Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Финансовый контроль, являясь элементом управления финансами, представляет собой деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций, учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Финансовый контроль позволяет обеспечить процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях национального хозяйства.

Содержание работы

Введение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…………
4
1
Сущность бюджетно-финансового контроля……………………………..
6
2
Органы, осуществляющие бюджетно-финансовый контроль, их задачи и функции……………………………………………………………………

14
3
Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие…..…..…..…..…..…………………………………………...

21

Заключение…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..…..………….
32

Список использованных источников…..…..…..…..…...............................
35

Файлы: 1 файл

бюджетно-финансовый контроль.docx

— 81.96 Кб (Скачать файл)

В процессе своей работы ГКРУ взаимодействует с другими контролирующими и правоохранительными органами [1, с. 137].

К полномочиям  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекций  Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по контролю за соблюдением  бюджетного законодательства относится  осуществление в пределах их компетенции  контроля за поступлением доходов в  республиканский бюджет и местные  бюджеты.

К полномочиям  таможенных органов Республики Беларусь по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление  в пределах их компетенции контроля за поступлением доходов в республиканский  бюджет.

К полномочиям  местных исполнительных и распорядительных органов по контролю за соблюдением  бюджетного законодательства относится  осуществление в пределах их компетенции  контроля за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым  расходованием средств соответствующих  местных бюджетов и нижестоящих  бюджетов, своевременным возвратом  бюджетных средств, выданных местными исполнительными и распорядительными  органами и полученных ими на возвратной основе, своевременным и полным внесением  процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе.

К полномочиям  распорядителей бюджетных средств  по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление  в пределах их компетенции контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом ими бюджетных средств, выданных на возвратной основе, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе [6].

Итак, высшим специализированным органом финансового  контроля, существующим в Республике Беларусь, является Комитет государственного контроля Республики Беларусь. Также бюджетно-финансовый контроль осуществляют Министерство финансов и финансовые органы (финансовые органы, возглавляемые Министерством финансов, контролируют процессы мобилизации и использования бюджетных фондов), Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, таможенные органы Республики Беларусь. В системе Министерства финансов контрольные функции выполняет исключительно Главное контрольно-ревизионное управление (ГКРУ) и его аппарат на областном, городском и районном уровнях. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Организация бюджетно-финансового  контроля в Республике Беларусь  и его развитие

 

 

 

Успешное реформирование белорусской  экономики кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание эффективной финансовой системы и, соответственно, адекватной системы финансового контроля [7, с. 99].

Контроль  присутствует на всех стадиях бюджетного процесса. В частности, на стадии составления бюджета представительная власть контролирует выполнение исполнительной властью предусмотренных Законом сроков представления материалов по проекту бюджета. Рассматривая в постоянных комиссиях и на сессии представленные исполнительной властью проекты бюджетов, представленная власть контролирует выполнение законов, касающихся доходов и расходов бюджета, и в первую очередь пакета законов о налогах, об образовании, здравоохранении, культуре, приоритетном развитии села и агропромышленного комплекса и др. Однако именно на стадии исполнения бюджетный контроль имеет наибольшее значение, так как именно в процессе исполнения бюджета реализуются установленные законом бюджетные показатели. В ходе исполнения бюджета проверяется качество бюджетного планирования в целом, выполнение государственными органами своих бюджетных полномочии. Вся работа по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета окажется бессмысленной, если в процессе исполнения не будет обеспечено выполнение закона о бюджете на конкретный финансовый год. Поэтому исполнение бюджетов всех уровней находится под постоянным контролем [3, с. 39].

Непосредственно исполнением бюджета занимаются финансовые органы. От их четкой работы в решающей мере зависит выполнение бюджета. Поэтому вышестоящие финансовые органы осуществляют контроль за работой нижестоящих финансовых органов. Это внутриведомственный контроль, но он имеет особенность, заключающуюся в том, что ревизии и проверки финансовых органов выходят за рамки ведомства, поскольку объектами проверок одновременно являются предприятия, организации, учреждения.

