Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
1.2 Структура бюджетной системы РФ
1.3 Принципы бюджетной системы РФ
1.4 Сущность бюджетного федерализма
2 Анализ состояния бюджетной системы Российской Федерации
2.1 Анализ состояния федерального бюджета РФ на современном этапе
2.2 Изучение межбюджетных отношений с субъектами РФ
3 Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе
3.1 Пути укрепления доходной базы федерального бюджета
3.2 Приоритетные направления совершенствования механизма бюджетного регулирования расходов бюджета РФ
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Контр.раб.по БС.docx

— 316.39 Кб (Скачать файл)

 

оглавление

 

 

Введение

1 Теоретические  основы функционирования бюджетной  системы Российской Федерации

    1. Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы
    2. Структура бюджетной системы РФ
    3. Принципы бюджетной системы РФ
    4. Сущность  бюджетного федерализма

2 Анализ состояния  бюджетной системы Российской  Федерации

2.1 Анализ состояния федерального  бюджета РФ на современном  этапе

2.2 Изучение межбюджетных  отношений с субъектами РФ

3 Основные направления  совершенствования бюджетной политики  на современном этапе

3.1 Пути укрепления доходной  базы федерального бюджета

3.2 Приоритетные направления  совершенствования механизма бюджетного  регулирования расходов бюджета  РФ

Заключение

Библиографический список

 

4

 

 

6

8

9

14

 

16

 

20

 

 

30

33

 

38

40


 

 

 

 

 

 

Введение

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, оказывающей  влияние на благосостояние каждого. Как известно, бюджет на всех его  уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.).

Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный  дефицит, государственный долг побуждает  государство усилить налоговое  бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода  на медицину, образование и т.д. С  другой стороны достаток бюджетных  средств (бюджетный профицит) позволяет  увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Так же достаток бюджетных  средств позволяет государству  принимать активное участие в  жизни страны. Наличие бюджетных  средств позволяет государству  осуществлять государственное регулирование  экономики не только в приказной  форме. Достаточное количество бюджетных  средств позволяет государству  задействовать непосредственно  экономические рычаги государственного регулирования. Таким образом, бюджет, его формирование и статьи расходов является важным разделом в экономической  науке, требующим большого внимания.

Бюджетная система, как совокупность бюджетов государства, административно-территориальных  единиц и бюджетов (смет) и счетов автономных в бюджетном отношении  учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях и юридических  нормах. Характер бюджетной системы определяется социально-экономическим и политическим строем страны, а её организационное построение зависит от формы государственного и административного устройства

Целью данной контрольной работы, является изучение бюджетной системы РФ.

В соответствии с поставленной целью, можно выделить следующие  задачи:

  • Рассмотрение таких понятий как, бюджетная система и бюджетное устройство.
  • Изучить бюджетную систему РФ.
  • Проанализировать принципы построения бюджетной системы РФ.
  • Выявить сущность бюджетного федерализма.
  • Проанализировать отчет о движении денежных средств в федеральном бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы функционирования бюджетной сиситемы Российской федерации

1.1 Понятие бюджетного  устройства и бюджетной системы

 

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета  в общественном воспроизводстве  и социальных процессах. По степени  распределения власти между центром  и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство  — это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и  единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными  и политическими процессами в  государстве. Бюджетная система  унитарного государства состоит  из двух звеньев — государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство — это форма государственного устройства, при которой государственные  образования или административно-территориальные  образования, входящие в государство, имеют собственную государственность  и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах, распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств - трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство  — это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется  из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств — членов конфедерации действуют свои бюджетные  и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы  унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном  устройстве.

Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная  система, представленная на рисунке 1.

 

Рисунок 1 Структура бюджетной системы РФ

 

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система — главное  звено финансовой системы государства. Для построения бюджетной системы  РФ по типу бюджетных систем демократических  государств огромное значение имеет  соблюдение принципов организации  бюджетной системы.

1.2 Структура бюджетной  системы РФ

 

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов трех уровней:

• первый уровень — федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

• второй уровень — бюджеты субъектов РФ (по Конституции РФ в бюджетную систему входят — 81 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 7 краевых и 48 областных бюджетов, 9 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга)  и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

• третий уровень — местные бюджеты (около 24 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Свод бюджетов всех уровней  составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на рисунке 2.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся  на его территории муниципальных  образований.

Консолидированный бюджет РФ — включает федеральный бюджет и  консолидированные бюджеты субъектов  РФ.

Консолидированные бюджеты  позволяют получить полное представление  обо всех доходах и расходах региона  или Федерации в целом, они  не утверждаются, т.е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических  и статистических целей.

Рисунок 2 Структура консолидированного бюджета РФ

 

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании  и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов — расчетный  документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

1.3 Принципы бюджетной  системы РФ

 

Бюджетная система функционирует  на основе принципов, изложенных в БК РФ. Перечислим перечень этих принципов:

  • Принцип единства бюджетной системы РФ, означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
  • Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
  • Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих  бюджетов и эффективность использования  бюджетных средств и самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а  также устанавливать в соответствии с законодательством о налогах  и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

определять формы и направления  расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение  которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Принцип самостоятельности  бюджетов предполагает недопустимость:

установления расходных  обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной  системы РФ, или за счет средств  консолидированных бюджетов, или  без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных  обязательств; непосредственного исполнения расходных обязательств органов  государственной власти и органов  местного самоуправления за счет средств  бюджетов других уровней; введения в  действие в течение финансового  года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах; изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

  • Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
  • Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов  и иных обязательных платежей полностью  учитываются отдельно по доходам  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, за исключением  отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей, предоставляемых  в пределах текущего финансового  года.

Информация о работе Основные направления совершенствования бюджетной политики на современном этапе