Характеристика объемных показателей и анализ динамики структуры расходной части бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 09:09, контрольная работа

Описание работы

В случае если доходы и расходы в бюджете разняться то дефицит или профицит бюджета.
Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Но мы рассматриваем расходную часть, поэтому остановимся на ней поподробнее.

Содержание работы

1. Бюджет. Состав расходной части бюджета.
2. Система бюджетных показателей. Характеристика показателей.
3. Анализ динамики структуры расходной части бюджета
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

0739846_C8641_harakteristika_obemnyh_pokazatelei_i_analiz_dinamiki_struktu.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Нижегородский институт менеджмента и бизнес.

 

 

 

 

 

 

 

Программированное задание

 

 

 

По дисциплине «Финансы и кредит»

 

На тему: «Характеристика  объемных показателей и анализ динамики структуры расходной части бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1. Бюджет. Состав расходной части бюджета.

2. Система бюджетных  показателей. Характеристика показателей.

3. Анализ динамики  структуры расходной части   бюджета 

4. Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Государственный  бюджет. Состав расходной части бюджета.

 

 

Бюджет — это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Функции государственного бюджета:

    • Регулирует денежные потоки государства, укрепляет связи между центром и субъектами федерации
    • Легально контролирует действия правительства
    • Несёт информацию о намерениях правительства участникам экономической деятельности
    • Определяет параметры экономической политики и задает рамки возможных действий правительства.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ

Расходная часть

Доходная часть

БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ  РФ

Расходная часть

Доходная часть

МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ

Расходная часть

Доходная  часть

 

Рисунок 1. Структура Государственного бюджета

 

 

 

 

 

Рис.2 Основные направления доходов и расходов.

Государственный бюджет — это основной финансовый план страны, имеющий силу закона.

Бюджет является способом перераспределения денежных доходов  населения, предприятий и других юридических лиц в интересах финансирования государственных и других общественных расходов.

Сбалансированный  бюджет — бюджет, в котором равны соотношения доходов и расходов.

Структура бюджетных  расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом в % (табл. 1.1, табл. 1.2).

Таблица 1.1

Структура бюджетных  доходов

Налоги, в том числе  акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор

75-85 %

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли

5-8 %

Взносы в государственные  фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы

10-12 %


Таблица 1.2

Структура бюджетных расходов

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных  властей на эти цели

40-50 %

Затраты на хозяйственные  нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ

10-20%

Расходы на вооружение и  материальное обеспечение внешней  политики, включая содержание дипломатических  служб и займы иностранным  государствам

10-20 %

Административно–управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих

5-10 %

Платежи по государственному долгу

7-8 %


Источник:Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass. ru)

В случае если доходы и  расходы в бюджете разняться  то дефицит или профицит бюджета.

Формирование доходов  бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации.

Но мы рассматриваем  расходную часть, поэтому остановимся  на ней поподробнее.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Капитальные расходы  составляют так называемый бюджет развития. Порядок его формирования определяется федеральным законом.

Текущие расходы бюджетов — расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений.

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

    • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
    • средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;
    • трансфертов населению;
    • бюджетных кредитов;
    • субвенций и субсидий;
    • инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
    • кредитов иностранным государствам;
    • средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Среди приоритетных расходов государственного бюджета выделяют:

    • социальные расходы;
    • военные расходы;
    • содержание судебной системы;
    • образование и здравоохранение.

Получателями бюджетных  средств являются бюджетные учреждения. Кредиты за счет бюджетных средств  могут предоставляться юридическим  лицам на основании законов о  бюджетах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Показатели расходования государственного бюджета.

 

Экономический показатель — показывает, характеризует состояние экономики, ее объектов, протекающих в ней процессов в прошлом, настоящем и в будущем. Экономические показатели представляют один из самых распространенных и эффективных инструментариев описания экономики, используемых в экономической науке и в управлении экономическими процессами.

В структуре экономических  показателей различают абсолютные, называемые также количественными и относительные. Подробнее остановимся на объемных показателях.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, объемные - показатели, обладающие числовым измерением и выраженные в физических или денежных единицах (штуках, единицах веса, объема, длины, площади, рублях, долларах).

К количественным показателям  относят объем производимой продукции в натуральном и в денежном измерении, величину издержек производства и обращения, выручку от реализации товаров и услуг, прибыль, доходы и расходы населения (страны, региона, семьи), объемы экспорта и импорта в натуральном и денежном измерении, величины внутреннего и внешнего долга, запасы сырья и многие другие аналогичные показатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ динамики  структуры расходной части   бюджета .

 

Рассмотрим динамику структуры расходной части бюджета г. Нижнего Новгорода. Расходы измеряются в рублях, что и будет количественным показателем.

 

Структура расходной  части бюджета г. Нижнего Новгорода.

 

 

Основные параметры  первоначально принятого бюджета  на 2010 год постановлением городской  Думы от 16.12.2009 года № 136 следующие:

общий объём доходов  бюджета - 14,4 млрд. руб.;

общий объём расходов бюджета - 14,9 млрд. руб.;

плановый размер дефицита бюджета -0,5 млрд. руб.

В течение года в бюджет городской  Думой 9 раз вносились изменения. Уточненные параметры бюджета:

общий объём  доходов бюджета - 19,9 млрд. руб.;

общий объём  расходов бюджета - 21,8 млрд. руб.;

плановый размер дефицита бюджета - 1,9 млрд. руб.

Фактическое исполнение городского бюджета за 2010 год характеризуется  следующими параметрами:

доходы в  сумме - 19,7 млрд. руб.;

расходы в сумме - 21,0 млрд. руб.;

дефицит бюджета - 1,3 млрд.

Представленный анализ исполнения бюджета 2010 года построен к  периоду с 2008 до 2009.

Бюджет города в 2010 исполнен по доходам на 98,9 % к уточненному  плану, по расходам на 96,5% к уточненному плану.

Доходная часть бюджета в 2010 году составила 19,7 млрд. руб., что на 511,3 млн. руб. меньше, чем в 2008 году и на 385,2 млрд. руб. больше, чем в 2009.

В период с 2008 по 2010 год  доля налоговых доходов выросла  с 39,9% до 43,9%, доля безвозмездных поступлений колеблется от 39,1% в 2008 до 45,2 % в 2009 и 40,7% в 2010, а доля неналоговых доходов планомерно снижается с 21% в 2008 до 15,4% в 2010.

Рассмотрим основные факторы, повлиявшие на данную динамику.

Основным налоговым  источником доходной части бюджета, как и в прошлые годы, был налог на доходы физических лиц. В 2010 году его показатель стал рекордным и составил 5,6 млрд. руб., что на 336,6 млн. руб., больше чем в 2009 и на 100,0 млн. больше, чем в «золотом» 2008.

Остальные налоговые доходы также росли как к уровню 2009, так и к уровню 2008 года. В этой связи хотелось бы отметить рост на 185,4 млн. руб. по сравнению с 2008 годом суммы поступлений от налога на имущество организаций.

У единого налога на вмененный  доход для всех видов деятельности (ЕНВД) несколько иная динамика. Он вырос на 5,7 % от уровня 2009 года, но показателей 2008 не достиг. Несомненно, на это повлияло и сокращение на 30% общего числа субъектов малого бизнеса.

В отношении неналоговых  доходов тенденция такова. Исполнение за 2010 год к уровню 2009 растет, но показатели 2008 года выполнены лишь наполовину.

Так доходы от использования  муниципального имущества (аренды земельных  участков и муниципального имущества) составили 2,1 млрд. руб., что на 106,5 млн.руб. больше чем в 2009 , но на 620,5 млн. руб., меньше чем в 2008.

Доходы от продажи  муниципального имущества составили 586,0 млн. руб., что на 185,1 млн. больше, чем в 2009, но на 560,3 млн. руб. меньше, чем  в 2008.

В доходах бюджета 2010 года 40,7 % составляют межбюджетные трансферты. В первоначально принятом бюджете запланированная сумма межбюджетных трансфертов была лишь 3 млрд. руб. В течение года дополнительно были получены и освоены еще 5 млрд. руб. Использование этих средств носило капитальный характер. Они были направлены на ремонты дорог, Канавинского моста, жилого фонда города, строительство ФОКа, приобретение жилья для ветеранов и инвалидов.

В целом за 2010 год безвозмездных  поступлений от вышестоящих бюджетов получено 8,0 млрд. руб., что на 715,9 млн. руб. меньше чем в 2009 году, и на 109,0 млн. руб. больше чем в 2008.

Расходная часть бюджета в 2010 году составила 21,0 млрд. руб., что на 778,4 млн. руб. больше, чем в 2009 году и на 595,8 млн. руб. меньше чем в 2008.

Депутатский корпус 4-ого  созыва, принимая бюджет на 2010 год, руководствовался рекомендациями федерального правительства о планировании максимально реалистичных параметров бюджета и выполнении всех социальных обязательств города.

Если сравнить структуру  расходов бюджета 2008, 2009 и 2010 годов получается следующее:

  - Расходы на социальную сферу растут из года в год. Причем увеличение расходов происходит как за счет межбюджетных трансфертов, так и за счет собственных доходов. С 2008 года финансирование социальной сферы увеличилось почти на 2 млрд. руб.

Информация о работе Характеристика объемных показателей и анализ динамики структуры расходной части бюджета