрд. руб. В таблице 2 представлена информация о внешних займах Москвы.

Таблица 2    Внешние займы Москвы в период с 1997 по 2006 гг.

 

№ п/п

Дата размещения

Дата погашения

Зарегистрированный объем эмиссии

Объем привлеченных средств

Валюта займа

 

1

6 июня 1997 г.

31 мая 2000 г.

500 млн. долл. США

500 млн. долл. США

USD

Погашены

2

2 апреля 1998 г.

9 апреля 2001 г.

500 млн. марок ФРГ

500 млн. марок ФРГ

DM

Погашены

3

5 мая 1998 г.

18 мая 2001 г.

750 млрд. итальянских лир

400 млрд. итальянских лир

ITL

Погашены

4

25 октября 2001 г.

25 октября 2004 г.

350 млн. евро

350 млн. евро

EUR

Погашены

5

28 ноября 2001 г.

28 апреля 2006 г.

400 млн. евро

400 млн. евро

EUR

Погашены

6

12 октября 2004 г.

12 октября 2011 г.

374 млн. евро

374 млн. евро

EUR

 

7

20 октября 2006 г.

20 октября 2016 г.

407 млн. евро

407 млн. евро

EUR

 


 

 

Таблица 3

Динамика заимствований  и обслуживания долга Москвы

Период

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Сумма долга,

млрд. руб.

8,181

46,400

69,104

58,557

41,568

60,192

83,246

103,480

88,876

94,821

92,117

121,540

243,136

Сумма долга, валютный эквивалент,

млрд. долларов

1,373

2,247

2,559

2,079

1,379

1,894

2,826

3,729

3,088

3,601

3,753

4,135

8,055

Собственные доходы бюджета,

млрд. руб.

55,155

50,234

107,557

195,851

225,659

273,243

315,135

371,598

501,731

728,097

927,333

1247,760

962,064

Отношения долг/собственные  доходы, руб.

15 %

92 %

64 %

30 %

17,84 %

22,0%

26,4%

27,8%

17,7%

13,00%

9,9%

9,7%

25,3%


 

Риски, возникающие при функционировании системы управления долгом субъекта РФ, можно сгруппировать, разделив их на  внешние и внутренние по отношению к эмитенту.

К внешним рискам относятся риски политические, юридические, рыночный риск (отрицательное влияние на стоимость обслуживания долга повышения процентных ставок, изменения валютных курсов, товарных цен), риск рефинансирования долга (отсутствие рефинансирования или возможность рефинансирования только по высоким процентным ставкам), риск ликвидности (для держателей облигаций  - отсутствие возможности  реализовать их на вторичном рынке; для эмитента – риск  недостатка денежных средств для своевременных долговых платежей), кредитный риск (дефолт эмитента или партнера по договорам), операционный риск (технические сбои, введение ограничений и мораториев, чрезвычайные ситуации непреодолимой силы). К внутренним рискам можно отнести риски, связанные с человеческим фактором, с конкретными долговыми транзакциями, риски финансовой ликвидности эмитента, наличие альтернативного выбора.

 Управление рисками  предполагает прогноз стоимости  государственного долга,  анализ  затрат на обслуживание долга,  прогноз объема исходящих платежей  и платежей к получению, прогноз объемов необходимого рефинансирования, анализ чувствительности государственного долга к внешним и внутренним факторам, определение возможности и целесообразности страхования рисков через использование производных финансовых инструментов,  меры по оптимизации государственного долга. Результатом успешного управления рисками становится достоверный прогноз допустимых капиталовложений в региональную инвестиционную программу , правильный прогноз безопасной структуры долга.

 Обобщая международную и российскую практику управления  долгом стран и их регионов, применение  методики «идеального эталонного долгового портфеля», адаптировав ее для принятия решений в области долговой политики субъекта РФ. Сформулированы рекомендации, которые на протяжении тринадцатилетней практики управления долгом Москвы применялись   со значительным положительным экономическим эффектом для бюджета города. Эти рекомендации были учтены в «Концепции управления государственным долгом г. Москвы и использования заемных средств в городском бюджете», утвержденной Правительством Москвы весной 2003 года. Управление структурой государственного долга  Москвы осуществляется путем систематического отбора форм заимствований, в максимальной степени отвечающих потребностям города в привлечении финансовых ресурсов и способствующих снижению стоимости государственного долга города при заданном уровне рисков.

