Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет проводиться направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Файлы: 1 файл

Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы.docx

— 35.75 Кб (Скачать файл)

Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы

Курсовая работа по теме № 51

Выполнила студентка  группы ФКВ22 Тимошенко Е.В.

Министерство образования  Российской Федерации

Новосибирская Государственная  Академия экономики и управления

Кафедра финансов

Новосибирск 2002

Местные бюджеты

Введение: В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих  государству проводить экономическую  и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в  ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет проводиться направленное воздействие  на образование и использование  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Бюджет - это  форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления. Местное  самоуправление - обязательный компонент  демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно выбранные им представительные органы.

Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем  продукции и услуги которых также  являются важным компонентом обеспечения  жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства;

контроль за финансово  хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные органы в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной  финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Доходную часть местных  бюджетов характеризуют данные табл. 1

Таблица 1 Доходы местных  бюджетов Российской Федерации за 1997 г.

Наименование показателя

Млрд. руб.

% к общей сумме

Налоговые доходы

в том числе:

164974

64,3

1. Налог на прибыль

26579

10,3

2. Подоходный налог с  физических лиц

49586

19,3

3. Налог на добавленную  стоимость

21334

8,3

4. Акцизы

3137

1,2

5. Налог на имущество  с физических лиц

442

0,2

6. Налог на имущество  предприятий

24012

9,3

7. Платежи за использование  природных ресурсов

11969

4,6

Неналоговые доходы

в том числе:

6122

2,3

1. Доходы от государственной  собственности или от деятельности

2132

0,8

2. Доходы от продажи  принадлежащего государству имущества

803

0,3

Безвозмездные перечисления

в том числе:

85665

33,3

1. От других уровней  власти, из них:

78230

30,5

Дотации

35896

14,0

Субвенции

12922

5,0

Средства, перечисляемые  по взаимным расчетам

28869

11,2

Трансферты

543

0,2

2. От целевых бюджетных  фондов

383

0,1

Итого доходов

256761

100


Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В 1997 г. их удельный вес составил 23%. В состав собственных  доходов местных бюджетов входят:

Местные налоги и сборы:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц;

налог на рекламу;

налог на наследство или  дарение;

местные лицензионные сборы.

В свою очередь, земельный  налог включает: 1) земельный налог  и арендную плату за земли сельскохозяйственного  назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда; 2) земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения; 3) доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов; 4) возмещение потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованьям), в том числе:

доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной  собственности;

доходы от продажи земли;

доходы от продажи квартир  гражданам;

Средства обязательного  медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

Местные органы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяют шире проявлять  хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

Постоянно увеличиваются расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызвали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

от налога на добавленную  стоимость;

от акцизов;

от налога на прибыль (доход) предприятий;

от подоходного налога с физических лиц.

Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в  зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его  собственных доходов.

По объему и экономическому значению ведущее положение в  доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении  финансовыми ресурсами местных  органов власти, но и в повышении  из заинтересованности в мобилизации  средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

Существующая система  регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет  обеспечить необходимыми средствами местные  бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки  к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации  федеральных и региональных налогов.

В то же время используемый метод регулирования местных  бюджетов имеет недостатки. Основной из них – наличие элементов  субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что  выражается не всегда объективно установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением  в практику бюджетов планирования государственных  минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать  и утвердить нормы минимальной  обеспеченности каждого жителя набором  социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т.д.

Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

Развитие экономического потенциала страны, увеличение населения, расширение процесса урбанизации являются основными факторами увеличения числа и объема местных бюджетов.

Рост местных бюджетов непосредственно связан с процессом  урбанизации, следовательно, расширением  социальной инфраструктуры. В общем  объеме местных бюджетов постоянно  увеличивается удельный вес городских  и поселковых бюджетов.

Рост городских поселений, увеличение числа городских жителей, рост крупных городов, где бюджетные  расходы на одного жителя в пять-семь раз выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных бюджетов.

Расходная часть местных  бюджетов наиболее ярко отражает последствия  экономических и социальных процессов в стране.

Главные стороны деятельности местных органов власти – разработки и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию социально-коммунального хозяйства  и улучшению благоустройства  населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ исключительно из местных  бюджетов финансируются следующие  функциональные виды расходов:

содержание органов местного самоуправления;

формирование муниципальной  собственности и управление ею;

организация, содержание и  развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или в ведении  органов местного самоуправления;

организация, содержание и  развитие муниципального жилищно-коммунального  хозяйства;

муниципальное дорожное строительство  и содержание дорого местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и  переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных  органов;

организация транспортного  обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной  собственности или ведении органов  местного самоуправления;

обеспечение противопожарной  безопасности;

охрана окружающей природной  среды на территориях муниципальных  образований;

реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

обслуживание и погашение  муниципального долга;

целевое дотирование и  погашение муниципального долга;

целевое дотирование населения;

содержание муниципальных  архивов;

проведение муниципальных  выборов и местных референдумов.

Направление использования  средств местных бюджетов характеризуют  данные табл. 2

Табл.2 Расходы местных  бюджетов в 1997 г. (в ценах 1997 г.)

Наименование показателя

Млрд. руб

% у итогу

1. Государственное управление

12287

4,4

2. Правоохранительная деятельность

4100

1,4

3. Промышленность, энергетика  и строительство

3866

1,5

4. Сельское хозяйство  и рыболовство

5832

2,1

5. Транспорт, дорожное  хозяйство, связь и информатика

9355

3,3

6. Жилищно-коммунальное хозяйство

78632

28,0

7. Образование

75245

26,8

8. Культура и искусство

6216

2,2

9. Здравоохранение и физическая  культура

41728

14,9

10. Социальная политика 

31209

11,1

11. Прочие расходы

11814

4,2

12. Расходы целевых бюджетных  фондов

340

0,1

Итого расходов

280624

 

Главным направлением использования  средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением  человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов. Следует отметить, что  в расходах консолидированного бюджета  Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на образование – 67% (на дошкольное воспитание – 83%, начальное  общее среднее образование – 87%), на здравоохранение и физическую культуру – 55%, социальную политику – 49%, культуру и искусство – 45%.

Информация о работе Местные бюджеты, их роль и проблемы укрепления доходной базы