Совершенствования бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ, исследование причин возникновения, экономические и социальные последствия бюджетного дефицита страны. Для достижения поставленной цели решаются задачи:
раскрыть понятие бюджетного дефицита и причины его
возникновения;
рассмотреть способы покрытия бюджетного дефицита и его
социально-экономические последствия;
проанализировать современную бюджетную политику Республики
Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА, ЕГО ВИДЫ И РЕГУЛИРОВАНИЕ……………………………………………………………..5
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
Способы покрытия бюджетного дефицита………………………………..7
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита………...9
ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………..12
Анализ современной бюджетной политики Республике Беларусь……..12
Динамика бюджетного дефицита в Республике Беларусь……………....15
Источники финансирования бюджетного дефицита…………………….19
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ …………………………………………………………………...23
Основные концепции регулирования бюджетного дефицита…………..23
Бюджетный дефицит в зарубежных странах……………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

Файлы: 1 файл

начнемссс.docx

— 1.18 Мб (Скачать файл)




                                                                                                                        [10]

  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

 

    1. Основные концепции регулирования бюджетного дефицита

 

Для нивелирования отрицательных  последствий бюджетного дисбаланса необходима государственная Программа  сокращения бюджетного дефицита. Она  является составной частью общей  Концепции развития государственного бюджета Республики Беларусь в условиях трансформационной экономики.

При разработке Программы сокращения бюджетного дефицита необходимо использовать мировой опыт, который показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических  для каждой страны, вполне допустим дефицит, если его величина не превышает 2 - 3 % к валовому национальному продукту. Наличие дефицита, превышающего предельно  допустимые размеры, требует принятия экстренных мер по его сокращению и стабилизации.

При определении источников покрытия бюджетного дефицита необходимо стремиться не прибегать к эмиссии и использовать ее только в экстренных случаях. Дефицит  может покрываться только на заемной  основе размещением на финансовом рынке  государственных ценных бумаг, а  также использованием разнообразных  форм государственного кредита. Рациональное сочетание безинфляционных источников позволит получить наибольший эффект.

В основе концепции сокращения бюджетного дефицита лежит следующее положение: без обеспечения динамизма в  развитии экономики и повышения  ее эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости государства, оздоровления государственного бюджета, какие бы прогрессивные меры не применялись.

Следует отметить, что в бюджетной  политике нашего государства реализуется  пассивная форма дефицита, которая  носит потребительский характер. Это значит, что большая часть  бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуры, здравоохранения, управление, оборону, а также на поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Значительная часть этих расходов носит  общегосударственный характер, в  связи с чем сокращать их следует очень осторожно. Тем не менее, дальнейшая бюджетная политика государства должна предусматривать переход от пассивной к активной форме бюджетного дефицита, которая предполагает возможность дефицитного финансирования только тех расходов, которые способствуют экономическому росту. Но даже в этом случае бюджетные ассигнования должны выделяться под обоснованную программу и по мере получения определенного эффекта.

В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита нужно  включать такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов. Итак, сокращение бюджетного дефицита должно осуществляться по специально разработанной программе.

Для достижения реального эффекта  и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Возможно и другое решение - составление  бюджета в двух вариантах в  виде:

- текущего бюджета;

- бюджета развития.

Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым сальдо, а  расходы сверх предполагаемых доходов  найдут отражение в бюджете развития, который будет иметь отрицательное сальдо.

В том и другом вариантах достигается  цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность  контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

Переход к частично бездефицитному составлению бюджета потребует  привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а  не наоборот. Вместе с тем это  не означает, что правительство не может предусмотреть дополнительные расходы, они лишь будут указаны  отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).

В данном случае важно, чтобы включенные в бюджет развития дополнительные расходы  предусматривали возможность в  перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые  могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.

Не должно быть никаких принципиальных различий между государством и всеми  другими категориями заемщиков. Государство обязано возвращать взятые в долг ресурсы. Это предъявляет  определенные требования к выбору объектов финансирования. Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что  они будут окупаемы.

Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что  с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать  в погашении государственного долга.

Представляется целесообразным изучить возможность и целесообразность и в будущем постепенно перейти  от составления сбалансированных бюджетов к бюджетам с незначительным положительным сальдо-профицитом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию, формировать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необходимости использоваться на финансирование дополнительных расходов (при наличии непогашенного долга - на его уплату). [11]

 

    1.  Бюджетный дефицит в зарубежных странах

 

В 2011 году в ряде стран  мира наблюдалось снижение дефицита бюджета. Во многом этому способствовали принятые в государствах меры экономии. По прогнозам специалистов  Международного валютного фонда, такая картина  сохранится в ближайшие два года.

В странах с развитой экономикой дефициты бюджета в 2011 году в целом  снизились на 1% ВВП. В том числе в зоне евро совокупный бюджетный дефицит сократился на 2% ВВП. Лучше других в этом отношении преуспела Германия, что отражает необычно сильную реакцию доходов и занятости на объем производства. Бюджетное сальдо значительно окрепло также в Испании. Улучшилось, но в меньшей степени, положение во Франции и Италии.

