Совершенствования бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ, исследование причин возникновения, экономические и социальные последствия бюджетного дефицита страны. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
раскрыть понятие бюджетного дефицита и причины его
возникновения;
рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита и его
социально-экономические последствия;
проанализировать современную бюджетную политику Республики
Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ВИДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………………..5
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………..7
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита………...9
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………..12
Анализ современной бюджетной политики Республике Беларусь……..12
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………....15
Источники финансирования бюджетного дефицита…………………….19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ …………………………………………………………………...23
Основные концепции регулирования бюджетного дефицита…………..23
Бюджетный дефицит в зарубежных странах……………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

начнемссс.docx

— 1.18 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

  1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ВИДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………………..5
    1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
    2. Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………..7
    3. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита………...9
  2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………..12
    1. Анализ современной бюджетной политики Республике Беларусь……..12
    2. Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………....15
    3. Источники финансирования бюджетного дефицита…………………….19
  3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ …………………………………………………………………...23
    1. Основные концепции регулирования бюджетного дефицита…………..23
    2. Бюджетный дефицит в зарубежных странах……………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым  в те или иные периоды своей  истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью  сбалансированный государственный  бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Практически невозможно представить  себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что Германия, Япония и Швейцария.

Определяющую роль в формировании и развитии любого современного общества играет государственное регулирование, обязательной составной частью которого является финансовая система. Главным  звеном финансовой системы является государственный бюджет. Именно посредством  финансовой системы государство  образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения своих функций. Однако данная система зачастую сталкивается с  проблемами, выраженными в форме  бюджетного дефицита и, как следствие, государственного долга. Состояние  общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических  показателей любой страны.

Бюджетный дефицит в настоящее  время является объективным явлением: он характерен для большинства развитых стран мира.

Тема курсовой работы является актуальной, так как с проблемой дефицита бюджета сталкиваются в настоящее время большинство стран мира, в том числе и Республика Беларусь. Кроме того, дефицит бюджета является индикатором состояния экономики, а в условиях сложившейся экономической ситуации особенно важно поддерживать стабильность национальной экономики.

Объектом моего курсового исследования является бюджетный дефицит Республики Беларусь.

Предмет исследования – экономические и социальные последствия бюджетного дефицита Республики Беларусь.

 Целью данной курсовой работы является анализ, исследование причин возникновения, экономические и социальные последствия бюджетного дефицита страны. Для достижения поставленной цели решаются задачи:

    • раскрыть понятие бюджетного дефицита и причины его

возникновения;

    • рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита и его

социально-экономические последствия;

    • проанализировать современную бюджетную политику Республики

Беларусь;

    • проанализировать динамику бюджетного дефицита в Республике

Беларусь;

    • изучить основные направления повышения эффективности

бюджетной политики в  области  дефицита.

При написании данной работы были использованы учебные пособия, нормативно-правовые акты, информация периодических изданий, а также информационные ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ВИДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

    1.  Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения

 

Состояние общегосударственных  финансов является одним из важнейших  экономических показателей любой  страны. В управлении финансовой системой важную роль играет проблема бюджетного дефицита.

Госбюджет построен на соотношении прибыли и затрат. Теоретически наиболее оптимальным будет такой бюджет, который предполагает их равенство. Сальдо такого бюджета равно нулю. На практике добиться такого положения очень сложно. В макроэкономическом смысле стремление к бюджету сальдо, которого равно нулю, является малоперспективным делом.

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над  расходами возникает бюджетный профицит. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы  любого государства. Он заключается  в том, что общий объём предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объёму поступлений в  бюджет. При этом под поступлениями  в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета  не означает несбалансированности в  том случае, если достигнуто равенство  между расходами и суммарной  величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает  поступления) фактически нельзя назвать  бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения.

Составление бюджета с  профицитом (с превышением доходной части над расходной) также влечёт за собой отрицательные последствия. Результатом профицитного бюджета станет снижение эффективности использования бюджетных средств и, как следствие, повышение нагрузки на экономику. Следовательно, сбалансированность бюджета — основополагающее требование, предъявляемое к органам, составляющим и утверждающим бюджет.

Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства  и его административно-территориальных  образований. Если же хотя бы небольшая  часть бюджетов не сбалансирована, это может привести к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных  и муниципальных заказов, возникновению  проблемы неплатежей в народном хозяйстве. Идеальным вариантом был бы, конечно, полностью бездефицитный бюджет, в котором сумма расходов полностью  соответствует объёму доходов. Однако в условиях реальной экономики этого  добиться нелегко, а подчас невозможно. Если составление бюджета с дефицитом  неизбежно, для обеспечения сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.[1]

Различают структурный и  циклический дефицит (профицит). Структурный имеет место в тех случаях, когда государство сознательно идет на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей, что неизбежно ведет к появлению структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета представляет собой следствие колебаний экономической активности в ходе делового цикла. При этом изменения в налоговых поступлениях и расходах бюджета происходят автоматически.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Первый возникает в результате сознательных действий правительства по увеличению своих расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в следствие изменения экономической ситуации в стране, как правило, в результате сокращения объема национального производства.

В зависимости от продолжительности  существования бюджетного дефицита различают краткосрочный и долгосрочный дефицит. Краткосрочный дефицит  имеет место в тех случаях, когда несоответствие расходов и  доходов ограничивается рамками  одного года. Долгосрочный дефицит  бюджета (хронический дефицит) связан с наличием разрыва между расходами  и доходами бюджета на протяжении лет.

Основными причинами бюджетного дефицита в отдельных странах  являются:

    • наличие  чрезвычайных обстоятельств (войны, крупные стихийные

бедствия и т.п.), когда  становится невозможным мобилизовать финансовые ресурсы в необходимых  размерах;

    • кризисные явления в экономике (спад производства, рост

убыточности, снижение рентабельности предприятия и др.), неэффективность  финансово-кредитных  связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране;

    • необходимость осуществления крупных государственных

инвестиций в развитие экономики. В этом случае дефицит  отражает не кризисное состояние  экономики, а стремление правительства  страны обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.

В Республике Беларусь причинами  бюджетного дефицита  является, в  частности, чрезмерные затраты на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также на развитие социальной сферы, неэффективная работа многих предприятий.

Чрезмерно высокий уровень  дефицита бюджета (превышающий 3–5%) к  ВВП приводит ко многим отрицательным  моментам в экономике стран и, прежде всего, к росту инфляции, обесцениванию  национальной валюты.

В качестве приоритетного  направления бюджетной политики на 2011-2015 гг. в Республике Беларусь намечено ограничение уровня дефицита бюджета, он не должен превышать 1,5% к ВВП. В качестве мероприятий, направленных на снижение  дефицита бюджета, используются такие меры, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой, - способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся:

    • повышение эффективности работы промышленности, сельского

хозяйства и других отраслей народного хозяйства, которые будут способствовать росту денежных накоплений – основного источника платежей в бюджет;

    • изменение направлений государственных инвестиций в отрасли

экономики с целью значительного  повышения финансовой отдачи бюджетных  средств;

    • привлечение в страну иностранного капитала. При его помощи

решаются сразу несколько  задач, причем не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы на финансирование капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляются новые налогоплательщики, и, следовательно, увеличиваются поступления в бюджет.

При благоприятных условиях развития экономики государство  может иметь профицит бюджета, что  считается положительным финансовым явлением.[2, С.110-112]

 

    1.  Способы покрытия бюджетного дефицита

 

Механизм рыночной экономики  наиболее четко работает тогда, когда  государству удается сводить  концы с концами, уравнивать доходы бюджета с расходами. Тем не менее государства все чаще сталкиваются с дефицитом бюджета, и тогда возникает вопрос, как и за счет чего покрывать бюджетный дефицит. Следует иметь в виду, что любой способ покрытия дефицита сопровождается усилением инфляции, ведет к торможению развития экономики. Но если этого все же не делать своевременно, задержки с преодолением бюджетного дефицита еще более усиливают дестабилизирующие факторы экономического развития.

Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них. Схематично эти способы представлены на рисунке 1.1.

Первый способ сводится к  тому, что его финансируют посредством  эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера создает видимость  быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, ибо ложится бременем на плечи  населения, ведет к резкому ускорению  инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение  через «дыру» в бюджете, равнозначен  неполноценным деньгам, ибо не обеспечен  товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.

Второй способ связан с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у центрального банка. На первый взгляд кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центрального банка n-ю сумму денег и в назначенный срок вернула банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратиться к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.

Информация о работе Совершенствования бюджетной политики