В практике работы  системы  управления  долгом Москвы эти операции регулярно используются с 1998 года и  отличаются большими масштабами. В  итоге этих операций выпуски еврооблигаций Москвы к моменту погашения были соответственно сокращены с 500 млн. долларов до 180 млн. долларов, с 500 млн. марок ФРГ до 350 млн. марок ФРГ и с 400 млрд. итальянских лир до 280 млрд. итальянских лир. Именно за счет этих операций был успешно преодолен кризис ликвидности, угрожавший городу весной 2000 и 2001 годов,  и достигнута существенная экономическая выгода для бюджета Москвы (было сэкономлено 26 млн. долларов США, 14 млн. марок ФРГ и 11,82 млрд. итальянских лир). Вследствие этих операций и успешного погашения всех трех еврозаймов кредитоспособность Москвы на внешних рынках резко возросла, и осенью 2001 года городу удалось вернуться на рынок внешних займов, разместив два новых еврозайма общим объемом в 750 млн. евро.

Откуп долга на внутреннем рынке приобрел большие масштабы в 2004, 2005 и 2006 годах, значительно превзойдя  по объему операции по откупу еврозаймов в 1999-2001 годы. За этот период было откуплено  облигаций более чем на 26,8 млрд. рублей.

Операции обмена облигаций одновременно с минимизацией риска изменения процентных ставок позволяют сохранить объем государственного долга, достаточный для поддержания рыночной ликвидности. В феврале и марте 2007 года на внутреннем рынке долга городом был проведен масштабный обмен облигаций, до сих пор крупнейший в истории российского долгового рынка. Общая сумма обмена превысила 22 млрд. рублей. Главной целью обмена облигаций было улучшение качества долгового портфеля Москвы, снижение доли краткосрочного долга и риска рефинансирования,  использование благоприятной рыночной ситуации для вывода на рынок долгосрочных эталонных ликвидных облигационных выпусков. В результате успешного обмена облигаций средняя срочность долгового портфеля Москвы   выросла с 3,7 до 5,4 лет. Улучшился профиль долга, на рынке возникли три крупных ликвидных «эталонных» выпуска облигаций, один из них с погашением в 2015 году и объемом в 20 млрд. рублей, объем долга Москвы сократился более чем на 727 млн. рублей, а общий положительный бюджетный эффект от обмена облигаций составил около 800 млн. рублей.

 Разработанные и внедренные в Москве  практические рекомендации по использованию производных финансовых инструментов (валютных и процентных свопов) в управлении долгом города дали существенный экономический, политический и социальный эффект: снижены  валютные риски, связанные с отсутствием у российских  регионов бюджетных доходов в иностранной валюте и опасностью  возможной девальвации обменного курса рубля.  Весной 1998 года в соответствии с принятыми правительством города решениями были размещены  еврозаймы Москвы сроком на три года объемом в 500 млн. марок ФРГ и 400 млрд. итальянских лир. В процессе подготовки к размещению было принято решение «свопировать» оба займа (основные суммы долга и купонные платежи) в доллар США, заключив соответствующие соглашения с банками-организаторами и крупнейшими дилерами  на мировом рынке свопов . В дальнейшем продажа этих контрактов на рынке позволила получить дополнительный доход для бюджета Москвы  в 29 млн. долл. США.

По итогам внедрения  разработок свопы денежных потоков  купонных платежей  используются с  целью уменьшения стоимости обслуживания долга Москвы без сокращения средней  срочности долгового портфеля. Достигнуто в 2001—2009 годы: увеличение срока долга  до 5,54 года на 01.04.07 г. против 0,92 года на начало 2002 г; улучшение структуры долга за счет замещения кредитов облигационными займами. До конца 2009 года город привлекал заемные средства только через размещение облигационных займов на внутреннем рынке и еврооблигаций на внешнем. За счет рефинансирования внешнего долга г. Москвы в 2001, 2004 и 2006 годах  (последовательного выпуска четырех еврозаймов различной срочности)  сохранился объем заемного иностранного капитала, работающего в городской экономике, при существенном снижении  валютных рисков и долговой нагрузки на бюджет.

Информация о работе Особенности функционирования рынка долговых обязательств РФ