Возглавляет работу на этом участке Главное контрольно-ревизионное управление Министерства финансов. Оно организует и проводит проверки работы областных и Минского городского финансовых управлений соответствующих налоговых органов по составлению и исполнению их бюджетов.

 

За прошедший период контрольно-ревизионная служба заняла достойное место среди контролирующих органов Беларуси.

Задачи, которые изначально ставились при  создании структуры, сохраняются и  сейчас. Главные среди них - контроль за рациональным использованием средств  государственного бюджета, своевременным  выполнением обязательств перед  казной, правильным и законным расходованием  бюджетных и собственных средств  учреждений, предприятий и организаций.

В течение  многих лет работа претерпевала серьезные  изменения, постоянно совершенствовалась, так как с годами все более изощренными и хитроумными становились способы нарушений в процессе финансово-хозяйственной деятельности.

В 2010 году 330 ревизоров КРУ провели 2,3 тыс. проверок. Выявлено вреда, незаконного получения  бюджетных средств, использования  их не по целевому назначению и с  нарушением законодательства более  чем на 60 млрд р. Предотвращены незаконные расходы в размере 16 млрд р. Установлено и поставлено на учет неучтенного имущества на 1,6 млрд р. Сумма административных штрафов, взысканных за допущенные нарушения, превысила 3 млрд р. Материалы более 400 проверок с суммой выявленного вреда более 40 млрд р. направлены в правоохранительные органы. К административной ответственности привлечено почти 950 должностных лиц с наложением штрафов на 300 млн р., к дисциплинарной и материальной ответственности привлечены более тысячи нарушителей [8, с. 21].

В 2011 году Комитет государственного контроля продолжал целенаправленную работу по эффективной реализации экономических  интересов государства, разрешению актуальных проблем в экономике.  

В результате действий Комитета сэкономлено и  предотвращено выплат государственных  средств на сумму 219,6 млрд. руб., что в 2,4 раза больше, чем в 2010 году. При сокращении количества проверок субъектов хозяйствования на 15,5% (с 4603 до 3889) по сравнению с предшествующим годом взыскано в бюджет 448,9 млрд. руб., в доход государства обращено товарно-материальных ценностей и поставлено на учет (дооценено) объектов основных средств в организациях на сумму 561,3 млрд. руб. [9].

Комплексные проверки финансовых и налоговых  органов проводятся не реже одного раза в три года по планам, утверждаемым Министерством финансов. Для более полной и всесторонней характеристики состояния экономической и контрольной работы финансовых и налоговых органов проводятся проверки на предприятиях и в учреждениях. Изучается действенность принимаемых мер по изысканию и мобилизации дополнительных доходов, обеспечению своевременного и бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий. Проведению комплексной проверки предшествует тщательная подготовка и изучение имеющихся материалов. Затем составляется план с указанием конкретных объектов, вопросов, исполнителей и сроков представления материалов. Комплексная проверка назначается приказом министра финансов. Ее возглавляют, как правило, руководящие работники ГКРУ. Сроки проверки не должны превышать 30 дней.

В обязательный перечень проверяемых вопросов входят: соблюдение действующего законодательства, регулирующего бюджетные правоотношения, соблюдение действующего порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.

Проверяется организация работы финансовых органов  по контролю за выполнением доходной части бюджета, ее координация с  налоговыми органами, кредитными учреждениями. Особое место занимает контроль за применением налоговыми органами предоставленных им прав в части применения финансовых санкции и административных штрафов к нарушителям налогового законодательства.

Контроль  за работой финансовых органов по расходам состоит в проверке обоснованности планируемых расходов, их соответствия обязательным финансовым нормативам. Финансовые органы обязаны осуществлять постоянный контроль за использованием бюджетных средств в учреждениях образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, в жилищно-коммунальном хозяйстве.

По результатам  проверки руководитель бригады составляет сводный акт, в котором приводятся данные об исполнении бюджета, дается краткая характеристика экономической и контрольной работы каждого отдела проверяемого финансового органа. Здесь же отражаются результаты проверки работы налоговых органов.

Итоги комплексной  проверки финансового органа по исполнению бюджета рассматриваются на заседании  коллегии областного финансового управления и в вышестоящем налоговом органе. По результатам рассмотрения руководители указанных органов управления издают приказы.

Завершающим этапом является рассмотрение итогов комплексной проверки на заседании  коллегии Министерства финансов. Таким образом, контроль за работой нижестоящих финансовых органов по исполнению бюджета не противоречит норме закона о самостоятельности бюджетов всех уровней. В данном случае речь идет о контроле как элементе управления. Бюджетная система Республики Беларусь состоит из более, чем 1700 бюджетов, ее обслуживанием занимается около 200 финансовых органов. Их работа, как и работа любого другого органа, должна контролироваться и проверяться вышестоящими органами.

Как уже  отмечалось, совершенствованию финансового  контроля в республике уделяется  большое внимание. Совершенствуются прежние и вырабатываются новые подходы к организации и координации финансового контроля.

Приведенный порядок организации контроля за исполнением бюджета начиная с 1999 г. претерпел определенные изменения. Советом по координации действии контрольных органов и органов государственного управления в октябре 1998 г. принят «Порядок организации и проведения комплексных ревизий и проверок работы местных исполнительных и распорядительных органов власти по обеспечению социально-экономического развития регионов, соблюдению действующего финансового, бюджетного и налогового законодательства» [3, с. 44].

Кардинальные  изменения в контрольной работе Минфина произошли в 2004 году. Именно в этот период были созданы главные управления Министерства финансов по областям и Минску. Вместе с контрольно-ревизионной службой они объединили сотрудников органов государственного казначейства, страхового надзора, ценных бумаг. В состав главных управлений вошли вновь образованные отделения по районам, городам областного и районного подчинения. Таким образом, были сформированы единые структуры. В их состав вошли работники органов государственного казначейства - представители предварительного контроля, которые следят за процессом до совершения хозяйственной операции. А также работники ревизионных органов, осуществляющие последующий контроль после выполнения работ, оказания услуг, оплаты или получения денежных средств. При этом главные управления стали напрямую подчиняться Министерству финансов. Напомним, до этого ревизоры Минфина находились в определенной зависимости от местных властей, так как входили в состав районных и городских финансовых отделов исполкомов. Обновленный союз подразделений Минфина положительно сказался на результатах работы.

С 2010 года принципиально изменились подходы  к организации и проведению проверок в стране - вступил в силу Указ Президента № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Документ ужесточил требования к организации и проведению проверок, обоснованности их назначения, качеству проведения и оформления результатов, а также к реализации материалов проверок. Такие меры позволили сократить число проверок в организациях и субъектах хозяйствования, заметно повысив при этом их качество. Если в 2008 году сотрудники контрольно-ревизионного управления Минфина провели 3091 проверку и выявили вреда на 56,2 млрд. рублей, то в 2010-м эти показатели составили соответственно 2297 и 48,7 млрд. [8, с. 22]. В 2011 году в результате действий Комитета сэкономлено и предотвращено выплат государственных средств на сумму 219,6 млрд. руб., что в 2,4 раза больше, чем в 2010 году [9].

В соответствии с данным Указом контрольная (надзорная) деятельность осуществляется при соблюдении следующих принципов:

- презумпции  добросовестности и невиновности  проверяемого субъекта;

- законности  при назначении, проведении, оформлении  результатов проверки, вынесении  решений и рассмотрении жалоб  на решения контролирующих (надзорных)  органов, требования (предписания)  об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

- открытости  и доступности нормативных правовых  актов, в том числе технических  нормативных правовых актов, устанавливающих  обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем их размещения на сайтах государственных органов и иных организаций;

Информация о работе Организация бюджетно-финансового контроля в Республике Беларусь и его развитие