Финансовый контроль и его развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение финансового контроля и его развитие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..........3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ…………...5
1.1. История развития финансового контроля в России…………………5
1.2. Понятие и сущность финансового контроля………………………...9
1.3. Виды и методы проведения финансового контроля………….........16
2. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ……….29
2.1. Счетная палата Российской Федерации…………………………….29
2.2. Центральный Банк Российской Федерации………………………...32
2.3. Министерство финансов Российской Федерации………………….33
2.4. Министерство по налогам и сборам………………………………...35
2.5. Федеральная таможенная служба…………………………………...39
3. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

Налоговые органы в соответствии со ст. 31 частью 1 Налогового кодекса  РФ обладают следующими правами:

  • требовать от налогоплательщика или иного обязанного лица документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;
  • проводить налоговые проверки и изымать по акту документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, когда есть основание полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  • приостанавливать операции по счетам лиц в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков и иных обязанных лиц;
  • осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  • определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет;
  • требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  • взыскивать недоимки по налогам и пени;
  • предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций за налоговые правонарушения;
  • требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения;
  • привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков;
  • вызывать свидетелей, обладающих информацией о налоговых правонарушениях;
  • заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

В обязанности налоговых органов входит:

  • соблюдение законодательства о налогах и сборах;
  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • ведение учета налогоплательщиков;
  • проведение разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатное информирование налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и т.д.;
  • осуществление возврата или зачета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;
  • соблюдение налоговой тайны;
  • направление налогоплательщику копии актов налоговой проверки и решения налогового органа, а также требования об уплате налога и сбора.

Кроме того, налоговые  органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в результате своих неправомерных  действий или бездействия или  же неправомерных действий (бездействия) работников этих органов при исполнении ими своих обязанностей. Причиненные убытки должны быть возмещены из средств федерального бюджета.

Министерство РФ по налогам  и сборам:

  • проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и других платежах в бюджет;
  • разрабатывает формы налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет, а также формы отчетов о проведенной государственными налоговыми инспекциями работе;
  • обобщает практику применения нормативных актов по налогам;
  • производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;
  • организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;
  • координирует проведение с правоохранительными и контролирующими органами субъектов РФ мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;
  • получает, обобщает и анализирует отчеты государственных инспекций о проделанной работе и разрабатывает предложения по ее совершенствованию, проводит обследования и проверки организации работы налоговых инспекций на всех уровнях, принимает меры к устранению выявленных недостатков и нарушений;
  • осуществляет контроль за состоянием инспекторской работы налоговых инспекций в субъектах РФ;
  • подготавливает совместно с Минэкономики РФ и Минфином РФ и реализует межправительственные соглашения об избегании двойного налогообложения доходов и имущества юридических и физических лиц стран-участниц;
  • координирует работу по взаимодействию с органами государственной власти и управления всех уровней.

 

2.5. Федеральная таможенная служба

 

Таможенное дело в  Российской Федерации в соответствии со ст. 8 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) осуществляют непосредственно таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами. Они образуют единую систему, включающую:

  • Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ);
  • региональные таможенные управления РФ;
  • таможни РФ;
  • таможенные посты РФ.

Кроме того, в систему  таможенных органов входят таможенные лаборатории, научно-исследовательские  учреждения, учебные заведения, вычислительные центры и другие объекты, подведомственные ГТК РФ, деятельность которых способствует решению задач, стоящих перед таможенными органами.

Правовую основу деятельности таможенных органов составляют Конституция  РФ, Таможенный кодекс РФ, другие федеральные  законы, указы и распоряжения Президента, постановления и распоряжения Правительства РФ.

Общее руководство таможенным делом в России осуществляют Президент  РФ и Правительство РФ. Возглавляет систему таможенных органов Государственный таможенный комитет РФ, являющийся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом Российской Федерации.

Основными задачами ГТК являются следующие:

  • обеспечение экономической безопасности и защита экономических интересов РФ;
  • обеспечение единства таможенной территории РФ;
  • организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности;
  • обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ.

Государственный таможенный комитет РФ в соответствии со ст. 19 ТК РФ выполняют следующие функции:

  • участвует в разработке и реализации таможенной политики РФ;
  • организует взимание таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, а также иных таможенных платежей;
  • выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает их, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей;
  • обеспечивает самостоятельно, а также во взаимодействии с другими правоохранительными органами контроль за соблюдением режима зоны таможенного контроля, организует систему охраны объектов таможенной инфраструктуры, осуществляет иные меры по охране таможенной границы РФ;
  • создает и совершенствует систему мер, обеспечивающих соблюдение законодательства о таможенном деле, а также иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ;
  • участвует в организации экспортного контроля, контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Российской Федерации материалов и культурных ценностей;
  • организует осуществление валютного контроля, а также выполняет функции органа валютного контроля;
  • обеспечивает участие таможенных органов РФ в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;
  • организует ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;
  • обеспечивает выполнение таможенными органами РФ функций органов дознания в соответствии с действующими законодательными актами.

ГТК РФ возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от нее Президентом РФ. Заместители председателя ГТК РФ назначаются на должность и освобождаются от нее по представлению председателя ГТК Правительством РФ.

Председатель ГТК руководит, деятельностью подчиненных ему  таможенных органов на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций.

Финансирование ГТК  осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

В связи с этим РТУ  решает задачи и выполняет функции аналогичные тем, которые возложены на ГТК РФ. Разница заключается лишь в том, что РТУ осуществляют руководство таможенным делом только на территории соответствующего таможенного региона.

Непосредственно таможенный контроль, взимание таможенных сборов и налогов, предотвращение контрабанды и другие функции в сфере таможенного дела осуществляют таможни и таможенные посты.

 

3. РАЗВИТИЕ  ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

Проведенные в последние  годы рыночные преобразования не только существенно изменили облик российской экономики, но и обусловили необходимость радикального реформирования многих государственных структур, призванных перестроить свою деятельность с ориентиром на достижение реальных результатов. Одной из таких структур являются органы государственного финансового контроля, из-за недостаточно эффективной работы которых экономика страны и ее государственный сектор несут сегодня значительные потери. Слабость государственного финансового контроля, вызванная отсутствием законодательно регламентированной системы его осуществления и правовой неопределенностью содержания работы его органов, приводит к нецелевому использованию государственных средств, а иногда ведет к их прямому расхищению и утрате.

Осуществляемый ныне государственный финансовый контроль не носит превентивного профилактического характера. Связано это с тем, что он выступает, как правило, регистратором нарушений, а не инструментом их предупреждения. Государственные контролеры, фиксируя нарушения и недочеты в организации движения денежных средств, мало уделяют внимания тем правовым прорехам в российском законодательстве, которые порождают эти злоупотребления и нарушения. Более того, мало уделяется внимания тому, чтобы нанесенный экономике страны ущерб был бы возмещен полностью и в кратчайшие сроки.

Недостатки в содержании и нацеленности государственного финансового  контроля во многом связаны с несовершенством  его организационного построения. Наличие множества контролирующих структур различной ведомственной подчиненности с одинаковыми или похожими функциями затрудняет и осложняет их работу. Между органами, осуществляющими государственный финансовый контроль, нет должной координации: они не увязаны в единую, стройную систему, все составные части которой работают в едином ритме, преследуют единые цели − обеспечение полноты и своевременности формирования ресурсов в распоряжении государства, сохранности и эффективного использования государственной собственности, законности, высокой результативности и целевого расходования всех государственных средств. Именно поэтому сегодня назрела необходимость радикальных изменений не только в содержании государственного финансового контроля, но и в его организации, правовом обеспечении, ином, чем прежде, взаимодействии контролирующих органов.

Говоря о необходимости создания российской системы государственного финансового контроля, следует акцентировать внимание на том, что она должна быть выстроена заново с использованием таких методологических, организационных и правовых основ, которых не существовало в условиях унитарного советского государства с его административно-командными методами управления. При этом следует помнить, учитывая, в том числе и зарубежный опыт, что развитие децентрализованной рыночной экономики может быть обеспечено лишь при условии строгого и последовательного контроля, особенно в бюджетной сфере.

Огромная роль в процессе исполнения бюджетов отводится исполнительным органам власти и их финансовым структурам, которые обязаны скрупулезно  проверять правильность и целевой характер использования предприятиями и организациями, в том числе негосударственного сектора экономики, выделенных им бюджетных ассигнований. При этом ведущую роль в осуществлении бюджетного контроля играют Минфин России и Министерства финансов в субъектах Российской Федерации; они тщательно контролируют составление и исполнение бюджетов, проверяют обоснованность проектов смет и расчетов, составляемых к проектам бюджетов, целесообразность выделения бюджетных средств в запланированных суммах, законность их расходования, состояния сметно-штатной дисциплины.

Неотъемлемой составной  частью государственного финансового  контроля в России должен стать контроль, осуществляемый в корпоративном  секторе экономики. Его специфика  заключается в том, что он нацелен  на проверку сохранности государственной собственности, ее преумножение и эффективное использование. Сегодня ни в коем случае нельзя допустить продолжение тех процессов середины 90-х годов XX в., которые были направлены не на цивилизованное разгосударствление государственной собственности, а на ее разбазаривание, увод наиболее привлекательных государственных активов в оффшорные зоны, существенное уменьшение доли государственной собственности путем несанкционированных эмиссий и т.п.

Систематически проводимый, всеобъемлющий и всесторонний государственный финансовый контроль со стороны специализированных контрольных органов должен способствовать рентабельной работе государственных предприятий, ставить непреодолимый барьер на пути незаконного банкротства государственных структур, вести осознанную и целенаправленную борьбу с дополнительной не санкционированной ФКЦБ эмиссией. В борьбе за сохранность и эффективность использования государственной собственности должна быть существенно повышена роль контрольно-ревизионного подразделения Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих структурных подразделений финансовых органов в субъектах РФ, которые обязаны полностью охватить контрольными мероприятиями все объекты государственной собственности.

Информация о работе Финансовый контроль и его развитие