Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Структура бюджетной системы РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Сущность бюджетного федерализма
2 Анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
2.2 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укрепления доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контр.раб.по БС.docx

— 316.39 Кб (Скачать файл)

 

Сумма вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в проекте  федерального бюджета рассчитана исходя из прогнозируемых облагаемых объемов  экспорта нефти и среднегодовых  ставок вывозной таможенной пошлины  на нефть, которые при расчетах к  проекту бюджета приняты на 2009 год в размере 383,27 доллара США  за тонну, на 2010 год - 340,45 доллара США  за тонну, на 2011 год - 329,30 доллара США  за тонну. Расчеты этих ставок не приводятся. В соответствии с действующим  порядком величина ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую определяется исходя из динамики мировых цены на нефть марки "Юралс" по периодам мониторинга. Расчеты Счетной палаты, базирующиеся на данных ежемесячного прогноза Министерства экономического развития Российской Федерации цен  на нефть марки "Юралс" на 2008 и  на период до 2011 года, свидетельствуют, что среднегодовая ставка вывозной таможенной пошлины может быть определена в размере 385,13 доллара США за тонну  в 2009 году, 341,20 доллара США - в 2010 году и 329,89 доллара США - в 2011 году. Применение этих ставок к проектируемым налогооблагаемым объемам экспорта нефти увеличивает  доходы федерального бюджета от вывозных таможенных пошлин на нефть в 2009 году на 9,8 млрд. рублей, в 2010 году - на 4,3 млрд. рублей, в 2011 году - на 3,5 млрд. рублей.

В материалах, представленных с проектом закона, приведен расчет проектируемых поступлений от вывозных таможенных пошлин на кокс, нефть, природный  газ и товары, выработанные из нефти (группа 27 Товарной номенклатуры внешнеэкономической  деятельности) на 2009 год и на 2010 и 2011 годы, но не представлены детальные  расчеты сумм вывозных таможенных пошлин по другим группам товаров.

 

Таблица 2.2.10 Динамика доходов  от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, в 2008 - 2011 годах 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

79,10*

120,61

121,70

126,22

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

-188,02

41,51

1,09

4,52

1.2

к предыдущему году,%

29,6

152,5

100,9

103,7

1.3

темпы роста к 2008 году

100,0

152,5

153,9

159,6

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

79,14

88,30

88,30

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

-9,08

9,16

0,00

 

2.2

к предыдущему году,%

89,7

111,6

100,0

 

3.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год 

       

3.1

млрд. рублей

-0,04

41,47

42,56

47,08

3.2

%

99,9

152,4

153,8

159,5

4.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

-0,04

32,31

33,40

 

4.2

%

99,9

136,6

137,8

 

 

В состав доходов федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, входят доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

В материалах, представленных с законопроектом, доходы, получаемые в виде арендной платы, а также  средства от продажи прав на заключение договоров аренды за земли, находящиеся  в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), предусмотрены на 2009 год в размере 4,38 млрд. рублей, что меньше ожидаемого исполнения 2008 года на 0,08 млрд. рублей, или на 1,8%. В 2010 и 2011 годах указанные  доходы планируются в размере 3,37 млрд. рублей и 3,26 млрд. рублей соответственно, то есть в 2011 году по сравнению с  ожидаемым исполнением 2008 года доходы сократятся на 1,20 млрд. рублей, или на 27,0%.

Резервом увеличения прогнозируемых на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов доходов, получаемых в  виде арендной платы, а также средств  от продажи прав на заключение договоров  аренды за земли, находящиеся в федеральной  собственности (за исключением земельных  участков федеральных автономных учреждений), могут стать дополнительные доходы, полученные в результате активизации  работы по разграничению государственной  собственности на землю и увеличения площадей федеральных земель, а также  переоформления права постоянного (бессрочного) пользования или неоформленного права пользования земельными участками  на право аренды.

 

Таблица 2.2.11 Динамика доходов  от оказания платных услуг и компенсации  затрат государства, в 2008 - 2011 годах 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

125,53*

133,39

141,27

133,76

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

7,83

7,86

7,88

-7,51

1.2

к предыдущему году,%

106,7

106,3

105,9

94,7

1.3

темпы роста к 2008 году

100,0

106,3

112,5

106,6

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

125,14

136,45

143,24

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

-0,27

11,31

6,79

 

2.2

к предыдущему году,%

99,8

109,0

105,0

 

3.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год 

       

3.1

млрд. рублей

0,39

8,25

16,13

8,62

3.2

%

100,3

106,6

112,9

106,9

4.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

0,39

-3,06

-1,97

 

4.2

%

100,3

97,8

98,6

 

 

Проверки, проводимые Счетной  палатой, свидетельствуют, что при  проектировании доходов федерального бюджета на 2009 - 2011 годы в доходах  от уплаты прочих доходов от оказания платных услуг получателями средств  федерального бюджета и компенсации  затрат федерального бюджета не учтены поступления по МИДу России, в связи  с чем указанные доходы в 2009 - 2011 годах могут быть увеличены на сумму порядка 30,0 млн. рублей ежегодно.

 

Таблица 2.2.12 Динамика доходов  от продажи материальных и нематериальных активов в 2008 - 2011 годах 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

6,85*

24,97

7,85

8,64

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

-1,96

18,12

-17,12

0,79

1.2

к предыдущему году,%

77,8

364,5

31,4

110,1

1.3

темпы роста к 2008 году

100,0

364,5

114,6

126,1

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

2,37

4,89

7,05

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

-4,61

2,52

2,16

 

2.2

к предыдущему году,%

34,0

206,3

144,2

 

3.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год 

       

3.1

млрд. рублей

4,48

22,60

5,48

6,27

3.2

%

289,0

1053,6

331,2

364,6

4.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

4,48

20,08

0,80

 

4.2

%

289,0

510,6

111,3

 

 

В материалах, представленных с законопроектом, доходы от продажи  земельных участков, находящихся  в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений), предусмотрены на 2009 год в размере 1,5 млрд. рублей, что больше ожидаемого исполнения 2008 года на 1,0 млрд. рублей, или в 3 раза. В 2010 и 2011 годах указанные  доходы не планируются.

