Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль, являясь элементом управления финансами, представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций, учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Финансовый контроль позволяет обеспечить процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национального хозяйства.

Содержание работы

Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………
4
1
Сущность бюджетно-финансового контроля……………………………..
6
2
Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль, их задачи и функции……………………………………………………………………

14
3
Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие…..…..…..…..…..…………………………………………...

21

Заключение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..………….
32

Список использованных источников…..…..…..…..…...............................
35

Файлы: 1 файл

бюджетно-финансовый контроль.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Бюджетный контроль осуществляется относительно выполнения субъектами бюджетных правоотношений установленных Законом правил поведения в области формирования, распределения и использования бюджетных средств. Требования соблюдения законности в этой сфере имеют конституционную основу.

Бюджетный контроль охватывает все стадии бюджетного процесса, а рассмотрение бюджета можно понимать только как контроль за разработчиками проекта бюджета на предмет соблюдения ими законодательства вообще, а не только норм, относящихся к бюджетному праву. Поэтому под бюджетным контролем следует понимать деятельность государственных органов по осуществлению контроля за выполнением всеми участниками бюджетных правоотношений их полномочий относительно бюджета [3, с. 34].

Имея  много общего с финансовым контролем, бюджетный контроль имеет свои особенности. Особенность бюджетного контроля (в отличие от налогового, валютного и таможенного контроля) заключается в том, что у него особое содержание, свой специфический объект, субъекты, цели и задачи.

Основное  содержание бюджетного контроля заключается в следующем: проверка выполнения субъектами бюджетных отношений их полномочий относительно бюджета; проверка выполнения государственными органами и юридическими лицами их обязательств по формированию доходной части бюджета; проверка выполнения получателями бюджетных ассигнований обязанностей по их эффективному и целевому использованию; выявление и устранение фактов, наносящих вред бюджетной системе Республики Беларусь; проверка работы финансовых органов по составлению и исполнению соответствующих бюджетов.

Объектом  бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях  бюджетного процесса.

Субъекты  бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные лица) местных  администраций. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми  субъектами выступают органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.

Установление  признаков контролируемых субъектов  финансово-бюджетного контроля дает возможность  правильно определять организации, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых  вопросов. Контролируемым субъектом  финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий  юридические обязанности подчиняться  правомерному властному воздействию  контролирующих субъектов.

Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных  отношений. Указанная цель достигается  решением определенных задач [4, с. 121].

Итак, основными  задачами бюджетно-финансового контроля является контроль за:

  • поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;
  • своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;
  • обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;
  • а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

Решение задач бюджетно-финансового контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и  информационной деятельности. Это обычно предусматривает:

  • проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением бюджета;
  • анализ и исследование нарушений и отклонений при формировании доходов и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и исполнительные органы власти предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;
  • финансовую экспертизу проектов бюджета, обоснованности его доходных и расходных статей, а также иных законов и нормативных правовых актов органов государственной власти, государственных программ, субсидий, контрактов, договоров, соглашений и иных документов, предусматривающих расходование средств бюджета
  • или влияющих на его формирование и исполнение [1, с. 30].

В результате реализации бюджетного контроля обеспечиваются не только общегосударственные интересы, но и коллективные, территориальные и личные интересы граждан. Отсутствие четкости в функционировании бюджетной системы, которую призвано обеспечить бюджетное законодательство, разрушительным образом воздействует на всю систему экономических и социальных отношении. Бюджетный контроль отличается от финансового контроля и по объекту. Он несколько уже, чем у финансового контроля, поскольку в бюджетные отношения вступает более узкий круг участников.

Повышение роли бюджета как основного финансового  плана государства и самого действенного инструмента воздействия на все сферы жизнедеятельности общества в условиях перехода к рынку объективно обусловливает также и рост значения бюджетного контроля. Одним из негативных явлений, присущих переходному периоду, является значительный рост экономических преступлений, которые в той или иной мере направлены против бюджетной системы. Это в первую очередь проявляется в многочисленных нарушениях налогового законодательства, заключающихся в уклонении от уплаты налогов. Налоги формируют подавляющую часть доходов бюджета, т.е. нарушения налогового законодательства объективно направлены против доходной части бюджета [3, с. 35].

Бюджетный контроль относится к государственному вневедомственному контролю.

Государственный контроль применяется в отношении любого объекта контроля независимо от подчиненности и формы собственности.

Ведомственный контроль подразделяется на внутриведомственный (в рамках министерства, ведомства) и внутрихозяйственный, осуществляемый службами предприятия (в рамках данного предприятия).

Ему присущи  те же формы, что и в целом финансовому контролю: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует расходованию денежных средств и материальных ценностей. Он проводится при составлении проектов бюджета, проверке представления в финансовые органы проектов смет и расчетов к бюджету для предотвращения завышения бюджетных ассигнований и повышения эффективности распределения бюджетных средств.