В Греции дефицит бюджета  в 2011 году превысил ожидавшийся ВВП  на 3 процентных пункта по отношению  к 2010 году. Это произошло отчасти  из-за более низких экономических  показателей, на  которые повлияли сбои в реализации мер в области  доходов и расходов и снижение уровня соблюдения налогового законодательства. В Португалии целевой показатель бюджета был выполнен при помощи разового частичного перевода в бюджет активов пенсионного фонда банков. В Ирландии общее сальдо бюджета соответствовало намеченному, а при корректировке на циклические колебания улучшилось на 2%ВВП.

Для достижения своих целевых  показателей  по снижению дефицита бюджета многие страны с развитой экономикой ужесточили меры бюджетно-налоговой  политики. Правительство Испании  объявило первый пакет мер в размере 1,1%ВВП. Он включает сокращение расходов  и временное повышение налогов на доходы, капитал и дорогие дома. В пакет также входит ограниченное повышение расходов на социальные нужды и налоговых расходов.

В Италии для сбалансирования  бюджета планируется вновь ввести налоги на недвижимое имущество в  случае основного места проживания и реформы пенсионной системы (ужесточение  критериев досрочного выхода на пенсию, снижение индексаций пенсий и ускорение темпов повышения пенсионного возраста). По прогнозам МВФ, эти и предыдущие реформы годовые расходы на пенсии позволят снизить в ближайшие 20 лет на 1,75 процентного пункта ВВП. Это самый высокий показатель среди стран с развитой экономикой, несмотря на то, что исходный уровень пенсионных расходов в Италии относится к числу самых высоких.

В таблице 3.1 представим показатели бюджетного дефицита зарубежных стран, в % к ВВП (оценка и прогноз).

 

Таблица 3.1 - Показатели бюджетного дефицита зарубежных стран, в % к ВВП

 

2009

2010

2011

2012

2013

Весь мир

-6,7

-5,5

-4,5

-4,1

-3,4

Страны с развитой экономикой

-9,0

-7,6

-6,6

-5,7

-4,6

США

-13,0

-10,5

-9,5

-8,0

-6,4

Зона евро

-6,5

-6,3

-4,3

-3,4

-2,9

Франция

-7,6

-7,1

-5,7

-4,8

-4,4

Германия 

-3,2

-4,3

-1,1

-0,7

-0,1

Италия 

-5,3

-4,5

-3,9

-2,8

-2,3

Испания

-11,2

-9,3

-8,0

-6,8

-6,3

Япония

-10,8

-9,3

-10,1

-10,2

-8,8

Великобритания

-10,4

-9,9

-8,6

-7,8

-6,5

Канада 

-4,9

-5,6

-4,9

-4,4

-3,6

Страны с формирующимся  рынком

-4,8

-3,6

-2,6

-2,7

-2,5

Китай

-3,1

-2,3

-2,0

-2,0

-1,4

Индия

-9,7

-8,9

-8,5

-7,9

-7,6

Россия 

-6,3

-3,5

0,5

-1,4

-1,7

Бразилия 

-3,1

-2,8

-2,6

-2,4

-2,3

Мексика

-4,7

-4,3

-3,0

-2,7

-2,1


 

Из таблицы видно, что  дефицит бюджета во всех странах  мира стремительно уменьшается. Из рассмотренных  стран за период с 2009 по 2013год профицит бюджета наблюдается только в  России в 2011году. По прогнозам на 2013 год самый низкий показатель бюджетного дефицита прогнозируется в Германии, а самый высокий – в Японии.

Правительство Франции объявило о дополнительном бюджетном пакете на 2012-2016 годы в объеме 1%ВВП. В том  числе меры по экономии 0,3%ВВП запланированы  в этом году и будут касаться в  первую очередь прекращения стимулов для инвестиций на рынке недвижимости. Кроме того, несколько ускорено проведение пенсионной реформы. В результате новый  пенсионный возраст (62года) вступит в силу в 2017 году, а также ужесточатся расходы на здравоохранение.

В Португалии новые меры экономии предусматривают сокращение расходов, расширение базы НДС по стандартной  ставке и снижение налоговых расходов.

В Ирландии целевой показатель общего сальдо на 2012год в целом  остается неизменным. В этой стране эксперты МВФ предполагают  улучшение  сальдо с учетом циклических колебаний  на 0,7%ВВП.

В США специалисты МВФ  прогнозируют в нынешнем году резкое снижение дефицита бюджета (примерно на 1,5%ВВП), скорректированного на циклические  колебания.

Эксперты МВФ также  полагают, что Япония будет единственной страной с развитой экономикой, у  которой в 2012 году бюджетный дефицит  вырастет. Это произойдет по причине  роста объемов финансирования на ликвидацию последствий аварии на АЭС. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного курсового исследования, можно сделать

следующие выводы:

    1. Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее

важных принципов бюджетной  системы любого государства. Сбалансированный бюджет является основой нормального функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований.

    1. Бюджетный дефицит при определенных условиях может быть

дополнительным стимулом социально-экономического развития. Если будет сопровождаться эффективным  использованием бюджетных средств, возрастанием их инвестиционной составляющей, усилением бюджетной дисциплины, увеличением доходов бюджета  в будущем.

    1. Рост бюджетного дефицита вызывает усиление инфляционных

Информация о работе Совершенствования бюджетной политики