Совершенствования бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ, исследование причин возникновения, экономические и социальные последствия бюджетного дефицита страны. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
раскрыть понятие бюджетного дефицита и причины его
возникновения;
рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита и его
социально-экономические последствия;
проанализировать современную бюджетную политику Республики
Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ВИДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………………..5
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………..7
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита………...9
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………..12
Анализ современной бюджетной политики Республике Беларусь……..12
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………....15
Источники финансирования бюджетного дефицита…………………….19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ …………………………………………………………………...23
Основные концепции регулирования бюджетного дефицита…………..23
Бюджетный дефицит в зарубежных странах……………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

начнемссс.docx

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Третий способ покрытия дефицита заключается в том, что государство  выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственного займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объем денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможность развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что выпуск облигаций и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышением процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также ограничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое — тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугубляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, является экономическим бедствием для страны. И все же если беда случилась и дефицит в бюджете появился, то предпочтение следует отдавать третьему способу. [3]

 

Способы покрытия бюджетного дефицита


 

 

неинфляционные

инфляционные

Долговое финансирование

Продажа государственного имущества

Кредитно-денежная эмиссия


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1 – Способы покрытия бюджетного дефицита

 

    1. Социально-экономические последствия бюджетного дефицита

 

Рассматривая социально-экономические  последствия бюджетного дефицита, необходимо учитывать различные факторы  и способы влияния дефицита на развитие экономики, социальной сферы, уровень социальной защиты населения  с учетом конкретных обстоятельств. Учитывая такие подходы, последствия могут быть позитивными, нейтральными и негативными.

Так, попытка позитивной оценки влияния бюджетного дефицита на социально-экономическое развитие общества осуществлена в период Великой французской революции, идеологи которой называли дефицит богатством нации. Основанием для этого считалось версия, что дефицит активизирует общество, воздействует на направления научной мысли, стимулирует законодательную деятельность, заставляет экономить государственные средства, предупреждает и разоблачает злоупотребления.

Бюджетный дефицит при  определенных условиях может быть дополнительным стимулом социально-экономического развития. Если будет сопровождаться эффективным использованием бюджетных средств, возрастанием их инвестиционной составляющей, усилением бюджетной дисциплины, увеличением доходов бюджета в будущем.

Тезис о положительном  влиянии бюджетного дефицита на экономику  обосновал Дж. Кейнс. После Второй мировой войны теории применяли практически все промышленно развитые страны, в результате чего бюджетный дефицит превратился в инструмент финансовой политики, использовался при решении разноплановых задач и занял важное место в теориях экономического роста и циклического регулирования экономики.

Однако подавляющее большинство  теоретиков и практиков мира пришли к мысли, что бюджетный дефицит имеет негативное влияние на социально-экономические процессы в обществе. Он является  фактором финансовой нестабильности и повышения риска экономической деятельности государства. Рост бюджетного дефицита вызывает усиление инфляционных процессов в обществе, обостряет кризис государственных финансов и денежной системы, способствует росту дифференциации в доходах отдельных слоев населения. Дефицит бюджета является причиной снижения эффективности налоговой системы, ослабления стимулов к труду, подрыву уверенности членов общества в будущем.

 В большинстве стран  мира, в том числе и в Республике Беларусь, бюджетные дефициты приобрели хронический характер, что обусловило углубление финансовой нестабильности. Они дают толчок инфляционным процессам.

В условиях глобализации экономического развития и интернационализации  хозяйственных связей бюджетный дефицит является фактором повышения риска экономической деятельности, обусловливая опасность дефолта. Национальные правительства уже не могут должным образом определять эффективность своих экономических мер, поскольку в связи с открытостью национальных экономик общественное воспроизводство происходит одновременно как внутри страны, так и за ее пределами. Если дополнительно увеличивать за счет бюджетного дефицита платежеспособный спрос населения, то в условиях открытой экономики это приведет не к оживлению национального производства, а к росту внутренних цен и к импорту товаров.

Бюджетный дефицит влияет на уменьшение объема производства в общенациональном масштабе, которое предопределяет возрастание процентной ставки, ограничение доступности кредитных ресурсов для частного сектора. В итоге повышается обменный курс национальной валюты, что вызывает уменьшение объемов инвестиций экспорта, увеличение импорта. Такое состояние обуславливает дефицит внешнеторгового баланса, вследствие чего возникает дефицит баланса. Эти негативные последствия имеют текущий характер и проявляются в течение бюджетного года.

Однако уменьшение объемов  других видов деятельности, обусловленных бюджетными дефицитами, могут иметь и более отдаленные побочные эффекты. Так, например, спад инвестиционной деятельности влечет уменьшение акционерного капитала, производственных мощностей, объемов производства, что является причиной снижения уровня производительности труда и реальной зарплаты, а это негативно влияет на проценты, ренту, прибыли за счет национального капитала, перетекающих к нерезидентам. Продолжает расти задолженность, вследствие чего уменьшается доверие инвесторов. В результате формируется избыточный государственный долг, который создает риск дефолта.

Дефолт провоцирует губительные для экономики и престижа государства последствия, обусловленные сворачиванием инвестиций, сбытом акций и облигаций нерезидентами, что влечет уменьшение стоимости ценных бумаг, рост процентных ставок. Происходит дальнейшее сокращение объемов производства и уровня заработной платы, что обусловлено сокращением инвестиций, вследствие чего ограничиваются потребительские нужды домохозяйства. Далее снижается обменный курс через уменьшение спроса на национальную валюту, запускаются инфляционные процессы. В случае кредитования правительства Центральным банком усиливается инфляция, вследствие чего наступает общий финансовый кризис, массовые банкротства в финансовом секторе экономики. [4]

 

 

 

 

 

 

2  ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

 

    1.  Анализ современной бюджетной политики Республики Беларусь

 

В Республике Беларусь бюджетная  политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. В период нахождения страны в рамках Советского Союза осуществлялись некоторые меры финансового регулирования  со стороны государства, но поскольку  в социалистической экономике считалось  невозможным возникновение кризисов и связанных с ними проявлений нестабильности, действие бюджетной политики просто исключалось.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О бюджетном устройстве»  республика перешла на самостоятельное  построение бюджетов различных уровней  власти: республиканского, регионального (область, район) и местного (административные группы, в том числе города и районы в городах). [5]

Согласно Закону Республики Беларусь «О налогах и сборах»  применяется способ долевого участия  в использовании налоговых поступлений. Он закрепляет зависимость развития местной экономики от центра, предполагает субсидирование нижестоящих бюджетов. Данный механизм заимствован от прежней практики централизованного регулирования вышестоящими органами доходов местных бюджетов.

Поскольку республиканский  бюджет финансирует расходы на оборону, правоохранительные и судебные органы, обслуживание государственного внутреннего  долга, республиканские программы, мероприятия по ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС  и др., то все поступления от общегосударственных  налогов зачисляются в общереспубликанский  бюджет, а затем по ряду налоговых  отчислений осуществляется и долевое  использование. Среди налогов, по которым  устанавливаются нормативы отчислений в республиканские и местные  бюджеты, — налог на прибыль и  доходы, платежи за пользование природными ресурсами, госпошлина и сборы.

Следует отметить и отрицательные  стороны существующего централизованного  порядка распределения налоговых  поступлений. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств, поскольку они недостаточно самостоятельны; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает по причине огромных встречных финансовых потоков из региона в центр, а затем из республиканского бюджета в местные.

Бюджетная политика Республики Беларусь имеет следующие направления:

    • обеспечение роста экономики, укрепление финансово-кредитной

системы;

    • поэтапное сокращение налоговой нагрузки и упрощение

налоговой системы;

    • повышение уровня жизни посредством увеличения зарплаты,

пенсий, пособий и других выплат населению, укрепления материальной базы учреждений социальной сферы, государственной  поддержки строительства жилья;

    • государственная поддержка приоритетных отраслей реального

сектора экономики [6].

Важным инструментом бюджетной  политики Республики Беларусь на современном  этапе являются государственные  расходы, которые характеризуются  высоким уровнем социальной направленности, большим удельным весом расходов на социальную политику.

Отличительными чертами  бюджетной политики Республики Беларусь является использование следующих инструментов:

    • использование бюджетных расходов, как основного механизма,

обеспечивающего функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и  государственного сектора экономики;

    • прямые субсидии негосударственному сектору играют

незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей  мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества);

    • система государственных закупок на конкурсной основе является

важным инструментом бюджетно-налогового регулирования.

Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и  результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие  пороговые значения: дефицит бюджета  — не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик —  не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга — не более 30 % объема доходов бюджета. Представим в таблице 2.1 динамику структуры республиканского бюджета РБ за 2008 - 1пол. 2012гг. (млрд.руб.)

Можно заметить, что отличительной  особенностью бюджетной политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП.

Таблица 2.1 – Динамика структуры республиканского бюджета РБ за 2008 -

                         2011гг. (млрд.руб.)

                                                                                                           

Из таблицы видно, что самый высокий уровень доходов в республиканский бюджет был достигнут в 2011году. Важно отметить, что с каждым годом увеличиваются расходы на охрану окружающей среды, национальную оборону. Также растет заработная плата населения. Республиканский бюджет в 2011 г. исполнен с профицитом в размере 6,1 трлн.руб. или 1,6 % ВВП, что является положительной тенденцией для нашей страны. [7]

Фундаментальные проблемы, характеризующие бюджетную политику Республики Беларусь на современном  этапе, заключаются в следующем:

  1. несмотря на определенные достижения в направлении создания

эффективной системы управления государственными финансами, все ее элементы функционируют с низкой степенью эффективности;

  1. поскольку в соответствии с действующими правовыми актами

основное внимание обращается на соответствие исполнения бюджета  заложенным в законе показателям, т.е. в первую очередь на целевое использование  бюджетных средств, то на оценку действительной эффективности государственных  расходов не хватает ни материальных, ни профессиональных ресурсов;

  1. управление государственным долгом продолжает осуществляться

главным образом исходя из бюджетных потребностей и необходимости финансовой поддержки нерентабельных отраслей без надлежащего учета воздействия рынка государственного долга на сбережения и частные инвестиции, а также без достаточного внимания к эффективности различных долговых инструментов.

Информация о работе Совершенствования бюджетной политики