Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Структура бюджетной системы РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Сущность бюджетного федерализма
2 Анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
2.2 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укрепления доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контр.раб.по БС.docx

— 316.39 Кб (Скачать файл)

 

Счетная палата отмечает, что  представленные расчеты поступлений  в федеральный бюджет акцизов  по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, по некоторым позициям требуют уточнения.

Проектируемый объем поступлений  в федеральный бюджет акцизов  на табачные изделия недостаточно обоснован. Средняя розничная цена пачки  сигарет с фильтром в расчете  поступлений акцизов в 2009 году принята  на уровне 11,64 рубля. Исходя из розничной  цены пачки отечественных сигарет  с фильтром, сложившейся, по данным Федеральной службы государственной  статистики, в декабре 2007 года (10,0 рубля) и в июле 2008 года (10,89 рубля), индекса потребительских цен, ожидаемого в 2008 году, и среднего индекса потребительских цен, прогнозируемого на 2009 год, средняя розничная цена пачки сигарет в 2009 году составит 12,20 рубля. Принятие в расчет этой цены пачки сигарет с фильтром увеличивает прогнозируемый на 2009 год объем поступлений акцизов на табачную продукцию на сумму порядка 0,6 млрд. рублей.

При расчете поступлений  в федеральный бюджет в 2009 году акциза на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации, ставка налога принята в размере 2 657 рублей за тонну, в то время как Федеральным  законом от 22 июля 2008 г. № 142-ФЗ "О  внесении изменений в главу 22 части  второй Налогового кодекса Российской Федерации" она установлена на 2009 год в размере 3 900 рублей за тонну.

Поступления акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением  пищевого, рассчитаны исходя из собираемости этих акцизов на уровне 60%. Такой  низкий уровень собираемости принимается  в расчетах уже на протяжении ряда лет. По данным Федеральной налоговой  службы, собираемость этих акцизов  в 2007 году составила 76,1%. Собираемость акцизов на все нефтепродукты  при расчете их поступлений принята  на уровне 96,0%, в то время как, по данным Федеральной налоговой службы, в 2007 году фактически сложившийся уровень  собираемости по автомобильному бензину  составил 97,2%, дизельному топливу - 96,8%, моторным маслам для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 92,1%.

 

Татблица 2.2.5 Динамика доходов  от уплаты налога на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в 2008 - 2011 годах 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

1124,90*

1403,21

1727,15

2026,89

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

253,81

278,31

323,94

299,74

1.2

к предыдущему году,%

129,1

124,7

123,1

117,4

1.3

темпы роста к 2008 году

100,0

124,7

153,5

180,2

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

1090,15

1353,99

1664,55

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

241,31

263,84

310,56

 

2.2

к предыдущему году,%

128,4

124,2

122,9

 

3.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год 

       

3.1

млрд. рублей

34,75

313,06

637,00

936,74

3.2

%

103,2

128,7

158,4

185,9

4.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

34,75

49,22

62,60

 

4.2

%

103,2

103,6

103,8

 


 

Представленные расчеты  поступлений в федеральный бюджет акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, по некоторым позициям требуют уточнения.

Так, сопоставление данных, содержащихся в расчетах поступлений  в федеральный бюджет акцизов  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, на 2009 год с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов свидетельствует  о значительных расхождениях между  указанными материалами в части  показателей объема импорта подакцизной  продукции и номенклатуры.

В материалах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов не содержится данных об объемах  импорта следующих видов подакцизной  продукции: спирта этилового из всех видов сырья, спиртосодержащей продукции, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин), бензина автомобильного и дизельного топлива. Однако в расчете поступлений в федеральный бюджет акцизов данные об объеме импорта указанных подакцизных товаров приводятся.

Таблица 2.2.6 Динамика доходов  от уплаты акцизов по подакцизным  товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в 2008 - 2011 годах 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

31,77*

39,52

48,71

57,03

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

5,58

7,75

9, 19

8,32

1.2

к предыдущему году,%

121,3

124,4

123,3

117,1

1.3

темпы роста к 2008 году

100,0

124,4

153,3

179,5

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

31,74

39,67

48,91

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

6,25

7,93

9,24

 

2.2

к предыдущему году,%

124,5

125,0

123,3

 

3.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с  изм) - 2008 год 

       

3.1

млрд. рублей

0,03

7,78

16,97

25,29

3.2

%

100,1

124,5

153,5

179,7

4.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с  изм)

       

4.1

млрд. рублей

0,03

-0,15

-0, 20

 

4.2

%

100,1

99,6

99,6

 

 

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов данные об объеме импорта пива включают в себя только общий объем  импортируемого пива, без его детализации  по уровням крепости пива. Аналогичным  образом данные о ввозе на таможенную территорию легковых автомобилей приводятся без указания количества ввозимых автомобилей  разной мощности, при том, что ставки акциза на автомобили мощностью свыше 150 л. с. значительно превышают ставки акциза на автомобили с меньшей мощностью. В расчете поступлений акцизов  присутствует количество импортируемых  легковых автомобилей разной мощности, и их итоговая сумма оказывается существенно ниже величины, содержащейся в прогнозе социально-экономического развития. Также в прогнозе социально-экономического развития не приводится детализация по объему импорта сигар и сигарилл, а указывается общая сумма. В расчете данные о планируемых объемах импорта по указанным позициям присутствуют, и их сумма существенно меньше показателей прогноза социально-экономического развития

Объем импорта моторных масел  для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, вин натуральных, сигарет с фильтром, используемый в расчете поступлений в федеральных  бюджет акцизов, не соответствует показателям  прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и  на плановый период 2010 и 2011 годов.

Данные о прогнозируемых объемах импорта табака курительного в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов приводятся в млрд. штук, в  то время как в расчете акцизов  данные об объеме импорта табака курительного приводятся в тоннах и ставка налога для указанного вида подакцизной  продукции устанавливается в  рублях за килограмм.

Аналогичные расхождения  между показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов и показателями, используемыми  для расчета акцизов на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, имеют место в расчетах на 2010 и 2011 годы.

 

Таблица 2.2.7  Динамика доходов  от уплаты налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья  на 2008 - 2011 годы

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

1774,88*

1433,42

1419,85

1459,16

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

662,13

-341,46

-13,57

39,31

1.2

к предыдущему году,%

159,5

80,8

99,1

102,8

1.3

темпы роста к 2008 году

100,0

80,8

80,0

82,2

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

1451,89

1156,87

1155,47

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

379,45

-295,02

-1,40

 

2.2

к предыдущему году,%

135,4

79,7

99,9

 

3.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год 

       

3.1

млрд. рублей

322,99

-18,47

-32,04

7,27

3.2

%

122,2

98,7

97,8

100,5

4.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

322,99

276,55

264,38

 

4.2

%

122,2

123,9

122,9

 

 

Выпадающие доходы федерального бюджета от увеличения необлагаемой минимальной цены на нефть, используемой при расчете коэффициента Кц, согласно материалам, представленным с законопроектом, составят 89,3 млрд. рублей в 2009 году. Размер выпадающих доходов от установления дополнительных налоговых льгот  в приложении № 3 к пояснительной  записке не приводится.

В расчете поступлений  в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на 2009 год данные о налогооблагаемом объеме добычи газового конденсата из всех видов месторождений  углеводородного сырья не соответствуют  показателям, содержащимся в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов. Аналогичные расхождения  имеют место в расчете на 2010 год по объемам добычи нефти.

В материалах к проекту  федерального закона "О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", как и в  предыдущие годы, не приводится обоснование  принятой в расчетах величины облагаемого  налогом на добычу полезных ископаемых объема добычи полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью, в стоимостном выражении.

 

Таблица 2.2.8 Динамика доходов  от уплаты государственной пошлины  на 2008 - 2011 годы

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

30,32*

33,59

35,98

37,75

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

0,70

3,27

2,39

1,77

1.2

к предыдущему году,%

102,4

110,8

107,1

104,9

1.3

темпы роста к 2008 году

100,0

110,8

118,7

124,5

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

29,01

31,66

33,14

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

2,35

2,65

1,48

 

2.2

к предыдущему году,%

108,8

109,1

104,7

 

3.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год 

       

3.1

млрд. рублей

1,31

4,58

6,97

8,74

3.2

%

104,5

115,8

124,0

130,1

4.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

1,31

1,93

2,84

 

4.2

%

104,5

106,1

108,6

 

 

В материалах представленных с законопроектом, отмечается, что  прогноз поступления доходов  от уплаты государственной пошлины  в 2009 - 2011 годах базируется на данных о поступлении указанных доходов  за 2007 год, оценке поступлений 2008 года, а также прогнозных данных, представленных главными администраторами доходов  федерального бюджета по закрепленным доходным источникам.

Проверки, проводимые Счетной  палатой, свидетельствуют, что при  проектировании доходов федерального бюджета в доходах от уплаты прочих государственных пошлин за государственную  регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий не учитываются пошлины, уплачиваемые за выдачу сертификата соответствия драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, собираемые Пробирной палатой России, в связи с чем указанная государственная пошлина, учтенная в доходах федерального бюджета, может быть увеличена в 2009 - 2011 годах на сумму порядка 700,0 тыс. рублей ежегодно.

По оценке Счетной палаты, доходы от уплаты государственной пошлины  за совершение действий уполномоченными  государственными учреждениями при  осуществлении федерального пробирного надзора, учтенные в проекте федерального закона "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", могут быть увеличены  на сумму порядка 100,0 млн. рублей ежегодно, исходя из величины фактических поступлений  доходов за 2007 год и первое полугодие 2008 года, с учетом возможного роста  количества предъявленных на опробование  и клеймение изделий.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации в  составе классификации доходов  бюджетов Российской Федерации предусмотрена  подгруппа доходов "задолженность  и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам", однако в федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый 2010 и 2011 годов  поступлений по указанной подгруппе  доходов не планируется, несмотря на то, что доходы федерального бюджета  от уплаты отмененных налогов и сборов в 2006 году составили 5,9 млрд. рублей, в 2007 году - 3,9 млрд. рублей, в январе-июне т. г. - 0,5 млрд. рублей.

 

Таблица 2.2.9 Динамика доходов  от уплаты вывозных таможенных пошлин в 2008 - 2011 годах 

 

 

Показатели

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

1.

Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей

3254,22*

3328,42

3169,63

3245,46

1.1

к предыдущему году, млрд. рублей

1419,36

74, 20

-158,79

75,83

1.2

к предыдущему году,%

177,4

102,3

95,2

102,4

1.3

темпы роста к 2008 году

100,0

102,3

97,4

99,7

2.

Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей

2858,08

2539,77

2531,74

 

2.1

к предыдущему году, млрд. рублей

1060,14

-318,31

-8,03

 

2.2

к предыдущему году,%

159,0

88,9

99,7

 

3.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год 

       

3.1

млрд. рублей

396,14

470,34

311,55

387,38

3.2

%

113,9

116,5

110,9

113,6

4.

Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм)

       

4.1

млрд. рублей

396,14

788,65

637,89

 

4.2

%

113,9

131,1

125,2

 

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе