Проблема наполнения местного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – в соответствии с объектом и предметом познания на основании изученной методической, нормативно-правовой и учебной литературы определить сущность, основные характеристики и некоторые проблемы налогообложения на примере местных налогов, а так же изучить два основных вида местных налогов – земельный и налог на имущество физических лиц.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- усвоить исторический аспект местного налогообложения для лучшего понимания тенденций, закономерностей и причин того или иного пути развития в настоящем;
- изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой суть местных налогов, основных видов;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….3
Исторические аспекты возникновения местных налогов……………….5
Понятие местные налогов, общая характеристика, особенности……...9
Некоторые проблемы местного налогообложения……………………..11
Земельный налог………………………………………………………….13
Налог на имущество физических лиц…………………………………...17
Проблема наполнения местного бюджета………………………………20
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.11 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

     Введение ……………………………………………………………………….3

  1. Исторические аспекты возникновения местных налогов……………….5
  2. Понятие местные налогов, общая характеристика, особенности……...9
  3. Некоторые проблемы местного налогообложения……………………..11
  4. Земельный налог………………………………………………………….13
  5. Налог на имущество физических лиц…………………………………...17
  6. Проблема наполнения местного бюджета………………………………20

    Заключение……………………………………………………………………24

    Список использованной литературы………………………………………..26

 

Введение.

Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь  на положениях Европейской хартии местного самоуправления, закрепили самостоятельность  управления органами местного самоуправления, муниципальной собственностью, установления и исполнения местного бюджета.

Как известно, важнейшим  источником доходов бюджетов бюджетной  системы любого государства, в том  числе и России, являются налоги. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием системы налогов и сборов. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Проблемы налогообложения  постоянно привлекали внимание экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для  того, кто их выплачивает, - признак  не рабства, а свободы. Ф. Аквинский (1225 или 1226-1274) определял налоги, как  дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько  мудрости и ума, как определение  той части, которую у подданных  забирают, и той, которую оставляют  им. 1

Развитие местного налогообложения  является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной системы в Российской Федерации. Как и в других странах  с переходной экономикой, в России существует значительный разрыв между  степенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоящим  органам управления и степенью их налоговой самостоятельности. Поэтому  необходимость развития местного налогообложения  постоянно признается на федеральном  уровне.

Также местные налоги играют важную роль в формировании местных бюджетов, которые в свою очередь необходимы для социально-экономического развития соответствующих муниципальных образований. Для того чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять свои функции, они должны иметь финансовую базу.

Цель курсовой работы –  в соответствии с объектом и предметом  познания на основании изученной  методической, нормативно-правовой и  учебной литературы определить сущность, основные характеристики  и некоторые проблемы налогообложения на примере местных налогов, а так же изучить два основных вида местных налогов – земельный и налог на имущество физических лиц.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие  задачи:

- усвоить исторический  аспект местного налогообложения  для лучшего понимания тенденций,  закономерностей и причин того  или иного пути развития в  настоящем;

- изучить в соответствии с нормативно-правовыми документами, периодическими публикациями и методической литературой суть местных налогов, основных видов;

- рассмотреть некоторые  проблемы местного налогообложения  и пути их решения;

- обобщить результаты исследований в работе.

Решение поставленных задач способствует определению пути развития и совершенствования системы местного налогообложения.

 

 

    1. Исторические аспекты возникновения местных налогов, понятие.

Налоги возникли и развивались  вместе с государством. На самых  ранних ступенях государственной организации  начальной формой налогообложения  ученые считают жертвоприношение, которое  было неписаным законом и, таким  образом, становилось принудительной выплатой или сбором. Причем процентная ставка сбора была достаточно определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: «…и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу», т.е. «первоначальная ставка налога» составляла 10% от полученных доходов.

По мере развития государства  возникла «светская» десятина, которая  взималась в пользу влиятельных  князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных  странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой  Европы. Так, в Древней Греции в VII-VI вв. до н. э. представителями знати  были введены налоги на доходы в  размере одной десятой или  одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать  и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов-государств, строительство  храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов  беднякам и на другие общественные цели. В то же время, в древнем  мире имелось и серьезное противодействие  прямому налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный  гражданин не должен платить прямых налогов. Другое дело – пожертвования. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

Некоторые ученые выделяют следующие периоды исторического  развития местных налогов и сборов в нашей стране:

- дореволюционный период – конец IX – начало XX века (до 1917г.);

- советский период- 1918- 1990г.г.;

- российский период – с начала 90-х г.г. по настоящее время.

По мнению других, первое упоминание о налогах и сборах на территории российского государства  относится к XIII веку. Уже в то время  существовали понятия дань, ям, церковные и таможенные пошлины.

Установление местных  повинностей на уровне отдельных  поселений имело место на территории современного российского государства  еще в ранний феодальный период и  сохранялось на протяжении всей истории  развития государства, как на это  указывают исследователи.

Единственным объектом прямого  обложения в то время было право  пользования землей, которому соответствовала  обязанность уплаты платежей с земельного участка и натуральных повинностей. Размер обложения указывался в жалованных грамотах, выдаваемых Великим князем монастырям и боярам.

Все налоги в Московском княжестве в XIII — XIV в.в. взимались в силу обычая. С конца XV века получает распространение оброк, сначала на частных землях, позже — и на государственных.

С XVII века происходит регулирование  налогов на основании царских  указов. Так, царский указ от 7 февраля 1646 г. заменил множество налогов  одним налогом – налогом на соль. Такие акты были историческим прообразом актов о налоговых реформах.

О наличии местных финансов (налогов) в России упоминает В.В. Еремян: «Посадская община путем самообложения формировала так называемую мирскую казну, использование которой в нуждах общины реализовывали органы посадского самоуправления». М.М. Богословский также отмечает: «Земские выборные власти издавна производили сборы денег на разного рода мирские нужды, например на постройку храма, на посылку челобитья, на общие промышленные предприятия, на защиту интересов мира в суде. Цели и размер самообложения устанавливались на земском собрании».

Итак, XVII век характеризуется  разнообразием налогов и сборов. Общины, как органы местного самоуправления того времени, существовали на уровне уезда, волости, посада и села. Решения  об установлении налогов принимались  на сходах ее членов. Центральная же власть была озабочена сбором государственных  налогов, которые распределялись между  общинами. Представителям государства  запрещалось вмешиваться во внутренние дела общины.

В советский период в условиях административно-командной системы  управления народным хозяйством основным источником доходов бюджетов бюджетной  системы СССР были обязательные платежи  государственных организаций и предприятий, налоги и сборы не играли значительной роли в формировании доходов государственного бюджета, не считая налога с оборота.

Особенно активно формировалось  законодательство о налогах и  сборах, в том числе и о местных  налогах, в постсоветский период.

Cтановление и развитие местных налогов и сборов в России происходило неравномерно.

В период 90-х годов XX века число местных налогов и сборов было более 20. В эти годы начала формироваться  новая система местных налогов  и сборов, взамен существовавших в  советское время. На основании Указа  Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1981г. «О местных налогах  и сборах» предусматривалось  взимание налога с владельцев строений, земельного налога и налога с владельцев транспортных средств. Данный Указ регулировал  налоговые отношения до вступления в действие Закона Российской Федерации  от 27 декабря 1991г. № 2118-1 «Об основах  налоговой системы в Российской Федерации», который ввел в налоговую  систему специальную группу платежей — местные налоги. В нее были включены «собственно» налоги, сборы  и другие платежи, всего 22 платежа.

Налоговый кодекс Российской Федерации 1998г., сократил число местных  налогов до пяти, оставив земельный  налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение и местные лицензионные сборы. С 1 января 2005г. в НК РФ осталось два налога – земельный налог и налог на имущество физических лиц. В числе местных платежей в настоящее время отсутствуют сборы (гл.15 НК РФ).

Определение понятия «налог»  в российском государстве вырабатывалось юридической наукой и практикой в течение долгих лет.

Определение налога, сбора, пошлины и другого платежа  содержалось в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991г., в соответствии с которым  это – обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Но это определение, рассмотренное с позиций присутствия в нем признаков, характеризующих сущность налога, его содержания, очевидно не могло дать ответ на вопрос, что же считать налогом? Предпринимались отдельные попытки научного осмысления рассматриваемой категории, однако они носили формальный характер и не могли быть использованы для определения сущности налога. Со сложностями в отсутствие единого подхода к определению «налог» столкнулась и правоприменительная практика.

Впервые на законодательном  уровне легальное определение категории  «налог» закрепил НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.2

 

 

2. Понятие местные налогов, общая характеристика, особенности.

Местные налоги представляют собой обязательные платежи, устанавливаемые  в соответствии с законодательством  РФ представительными органами местного самоуправления и взимаемые на территории муниципального образования. Вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Согласно ст. 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.3  В исключение из этого правила в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге — местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.4 Ряд существенных элементов состава местных налогов также устанавливает федеральный законодатель (п. 4 ст. 12 части первой НК РФ)5.

 Представительными органами  муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах  и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые  льготы, основания и порядок их  применения.

 К местным налогам, в соответствии с НК РФ, относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество  физических лиц. 6

Местные налоги и сборы  являются составной частью налоговой  системы РФ, имеют ярко выраженный фискальный характер и предназначены  для финансового обеспечения  обязательными платежами бюджетных  расходов муниципальных образований. Однако муниципальные налоги и сборы  имеют ряд характерных признаков, отличающих их от государственных (федеральных и региональных) налогов:

поступления по этим платежам используются на нужды того муниципального образования, в пределах которого они  собраны или поступили от объектов налогообложения, принадлежащих муниципальному образованию;

Информация о работе Проблема наполнения местного бюджета