По мнению Счетной палаты, потенциальным резервом увеличения доходов от продажи земельных  участков, находящихся в федеральной  собственности (за исключением земельных  участков федеральных автономных учреждений), могут стать доходы, полученные в  результате активизации работы по разграничению  государственной собственности  на землю и, соответственно, увеличения объема федеральных земель. Кроме  того, завершение мероприятий, предусмотренных  ФЦП "Создание автоматизированной системы  ведения государственного земельного кадастра и государственного учета  объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)", также позволит повысить эффективность  продаж земельных участков, находящихся  в федеральной собственности.

Доходы федерального бюджета  на 2009 - 2011 годы рассчитаны с применением  уровня собираемости, не предусмотренного ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни бюджетным законодательством  Российской Федерации. Расчеты принятых показателей собираемости доходов  в материалах, представленных с законопроектом, не приводятся, в то время как  имеет место существенное различие в оценке уровня собираемости налогов  в указанных расчетах и материалах Федеральной налоговой службы, имеющихся  в Счетной палате. Так, собираемость налога на прибыль организаций в  расчетах принята на уровне 95,9%, при  том, что, по данным Федеральной налоговой  службы, собираемость налога в 2007 году составляла 99,9%, по налогу на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, соответственно - 96,9% и 90,4%, акцизам на табачную продукцию - 99,0% и 100,0%, акцизам на автомобильный бензин - 96,0% и 97,2%.

При использовании в расчетах заниженного уровня собираемости при  прогнозировании бюджетных доходов  по существу закладывается недопоступление  доходов федерального бюджета от уплаты налогов и других платежей.

 

Расходы федерального бюджета

Проведем сравнительный  анализ расходной части федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

 Таблица 1  Расходы  федерального бюджета на 2009 –  2011 гг.

Расходы федерального бюджета

2009г

2010г

2011г

 

 

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес,%

Общегосударственные вопросы 

1 143,28

11,24

1 172,35

9,26

1 135,45

8,21

Национальная оборона

712,57

7,01

734,95

5,

1

806,93

5,84

Национальная безопасность и правоохранитель

ая деятельность

756,84

7,44

833,60

6,59

888,74

6,43

Национальная экономика 

1 063,31

10,46

1 165,78

9,21

1 371,49

9,92

Жилищно-коммунальное хозяйство

81,02

0,80

82,25

0,65

79,38

0,57

Охрана окружающей среды 

13,80

0,14

14,67

0,12

15,05

0,11

Образование

410,44

4,04

448,50

3,54

465,42

3,37

Культура, кинематография и  средства массовой информации

114,06

1,12

114,13

0,90

114,32

0,83

Здравоохранение и спорт

349,87

3,44

365,85

2,89

367,54

2,66

Социальная политика

310,26

3,05

338,62

 

,68

307,88

2,23

Межбюджетные трансферты

2 987,11

29,38

3 617,57

28,58

3 994,42

28,89

Условно утвержденные расходы

-

0,00

258,00

2,04

565,90

4,09

Секретные статьи

2 225,37

21,89

3 512,17

27,75

3 712,10

26,85

ВСЕГО

9 024,65

100,00

10 320,31

100,00

11 

17,68

100,00



Наибольший удельный вес  в классификации расходов занимают межбюджетные трансферты. В 2009 году доля расходования этих средств составляет 29,38%. Если говорить о динамике этого  показателя, то уже в следующем  году (2010) он снижается на 0,8%. Но в  денежном эквиваленте увеличивается  на 630,46 млрд. руб. В среднесрочной  перспективе предусмотрено абсолютное увеличение межбюджетных трансфертов  к 2011 году до 3 994,42 млрд. рублей, что составляет на 1 007,31 млрд. руб. больше по отношению  к 2009 году. В диаграмме 1 и 2, можно  наглядно увидеть, как происходит изменение  этого показателя.

 

Диаграмма 1  Динамика межбюджетных трансфертов в абсолютном

                        выражении

 

Диаграмма 2 Динамика межбюджетных трансфертов в относительном 

                       выражении

 

Это свидетельствует о  финансировании бюджетов субъектов  РФ.

Вторым разделом, доля которого составляет 11,24% от общей суммы расходов, являются общегосударственные вопросы. В динамике мы видим, что этот показатель в процентном соотношении снижается. Прогнозируется, что в 2011 году сумма  расходов составит 1 135,45 млрд. руб., что  уменьшится по отношению к запланированному в 2009 году на 7,83 млрд. руб. К основным подразделам можно отнести бюджетные  ассигнования на судебную систему, обеспечение  деятельности финансовых, налоговых  и таможенных органов и органов  надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно  увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных  судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение  деятельности Счетной палаты Российской Федерации. И таких ассигнований в каждом подразделе очень много, что свидетельствует о росте  этого показателя в целом.

Национальная экономика  занимает третье место в распределении  бюджетных средств. Прогнозируется, что в 2009 году сумма составит 1 063,31 млрд. руб., в 2011 он увеличится до 1 371,49 млрд. руб. что существенно заметно в процентном соотношении на 28,98%.

К этому разделу относятся  полномочия по регулированию и поддержке  экономической деятельности, включая  вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки  отдельных отраслей экономики в  основном отнесены к ведению Российской Федерации.

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе