Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Структура бюджетной системы РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Сущность бюджетного федерализма
2 Анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
2.2 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укрепления доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контр.раб.по БС.docx

— 316.39 Кб (Скачать файл)
  • Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
  • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  • Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
  • Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в  средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также  доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных  образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной  власти (представительные органы муниципальных  образований), процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации РФ, а  также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового  года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

  • Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  • Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
  • Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств.

Распорядитель и получатель бюджетных  средств могут быть включены в  перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных  средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает  в силу закона, нормативного правового  акта Президента РФ, Правительства  РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

  • Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов  только принципы единства, самостоятельности  и разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы можно отнести к принципам  построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.

1.4 Сущность бюджетного  федерализма

 

Под федерализмом понимается способ государственного управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с  интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность  страны при соблюдении самостоятельности  территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма. Финансово-бюджетный федерализм основан на разделении полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. Бюджетный федерализм можно определить как способ построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного формирования доходов бюджетов каждого уровня и финансирования расходов, осуществляемых из них.

К основным принципам бюджетного федерализма относят:

• единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории страны;

• сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства;

• сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования;

• высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса;

• участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения  представляют собой совокупность отношений  между федеральными органами РФ, органами государственной власти субъектов  РФ и местного самоуправления по поводу регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления  бюджетного процесса.

 

 

 

2 Анализ состояния бюджетной системы российской федерации

 

2.1 Анализ состояния  федерального бюджета РФ на  современном этапе

 

Исполнение федерального бюджета в 2010 г. осуществлялось в  соответствии с Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2010 год». По оперативным данным Счетной палаты, доходы федерального бюджета за январь – сентябрь 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета  и 125,2 % – от объема, утвержденного  на девять месяцев 2010 года Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2010 год». При этом расходы федерального бюджета составили 928903,6 млн. рублей, или 77,8 % от годового бюджета и 93,8 % –  от задания, установленного бюджетной  росписью на девять месяцев 2010 года.

Анализ основных характеристик  федерального бюджета свидетельствует  о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в  объеме ВВП. Если в 2008 году он составлял 18,6 %, то в 2010 году – 17,2 %, а в 2009 году – 13,5 процента. В январе – сентябре 2010 года удельный вес расходов федерального бюджета в объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2010 год». Причем в общем объеме расходов федерального бюджета возрастает доля процентных расходов, которая  составила в январе – июне 2010 года 21,8 % при 20,1 %, предусмотренных Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2010 год», в январе – сентябре 2010 года – 22,7 процента.

Несколько иная динамика доходов  федерального бюджета. Если удельный вес  доходов федерального бюджета в  объеме ВВП в 2010 году составлял 15,1 %, в 2008 году – 14,9 %, а в 2010 году даже снизился до 11,9 %, то в 2009 году он составил 16,0 %, а  в январе – июне 2010 года – 17,6 % при 15,4 %, представленных в расчетах к  проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год», в январе – сентябре 2010 года – 16,9 процента.

Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2010 года на счетах по учету средств  федерального бюджета составляли 173923,7 млн. рублей. В доходы федерального бюджета за январь – сентябрь 2010 года поступило 1106514,4 млн. рублей. Осуществлены заимствования в объеме 56241,6 млн. рублей. Все поступления, включая  входящие остатки, заимствования, поступления  от продажи имущества и реализации государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, составили 1348647,3 млн. рублей. За счет этих средств  исполнены расходы федерального бюджета в объеме 928903,6 млн. рублей, погашена основная сумма государственного долга в объеме 157360,5 млн. рублей, осуществлены расходы на пополнение государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней в  сумме 3826,9 млн. рублей.

Доходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной палаты, в январе – сентябре 2010 года составили 1106514,4 млн. рублей, или 92,7 % от годового бюджета и 125,2 % – от объема, утвержденного  на указанный период 2010 года Федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2010 год». Сверх утвержденного  объема получено 222741,3 млн. рублей. Поступления  в федеральный бюджет по налоговым  доходам за январь – сентябрь 2010 года составили 1024947,3 млн. рублей, или 91,9 % от годовых бюджетных назначений, неналоговым доходам – 71853,9 млн. рублей, или 111,8 %, целевым бюджетным  фондам – 9713,2 млн. рублей, или 69,9 процента.

Налоги и иные платежи, контролируемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, поступили в федеральный бюджет в сумме 667130,7 млн. рублей, что составляет 60,3 % от общего объема поступивших в  январе – сентябре 2010 года доходов  федерального бюджета, Государственным  таможенным комитетом Российской Федерации  – 362533,2 млн. рублей (32,8 %), Министерством  имущественных отношений Российской Федерации – 18082,8 млн. рублей (1,6 процента).

По сравнению с соответствующим  периодом прошлого года доходы федерального бюджета в январе – сентябре 2010 года в номинальном выражении  увеличились на 323336,2 млн. рублей, или  на 41,3 процента. В сопоставимых ценах  они возросли соответственно на 15,2 процента. При этом их доля в объеме ВВП выросла на 1,6 процента.

Анализ основных характеристик  федерального бюджета за ряд лет  свидетельствует о резком снижении удельного веса расходов федерального бюджета в объеме ВВП. В январе – сентябре 2010 года удельный вес  расходов федерального бюджета в  объеме ВВП составил 14,2 % при 15,4 %, предусмотренных  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2010 год». Причем в общем  объеме расходов федерального бюджета  нарастает доля процентных расходов, которая составила в январе –  сентябре 2010 года 22,7 % при 20,1 %, предусмотренных  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2010 год».

Наличие остатков средств  федерального бюджета в объеме 173923,7 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2010 года), доходы федерального бюджета  в объеме 1106514,4 млн. рублей позволяли  исполнить установленные бюджетной  росписью на девять месяцев 2010 года расходы  федерального бюджета в полном объеме.

Однако расходы федерального бюджета, по оперативным данным Счетной  палаты, исполнены лишь в объеме 928903,6 млн. рублей, что составляет 77,8 % от показателя, утвержденного федеральным  бюджетом на год, и 93,8 % от показателя, установленного бюджетной росписью на девять месяцев 2010 года.

Исполнение расходов федерального бюджета осуществлялось неравномерно и непропорционально как по разделам и подразделам функциональной классификации  расходов бюджетов Российской Федерации, так и по субъектам ведомственной  структуры расходов федерального бюджета.

Уровень исполнения расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение внутренней и внешней  безопасности страны, воспроизводство  научного потенциала, социальную сферу, не позволяет считать их приоритетными, как это было определено Бюджетным посланием Президента Российской Федерации «О бюджетной политике на 2010 год и на среднесрочную перспективу». Расходы бюджета на развитие реального сектора экономики составили всего 80,6 % от соответствующего показателя бюджетной росписи на девять месяцев 2010 года.

На недостаточном уровне осуществлено финансирование отдельных  федеральных целевых программ и  федеральных программ развития регионов.

В ходе исполнения бюджета  кредиторская задолженность возросла по сравнению с 1 января 2010 года на 8,8 млрд. рублей и составила по состоянию  на 1 июля 2010 года 92,8 млрд. рублей. При  этом дебиторская задолженность  бюджетополучателей на 1 января 2010 года составляла 61,8 млрд. рублей.

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе