Особенности бюджета как особой экономической категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. История возникновения бюджета в России 2 1.1. Понятие бюджета 4 1.2. Сущность государственного бюджета 4 1.3. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы 7
Глава 2. Особенности бюджета как особой экономической категории 15 2.1. Бюджет как инструмент экономической политики государства 18 2.2. Инструменты государственного регулирования 20
Глава 3. Основные понятия бюджетного планирования. Бюджетное планирование в России. 24
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Экон.Общ.Сект..docx

— 77.27 Кб (Скачать файл)

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.

Государственный бюджет состоит  из 2-х дополняющих друг друга  взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Необходимо отметить, что  бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов  они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как  по объему, так и по срокам поступления  и использования.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы разделяются на: налоговые и неналоговые.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся: 

  • федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;
  • таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
  • государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из  неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от реализации государственных запасов;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;

 поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников;

  • административные платежи и сборы;
  • штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели - организации производственной и  непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств  по уровням бюджетной системы  через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета  носят в основном безвозвратный  характер. На возвратной основе могут  предоставляться только бюджетные  кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга. Расходы федерального бюджета:

- расходы на государственное  управление и местное самоуправление;

- судебная власть;

- расходы в сфере международной  деятельности;

- расходы на международное  сотрудничество;

- расходы на реализацию  международных договоров в рамках  СНГ;

- фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

- промышленность, энергетика  и строительство технические  регламенты, стандартизация и обеспечение  единства измерений;

- государственная поддержка  угольной отрасли;

- государственная поддержка  народных художественных промыслов;

- воспроизводство минерально-сырьевой  базы;

- сельское хозяйство и  рыболовство;

- охрана окружающей среды  и природных ресурсов;

- транспорт, связь и  информатика;

- автомобильный транспорт;

- железнодорожный транспорт;

- водный транспорт;

- воздушный транспорт;

- связь и информатика;

- расходы в области  социально-культурной сферы;

- расходы на образование;

- культура, искусство и  кинематография;

- расходы на здравоохранение,  физическую культуру и спорт;

- расходы на социальную  политику;

- расходы по обслуживанию  государственного долга;

- финансовая помощь другим  бюджетам бюджетной системы;

- исследование и использование  космического пространство;

- дорожное хозяйство.

 

Таблица 1. Структура государственного бюджета

Доходы (100%) 
1.1. Налоги (пошлины, сборы) (70-80%) 
1.2. Неналоговые поступления (доходы от собственности, внешней торговли и т.п.) (8-10%) 
1.3. Прочие налоги, сборы и неналоговые поступления, целевые бюджетные фонды (10-20%) 
2. Расходы (1000%) 
1.5. Расходы на социальные услуги (30-40%) 
1.6. Расходы на производственно-хозяйственные нужды (10-20%) 
1.7. Расходы на оборону (10-20%) 
1.8. Административно-управленческие расходы (5-8%) 
1.9. Платежи по государственному долгу (7-10%) 
1.10. Трансферты другим уровням управления (10-15%) 
1.11. Расходы бюджетных фондов, пополнение государственных резервов и т.д.. 
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования на базе финансового законодательства для реализации социально-экономических целей развития общества называются финансовой политики государства. 
Финансовая политика обусловлена состоянием политики государства.

 

Таблица 2. Структура  доходной части бюджета 

 

Таблица 3. Статьи доходов бюджета государственного бюджета 2011г.

п/п

Статьи доходов  государственного бюджета 2007г

Сумма, млн. руб.

% от

"всего"

1

Доходы от внешнеэкономической  деятельности

2455079,8

35,25

2

Налоги на товары (работы, услуги), 
реализуемые на территории Российской Федерации

1485042,9

21,32

3

Налоги, сборы и регулярные платежи пользование природными ресурсами

1068990,2

15,35

4

Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

713432,8

10,24

5

Налоги на прибыль, доходы

580408,8

8,33

6

Налоги и взносы на социальные нужды

368773,9

5,29

7

Доходы от оказания платных  услуг и компенсации затрат государства

118694,6

1,7

8

Доходы от использования  имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности

99780,6

1,43

9

Платежи при пользовании  природными ресурсами

37373,2

0,54

10

Государственная пошлина

26314,4

0,38

11

Административные платежи  и сборы

3782,2

0,05

12

Прочие неналоговые платежи

2758,4

0,04

13

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

2231,3

0,05

 

Всего

6962663,1

100


Таблица 4. Расходы федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

 

Расходы федерального бюджета

2009г

2010г

2011г

 
 

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный  вес,%

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 

1 143,28

11,24

1 172,35

9,26

1 135,45

8,21

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА 

712,57

7,01

734,95

5,81

806,93

5,84

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

756,84

7,44

833,60

6,59

888,74

6,43

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА 

1 063,31

10,46

1 165,78

9,21

1 371,49

9,92

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 

81,02

0,80

82,25

0,65

79,38

0,57

 

ОХРАНА  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

13,80

0,14

14,67

0,12

15,05

0,11

 

ОБРАЗОВАНИЕ

410,44

4,04

448,50

3,54

465,42

3,37

 

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

114,06

1,12

114,13

0,90

114,32

0,83

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

349,87

3,44

365,85

2,89

367,54

2,66

 

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

310,26

3,05

338,62

2,68

307,88

2,23

 

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ  ТРАНСФЕРТЫ

2 987,11

29,38

3 617,57

28,58

3 994,42

28,89

 

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

-

0,00

258,00

2,04

565,90

4,09

 

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

2 225,37

21,89

3 512,17

27,75

3 712,10

26,85

 

ВСЕГО

 

   

9 024,65

100,00

10 320,31

100,00

11 317,68

100,00

 

 

            Наибольший удельный вес в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого показателя, то уже в следующем году (2010) он снижается на 0,8%. Но в денежном эквиваленте увеличивается на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению к 2009 году. Это свидетельствует о финансировании бюджетов субъектов РФ.

Вторым  разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В  динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные ассигнования на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте этого показателя в целом.

Национальная  экономика занимает третье место  в распределении бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2009 году сумма  составит 1 063,31 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,49 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 28,98%.

К этому  разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической  деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки  отдельных отраслей экономики в  основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Основное  место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы  в области национальной экономики.

Данный  показатель по прогнозу сейчас находится  на 3 месте, то уже в 2011 он займет второе место.

На 4 месте  в списке расходов бюджета стоит  национальная безопасность и правоохранительная деятельность, а на 5 месте национальная оборона.

Оба эти  раздела наращивают финансирование. Такой показатель, как национальная оборона имеет динамику роста, с 2009 года по 2011 год прогнозируется увеличение в сумме 94,36 млрд. руб. А прогноз  по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность увеличится на 131,19 млрд. руб. В процентном соотношении данный показатель падает. Показатель "национальная оборона" сначала значительно падает (на 1,2%), а затем незначительно возрастает (на 0,3%).

Информация о работе Особенности бюджета как особой экономической категории