Финансовый контроль и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового контроля и его развитие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………...5
1.1. История развития финансового контроля в России…………………5
1.2. Понятие и сущность финансового контроля………………………...9
1.3. Виды и методы проведения финансового контроля………….........16
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ……….29
2.1. Счетная палата Российской Федерации…………………………….29
2.2. Центральный Банк Российской Федерации………………………...32
2.3. Министерство финансов Российской Федерации………………….33
2.4. Министерство по налогам и сборам………………………………...35
2.5. Федеральная таможенная служба…………………………………...39
3. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………...5

1.1. История развития  финансового контроля в России…………………5 
1.2. Понятие и сущность финансового контроля………………………...9 
1.3. Виды и методы проведения финансового контроля………….........16

2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ  ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ……….29

2.1. Счетная палата  Российской Федерации…………………………….29 
2.2. Центральный Банк Российской Федерации………………………...32 
2.3. Министерство финансов Российской Федерации………………….33 
2.4. Министерство по налогам и сборам………………………………...35 
2.5. Федеральная таможенная служба…………………………………...39

3. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО  КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….42 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В любом обществе, где  существуют товарно-денежные отношения, объективно необходимым выступает  финансовый контроль. Это контроль за финансовой деятельностью государства, предприятий, организаций, учреждений, то есть экономических субъектов. Он контролирует движение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового  контроля является отчетная документация, поэтому уровень организации  бухгалтерского, бюджетного и налогового учета играет важную роль в осуществлении  финансового контроля.

Основным содержанием  финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов  государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления, содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике.

Актуальность выбранной  темы курсовой работы обусловлена тем, что действенная система финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает основной предпосылкой качественного преобразования процесса экономики в целом. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах экономики.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового контроля и его развитие.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие  задачи:

  • рассмотреть историю развития финансового контроля в РФ;
  • рассмотреть понятие и сущность финансового контроля;
  • ознакомиться с видами и методами проведения финансового контроля;
  • ознакомиться с органами, осуществляющими финансовый контроль;
  • рассмотреть развитие финансового контроля в Российской Федерации.

Объектом исследования курсовой работы являются финансовые отношения.

Предметом исследования выступает система финансового  контроля, возникающая в процессе реализации финансовых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

 

1.1. История  развития финансового контроля  в России

 

История финансового контроля России берет свое начало в первом своде законов − Русская Правда (XI век). Именно в этом документе в ст. 35, 36, 37 закреплялось право высшего должностного лица − князя на денежный контроль. В целом нормы Русской Правды были направлены на обеспечение справедливого по тем временам баланса между общинами и государством.

Созданный Владимиром Мономахом Устав (XII век) дополнил Русскую Правду и придал финансовому контролю более строгий и упорядоченный характер. В новгородской республике в период удельной раздробленности (XII − XIV век) контроль над управлением финансами государства оставался важнейшей функцией веча.

В правление Ивана III для  управления государством были созданы 25 учреждений − Приказов, и практически все приказы имели отношение к финансовому контролю. Создавая новую систему управления, Иван III создал и Казну − общегосударственное ведомство, хранившее деньги и драгоценности. До середины XVI века на Руси не существовало единой системы налогообложения, лишь при Иване Грозном была проведена перепись земель и введена единица податного обложения − «большая соха», тем самым установлена единая налоговая система.

При становлении династии Романовых взаимоотношения общества и власти стали регламентироваться законами Соборного Уложения 1649г., разработанного и принятого Земским собором. В Уложении в число особо опасных вошли преступления и против денежной монополии государства.

Первый орган государственного финансового контроля России − Большая Казна. Он действовал с конца XV века для того, чтобы четко определить полномочия и упорядочить финансовый контроль. Указом Алексея Михайловича Романова 10 марта 1656г. был учрежден Приказ Счета Большой казны (Счетный Приказ). Счетный Приказ стал неким прообразом современной Счетной Палаты России. Счетный Приказ вел учет доходов и расходов государства по книгам и документации других центральных приказов и земельных учреждений, требовал отчетов от местных финансовых органов.

В связи с учреждением 10 марта 1656г. Приказа Счета Большой  казны (Счетного Приказа), положившего начало государственному финансовому контролю в России, В.В. Путиным было подписано распоряжение о принятии предложения Правительства Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации о праздновании в 2006г. 350-летия установления государственного финансового контроля в России.

Реформы Петра I изменили организацию государственного финансового контроля. Упразднив Думу, Петр I возложил на Сенат обязанности контроля. Если Ближняя канцелярия сверяла счета и итоги, наблюдая за законностью расходования средств, то Сенату принадлежала высшая ревизия полезности, своевременности и хозяйственности государственных расходов. Поскольку ревизия была рассредоточена по двум учреждениям, ее деятельность не принесла заметных результатов.

В 1718г. для счета всех государственных приходов и расходов была учреждена Ревизион-Коллегия и финансовые органы в провинции, которые представляли отчеты о движении сумм и соображения о найденных злоупотреблениях.

В XVIII веке организация финансового контроля не достигла серьезных успехов: менялись названия, разделялись функции, но отсутствие независимости у контрольных органов тормозило развитие. Лишь в XIX веке при реформах М. Сперанского государственный контроль по существу стал независимым. Управлению ревизией государственных счетов были предоставлены широчайшие полномочия. А одной из обязанности было «усмотреть выгоды, приобретенные казной при разных операциях».

Это были ростки, говоря современным языком, аудита эффективности. Введение должности Государственного контролера и учреждение особого независимого ведомства привели к позитивным изменениям.

Ведомственный контроль был сохранен, но утратил свое самостоятельное  значение. Хотя к концу царствования Александра I многие реформаторские изменения  были сведены на нет. В том числе и важнейший принцип финансового контроля − осуществлять ревизию по первичным документам, что, несомненно, давало возможность чиновникам скрывать подлинное положение.

При Николае I счетные  отделения Казенных палат появились  во всех губерниях. Значительно расширились штаты финансовых контролеров, были предусмотрены льготы.

Эпоха Александра II подарила России легендарного в своем роде государственного деятеля − В.А.Татаринова. Основываясь на опыте изучения работы контрольно-счетных учреждений европейских стран, он предложил проект реформы государственного контроля, в которой были развиты идеи о независимости финансового контроля. К сожалению не все из начинаний увидели свет. Однако к концу 19 века сложилась система контроля, в основу которой легли идеи реформатора.

Началом преобразований явилось наведение должного порядка  в системе государственной отчетности, а именно введением единства бюджета  и единства кассы, закрепленных законом  в 1862г. С этого же года роспись  государственных доходов и расходов стала ежегодно публиковаться.

Введение новой контрольно-ревизионной  системы позволило создать в  губерниях независимые от местных  властей контрольные палаты. Постепенно общественное мнение по-новому стало  воспринимать значение контрольного финансового органа для улучшения управления финансами и предотвращения финансовых нарушений.

В 1892г. в России был  принят Закон о Государственном  контроле. Высший орган государственного финансового контроля − Государственный контроль был самостоятельным и равноправным государственным ведомством.

Уже в начале XX века возникла идея о необходимости приблизить финансовый контроль к Думе, нежели к Правительству. Депутаты требовали контроля не цифр, а целесообразности расходов и качества хозяйственной деятельности. С целью обеспечения подлинной независимости государственного контроля вводилась система несменяемости контролеров, усиливалась их социально-правовая защита.

Временное Правительство  предоставило Госконтролю широкие  полномочия: проводить проверки во всех отраслях хозяйства и возбуждать уголовные дела. В марте 1917г. был принят закон, который позволял привлекать для контроля и представителей общественности.

В советское время  контрольные органы не раз реорганизовывались. В итоге сложилась система, при  которой Государственный контроль состоял из Комиссии советского контроля СССР (затем Комитета народного контроля) и аналогичных комиссий в союзных республиках. Эти структуры функционировали под непосредственным руководством партии. При массовости народный контроль не обеспечивал необходимого качества финансового контроля. Бюджетно-финансовый контроль вело Министерство финансов СССР. В целом государственная система контроля включала: партийный, государственный, народный и общественный контроль. Однако система, ориентированная только на выявление нарушений давала сбои и не работала на достижение эффективности расходования государственных средств.

Принятая в 1993г. Конституция  РФ в должной степени не отразила вопросы финансового контроля. В ст.101-103 включены контрольные полномочия парламента и очень кратко освещен вопрос организации контроля исполнения федерального бюджета. В этих условиях осуществлялся только внутренний контроль Минфином России.

Вместе с тем, в ст.101 п.5 Конституции указано, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом». В соответствии с этим 11 января 1995г. был принят федеральный закон «О Счетной палате РФ» и создан принципиально новый орган государственного финансового контроля независимый от исполнительной власти и осуществляющий внешний контроль над управлением государственными финансовыми средствами.

Начиная с 1995г. в соответствии с Бюджетным кодексом РФ контрольно-счетные органы были образованы почти во всех субъектах РФ.

 

1.2. Понятие и сущность финансового контроля

 

Контроль, являясь одной  из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяют виды контроля: экономический, статистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Рассмотрим более подробно финансовый контроль.

Как форма реализации контрольной функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах с рыночной экономикой роль финансового контроля особенно велика, так как важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

Финансовый контроль − это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержание финансового  контроля раскрывается через его цель и задачи, элементы, совокупность которых образует систему контроля и принципы организации.

Цель финансового контроля заключается в своевременном  получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель финансового контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами финансового контроля являются:

  • обеспечение финансовой безопасности государства и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
  • выполнение субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
  • соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
  • повышение эффективности финансовой политики государства.

Информация о работе Финансовый контроль и его развитие