Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 09:52, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса .выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса ) Российской Федерации .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………………………..….......………. ……..…………...........4
1.1 Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации…………….……………………………………………………………...4
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система. Принципы финансирования бюджетной системы ……………………………..………………7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ……………..…………………….. …………………………………..13
2.1 Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов.................................................................……......................13
2.2 Бюджеты субъектов РФ …............................……………………………20
Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………………………………………..…….……………………..24

3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ…………………….27
3.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс……………………..27
3.2 Составление проектов бюджетов………………………………………29
3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………………….30
3.4 Исполнение бюджетов………………………………………………….32
3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Государственный бюджет и его роль в развитии экономики РФ.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

 

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА…………………………………..….......………. ……..…………...........4

1.1 Понятие и особенности бюджета  в Российской Федерации…………….……………………………………………………………...4

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система. Принципы финансирования бюджетной системы ……………………………..………………7                    

2. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ  БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ……………..…………………….. …………………………………..13            

2.1 Федеральный бюджет, его функции, состав и структура доходов и расходов.................................................................……......................13

2.2  Бюджеты субъектов РФ …............................……………………………20

    1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………………………………………..…….……………………..24

 

           3.     БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ…………………….27         

3.1  Бюджетное планирование и бюджетный процесс……………………..27       

  3.2   Составление проектов бюджетов………………………………………29          

3.3  Рассмотрение и утверждение бюджетов……………………………….30           

3.4  Исполнение бюджетов………………………………………………….32           

3.5  Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение…35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Экономические и политические реформы , проводимые в России не могли  не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь , бюджетную систему . Государственный бюджет , являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства , дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику , финансировать ее структурную перестройку , стимулировать развитие приоритетных секторов экономики . обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно , что успех  экономического реформирования в нашей  стране в большей степени зависит  от того , в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы  общества , насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

 Политика доходов  и политика расходов государственного бюджета взаимосвязаны. При отсутствии поступлений нет средств для финансирования необходимых мероприятий – на развитие научно – технического прогресса , в социальную сферу и т.д. Поэтому важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной , отвечающей интересам национальной  экономики финансово – кредитной и денежной политики , направленной на развитие национального производства ,отвечающей интересам государства и населения , позволяющей занять достойное место в мире .

Целью  настоящей работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса .выявления  наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса ) Российской Федерации .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.

 

1.1.Понятие и особенности бюджета  в Российской Федерации

В любой стране государственный  бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Бюджет как экономическая  категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях:

образования основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

использования средств  основного общегосударственного денежного фонда (данная функция реализуется в процессе целевого расходования бюджетных средств);

осуществления контроля за движением бюджетных ресурсов, а на этой основе — за динамикой  экономического развития и ходом  социально-экономических процессов  в целом.

Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором  в количественном выражении отражается процесс получения и распределения  государством денежных ресурсов, необходимых  для выполнения его основных функций.

Составление и контроль за исполнением бюджета как финансового  документа государства находятся  в сфере исключительной компетенции  политической надстройки. Соответственно в данном контексте бюджетными могут  быть названы процессуальные отношения, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета как основного финансового плана государства.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие  на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики

Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения внутренней и внешней государственной политики. С помощью бюджета осуществляются межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП), государственное регулирование и стимулирование экономики, а также финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны.

Аккумуляция средств  в бюджете позволяет государству  осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с  низкими доходами, решение жилищной проблемы.

Благоприятное воздействие  бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма образования доходов и расходования бюджетных ресурсов в отношении экономики в целом на основе рационального налогообложения населения и предприятий, объема и структуры государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система. Принципы финансирования бюджетной системы.

 

Становление российской бюджетной системы совпало с  началом радикальной экономической  реформы и предопределило пересмотр  концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации, что обеспечивалось принятием демократических принципов в построении бюджетной системы и усиление территориальных подходов в управлении. Важным этапом в реорганизации бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» № 1734-1.

До 1991 г. бюджетная система  страны была чрезвычайно централизованной. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в Государственном  бюджете СССР, который включал  союзный бюджет, государственные  бюджеты союзных республик и бюджет государственного социального страхования. В состав государственных бюджетов союзных республик входили республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Начиная с сельских и поселковых бюджетов, все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете. Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тыс. бюджетов. Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР.

Бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство —  организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Звеньями бюджетной  системы являются: федеральный бюджет, региональные бюджеты субъектов РФ — республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных образований — районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории. Следует отметить, что консолидированный бюджет не имеет правовой нагрузки, однако его параметры широко используются в процессе сводного планирования, отчетности, анализа.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ;

единства;

разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ;

самостоятельности бюджетов;

полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;

сбалансированности бюджета;

эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

гласности;

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств.

Остановимся на некоторых  из них более подробно.

Принцип единства означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов  бюджетного процесса в РФ, а также  единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация РФ является группировкой  доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация, обеспечивая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней, включает:

классификацию доходов  бюджетов РФ;

функциональную классификацию  расходов бюджетов РФ;

экономическую классификацию  расходов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов  бюджетов РФ;

классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ.

Принцип полноты требует  отражения в бюджете всех доходов  и расходов, точного обоснования  дополнительного привлечения средств.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип достоверности  бюджета означает надежность показателей  прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств  означает, что они выделяются в  распоряжение конкретных получателей  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ. органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что означает соблюдение следующих требований:

-предварительного обсуждения проектов бюджета на открытых заседаниях парламента;

-обязательного опубликования утвержденных бюджетов после принятия закона о них, а также отчетов об исполнении бюджетов;

-сообщения о ходе исполнения бюджетов в течение года.

Информация о работе Понятие и особенности бюджета в Российской Федерации