Текущий контроль осуществляется в ходе финансирования из бюджета, анализа периодической отчетности, перечисления средств со счетов бюджета на счета распорядителей бюджетных средств. Основная задача текущего контроля - обеспечение расходования бюджетных средств в соответствии с выполнением программ и планов производств, показателей и освоением ранее выделенных средств, предупреждение излишеств в расходовании бюджетных средств.

Последующий контроль проводится после поступления  доходов в бюджет и финансирования из бюджета при рассмотрении и  анализе отчетов об исполнении бюджетов, отчетов и бухгалтерских балансов распорядителей бюджетных средств, а также при проведении ревизии и проверок финансово-хозяйственной деятельности плательщиков налогов и распорядителей бюджетных средств, состояния учета и отчетности, ее достоверности. Цель последующего контроля - выявление допущенных нарушений при уплате налогов в бюджет и расходовании бюджетных средств, разработка предложений по их устранению, укреплению финансовой дисциплины и предупреждение нарушений налогового, бюджетного и иного законодательства Республики Беларусь [5].

Относительно  стадий бюджетного процесса бюджетный контроль по формам его осуществления можно соотнести следующим образом: составление проекта бюджета — предварительный, рассмотрение — текущий, исполнение — последующий. Однако каждая из этих форм может присутствовать на любой из стадий бюджетного процесса.

По методам  он также аналогичен финансовому контролю: обследования, анализ, проверки, ревизии, заслушивание отчетов.

Важнейшее место при проведении бюджетно-финансового контроля занимает финансово-экономическая экспертиза, которая проводится для предварительной оценки последствий принятия важных финансово-хозяйственных решений.

Обычно такая экспертиза проводится на основе результатов не только контрольных мероприятий в отдельных хозяйствующих субъектах, но и общего контроля за исполнением бюджета, проводимого на уровне органов исполнительной власти. Этот контроль сопровождается анализом и исследованием нарушений и отклонений в процессах формирования доходов и расходования средств бюджета, а также в бюджетном процессе, их причин и последствий. В силу этого финансовая экспертиза, проводимая органами финансового контроля, принципиально отличается от аналогичной работы других органов финансового управления. Если последние в своей работе опираются преимущественно на данные макроэкономического анализа и изучают исследуемый вопрос как бы сверху, то органы финансового контроля, используя и данные макроэкономического анализа, в результате проводимой ими контрольной работы накапливают информацию, отражающую действие макроэкономических факторов на микроэкономическом уровне, вплоть до отдельных хозяйствующих субъектов. Они видят исследуемую проблему как бы снизу и, следовательно, имеют принципиально другие возможности для экспертизы финансово-экономических законов и нормативных актов, которые могут и должны эффективно использовать [1, с. 47].

Бюджетный контроль осуществляют органы представительной и исполнительной власти общей компетенции, но решающая роль принадлежит финансовым органам. Их права и обязанности в этой сфере установлены в Бюджетном кодексе, постановлениях Совета Министров и других нормативных актах.

Контроль  за исполнением республиканского бюджета  осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению возлагается на Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, местные финансовые, налоговые и таможенные органы.

В течение  финансового (бюджетного) года исполнение республиканского бюджета контролируется Правительством Республики Беларусь и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь. Итоги исполнения доходов и расходов бюджета докладываются Правительством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь и Парламенту Республики Беларусь.

В целях  осуществления контроля Правительство  Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы вышестоящего территориального уровня вправе в процессе исполнения бюджета потребовать от местных исполнительных и распорядительных органов нижестоящего территориального уровня, государственных налоговых органов, других органов управления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей любую информацию, связанную с исполнением бюджета и использованием бюджетных средств.

Контроль  за исполнением местных бюджетов осуществляется органами Комитета государственного контроля Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами вышестоящего уровня. Оперативный контроль за своевременным поступлением доходов и расходованием средств по целевому назначению производится местными финансовыми и налоговыми органами [2, с. 79].

В бюджетном  контроле исключительно важная роль принадлежит организационной и процессуальной сторонам его осуществления. Поэтому совершенствование форм и методов бюджетного контроля есть процесс постоянный. Это закрепляется в ведомственных нормативных актах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый  контроль, их задачи и функции

 

 

 

Бюджетный контроль (контроль за соблюдением  бюджетного законодательства), как вид финансового контроля, представляет собой совокупность полномочий государственных органов, которые определены в Бюджетном кодексе Республики Беларусь.

Разграничение полномочий между представительной и исполнительной властями обусловливает  их участие в осуществлении контроля за исполнением бюджета. Первая принимает законы, наделяющие соответствующие контрольные органы полномочиями по осуществлению бюджетного контроля, контролирует деятельность органов исполнительной власти по исполнению бюджета. Так, Совет Министров периодически заслушивается на сессиях Парламента но вопросу о ходе исполнения бюджета за определенный период года. Аналогично местная исполнительная власть отчитывается о своей работе по выполнению бюджетов.

Информация о работе Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие