Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль, являясь элементом управления финансами, представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций, учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Финансовый контроль позволяет обеспечить процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национального хозяйства.

Содержание работы

Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………
4
1
Сущность бюджетно-финансового контроля……………………………..
6
2
Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль, их задачи и функции……………………………………………………………………

14
3
Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие…..…..…..…..…..…………………………………………...

21

Заключение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..………….
32

Список использованных источников…..…..…..…..…...............................
35

Файлы: 1 файл

бюджетно-финансовый контроль.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

Реферат

 

 

 

Курсовая  работа  36 с.,  19  источников.

 

 

Финансовый контроль, Бюджетно-финансовый контроль, бюджет, виды проверок, Комитет государственного контроля Республики Беларусь, Главное контрольно-ревизионное управление

 

 

Объект исследования – финансовый контроль в современных условиях.

Предмет исследования  - организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь.

Цель работы: изучение бюджетно-финансового контроля, его организации в Республике Беларусь, а также совершенствование в рыночной экономике.

Методы исследования: диалектический метод познания, исторический подход, сравнение, дедукция и индукция, методы логического и системного анализа, синтеза.

Исследования и разработки: раскрыта сущность бюджетно-финансового контроля; рассмотрена система органов, осуществляющих бюджетно-финансовый  контроль, их задачи и функции; изучены организационные основы проведения бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь; определены возможные пути совершенствования системы бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в  ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

_________________

(подпись студента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………

4

1

Сущность бюджетно-финансового контроля……………………………..

6

2

Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый  контроль, их задачи и функции……………………………………………………………………

 

14

3

Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие…..…..…..…..…..…………………………………………...

 

21

 

Заключение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..………….

32

 

Список использованных источников…..…..…..…..…...............................

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

В механизме  регулирования государства и  в структуре рыночных отношений  важная роль принадлежит финансам. Финансы являются главным инструментом реализации экономической политики государства, регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. Любая деятельность государства, государственных  органов, государственных и негосударственных  предприятий, организаций и учреждений предполагает финансовые затраты. Результаты этой деятельности также имеют финансовые последствия, определяющие экономическую  жизнедеятельность государства  и его субъектов.

Финансовый  контроль, являясь элементом управления финансами, представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций, учреждений, с применением соответствующих  форм и методов. Финансовый контроль позволяет обеспечить процессы формирования и рационального, эффективного использования  финансовых ресурсов во всех сферах и  звеньях национального хозяйства.

Объективной основой финансового контроля выступает  контрольная функция финансов. Для  реализации данной функции необходимы специальные органы контроля, методы (способы) осуществления контроля, законодательная  база, регламентирующая деятельность органов контроля.

Бюджетно-финансовый контроль является разновидностью финансового контроля и проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использований финансовых ресурсов государства.

Контроль  этих процессов включает контроль законности и эффективности использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего и внешнего долга и государственных резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования государственного имущества, закрепленного за государственными органами, предприятиями и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

Итак, целью  написания данной работы выступает  изучение бюджетно-финансового контроля, его организации в Республике Беларусь, а также совершенствование  в рыночной экономике.

Для достижения цели ставились следующие  задачи:

- раскрыть сущность бюджетно-финансового  контроля;

- рассмотреть систему органов,  осуществляющих бюджетно-финансовый  контроль, их задачи и функции;

- изучить организационные основы  проведения бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь

- определить  возможные пути совершенствования  системы бюджетно-финансового контроля  в Республике Беларусь.

Данная  работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Работа  выполнена на основе изучения законодательной  базы Республики Беларусь, а именно: Бюджетный кодекс Республики Беларусь, Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 (ред. от 09.03.2010) "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь"; учебных пособий, монографий, статей в периодической печати, статистических данных, данных официальных интернет-источников: официальный сайт Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, официальный сайт Минфина.

Степень разработанности в экономической  литературе: в экономической литературе бюджетно-финансовому контролю уделяется  достаточное внимание в работах  таких авторов, как: Воробьев, М.К. Финансовый контроль; Ромаш, М.В. Государственный бюджет; Ханкевич, Л.А. Финансовый и налоговый контроль: ответы на экзаменационные вопросы; Сатарова, Н.А. Бюджетное право.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Сущность бюджетно-финансового  контроля

 

 

 

Понятие «контроль» тесно связано с понятием «управление». Проводить контроль ради контроля нецелесообразно, но управление, особенно управление сложными системами, без контроля может стать бессмысленным.

Контроль - неотъемлемая часть системы регулирования, одна из форм обратной связи, благодаря  которой субъект, управляющий системой, получает необходимую информацию о  ее действительном состоянии, что позволяет  ему правильно оценивать фактически сделанное, выявлять отклонения от цели и связанные с этим нежелательные  последствия. Анализ результатов контроля позволяет вскрыть ранее неизвестные  возможности и резервы системы, эффективность использования ею управленческих решений. Получая такую  информацию, субъект управления имеет  все предпосылки для правильной оценки движения управляемой системы  к поставленным целям и принятия необходимых корректирующих действий.

Финансовая  система общества в целом и  отдельные ее звенья — типичные сложные системы, управление которыми немыслимо без эффективного контроля. Управление финансовыми процессами, тесно связанными с производственными (экономическими) отношениями, оказывает  непосредственное влияние на общественное производство, а значит, и на общественную жизнь. Это управление важно для  всех составляющих финансовой системы: от финансов отдельных хозяйствующих  субъектов — до государственных  финансов. Поэтому финансовый контроль, т.е. контроль за функционированием  различных звеньев финансовой системы, объективно обусловлен потребностями  общественной жизни.

Долгое  время под финансовым контролем  понимали деятельность, связанную с  проверкой учетных записей и  наблюдением за полнотой поступления  государственных доходов. Однако постепенно это понятие стало трактоваться более широко.

Современное толкование понятия «финансовый  контроль» отличают многоплановость  его целей и многогранность задач. В настоящее время финансовый контроль - это не только проверка правильности ведения финансовой документации, соблюдения финансово-хозяйственного законодательства и выявление нарушений финансовой дисциплины. Это, прежде всего, важнейшая  функция управления финансовыми, а  через них - и экономическими процессами, имеющая специальную целевую  направленность, определенное содержание и специфические способы осуществления.

Такая интерпретация  финансового контроля давно признана в странах с развитой рыночной экономикой и нашла отражение  в международных документах. Например, в преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной  организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 году, указано: «Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом».

Целью финансового  контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений  принципов законности, эффективности  и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность  принять корректирующие меры, в отдельных  случаях привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный  ущерб или осуществить мероприятия  по предотвращению или сокращению таких  нарушений в будущем.

Современная теория финансов рассматривает финансовый контроль как форму реализации контрольной  функции финансов, определяя его  как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности субъектов  хозяйствования и управления с применением  специфических форм и методов  его организации.

Основу  контрольной функции финансов составляет движение финансовых ресурсов как в  фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовые отношения тесно связаны  с производственными, что позволяет  финансовому контролю отслеживать  происходящие экономические процессы, пропорции распределения денежных ресурсов, полноту и своевременность  их поступления в распоряжение хозяйствующих  субъектов, экономность и эффективность  использования.

Контрольная функция финансов в единстве с  другой функцией — распределительной - позволяет путем отслеживания движения финансовых ресурсов контролировать процессы распределения стоимости произведенного общественного продукта и соответственно управлять этими процессами.

Сигналы контрольной функции финансов имеют  форму количественных параметров соответствующих  финансовых показателей. Поэтому исключительно  важны достоверность финансовой информации, ее соответствие реальному  положению дел в каждом звене  финансовой системы. Обеспечение достоверности  информации — основная обязанность  финансового контроля.

Таким образом, с точки зрения теории финансов финансовый контроль — это одна из функций  системы управления финансовыми  отношениями, основной задачей которой  является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного  управляемого объекта с целью  определения обоснованности и эффективности  управленческих решений и степени  их реализации, выявления отклонений, о которых целесообразно информировать  органы, способные повлиять на улучшение  ситуации [1, с. 10].

Задачами  финансового контроля на макроуровне  являются:

- реализация финансовой политики государства, создание условий для финансовой стабильности;

- обеспечение процесса формирования и эффективного использования централизованных фондов денежных средств;

- контроль за соответствием действующих форм и методов реализации финансовых отношений;

- выявление и устранение диспропорций в распределении финансовых ресурсов по отраслям и территориям.

К основным задачам финансового контроля на микроуровне относятся:

- обеспечение соблюдения предприятиями действующего законодательства в области налогообложения и финансов;

- обеспечение своевременного и полного выполнения субъектами хозяйствования финансовых обязательств перед бюджетом;

- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов;

- содействие рациональному расходованию всех видов ресурсов, правильное ведение бухгалтерского учета, составления отчетности и др. [2, с. 79].

Многообразие  финансовых отношений, субъектом которых  выступает государство, обусловливает  широкую сферу деятельности государственного финансового контроля. Это бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, страховой, таможенный и другие виды финансового контроля, осуществляемого государственными органами в пределах своей компетенции. Перечень задач, решаемых органами государственного финансового контроля, весьма разнообразен. Это обстоятельство предопределяет разделение функций между институтами государственного финансового контроля путем закрепления за каждым органом определенной сферы деятельности, т.е. его компетенцию.

Информация о работе Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие