Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:37, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, его формирования, исполнения и организации, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Содержание работы

Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан
1.3 Бюджетная система зарубежных стран
1.4 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет
2.2 Формирование расходов бюджета
2.3 Процесс исполнения бюджета
2.4 Оценка государственного бюджета на 2007 год
2.5 Проблемы нецелевого использования бюджетных средств
Глава 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
3.1 Основные направления проекта Программы Правительства РК на решение проблем налогово-бюджетной политики
3.2 Развитие экономик регионов и разработка «Методики расчетов трансфертов общего характера»
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.doc

— 465.50 Кб (Скачать файл)

Положения Бюджетного кодекса определяют, что в компетенцию Президента РК в области регулирования бюджетных отношений входит определение порядка разработки республиканского бюджета и отчета о его исполнении. Президент образует, определяет состав и утверждает Положение о Республиканской бюджетной комиссии, определяет основные направления бюджетной политики страны, а также имеет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и другими законами Республики Казахстан.

Законодательный орган страны - Парламент РК - в области регулирования бюджетных отношений, согласно Бюджетному кодексу, утверждает республиканский бюджет и внесенные в него изменения и дополнения, рассматривает и утверждает отчеты Правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией РК.

В компетенцию Счетного комитета по контролю исполнения республиканского бюджета в области бюджетных отношений входит установление порядка проведения и осуществление внешнего контроля, разработка стандартов государственного финансового контроля, мониторинг исполнения принятых решений, а также иные полномочия в соответствии с законодательными и нормативными актами.

В соответствии с Бюджетным кодексом к компетенции Правительства РК в области бюджетных отношений относятся:

- определение методики расчетов  различных показателей;

- установление и утверждение различных процедур, обеспечивающих порядок разработки и исполнения бюджетов;

- представление Парламенту РК  республиканского бюджета и годового  отчета о его исполнении;

- составление совместно с Национальным  банком РК годового отчета  о формировании и использовании Национального фонда РК.

В Бюджетном кодексе закреплены права центральных уполномоченных органов по бюджетному планированию, по исполнению бюджета, по внутреннему контролю, а также компетенция маслихатов и акиматов области, города республиканского значения, столицы, района.

Закон РК «О местном государственном управлении в РК» регулирует общественные отношения в области местного государственного управления, Определяет компетенцию, организацию, порядок деятельности местных представительных и исполнительных органов.

Местное государственное управление представлено местными представительными и исполнительными органами, осуществляющими свою деятельность на соответствующей территории в целях проведения государственной политики, ее развития в пределах компетенции, определенной настоящим Законом и другими законодательными актами, а также являющимися ответственными за состояние дел на соответствующей территории.

Местный представительный орган (маслихат) - выборный орган, избираемый населением области (города республиканского значения, столицы) или района (города областного значения), выражающий волю населения и в соответствии с законодательством Республики Казахстан, определяющий меры, необходимые для ее реализации, и контролирующий их осуществление.

Экономическую и финансовую основу деятельности местного государственного управления составляют:

- местный бюджет;

- имущество, закрепленное за коммунальными  юридическими лицами;

- иное имущество, находящееся в  коммунальной собственности в  соответствии с законодательством Республики Казахстан.

К компетенции маслихатов относится утверждение планов, экономических и социальных программ развития соответствующей территории, местного бюджета и годового отчета о его исполнении, плана расходов на содержание района в городе республиканского значения (столице). Маслихат избирает свою ревизионную комиссию, которая осуществляет внешний контроль исполнения местного бюджета и рассматривает отчеты о проведении такого контроля.

Акимат области (городов республиканского значения, столицы) в соответствии с законодательством: разрабатывает и представляет на утверждение маслихата планы, экономические и социальные программы развития области (городов республиканского значения, столицы), областной бюджет (городов республиканского значения, столицы) и обеспечивает их исполнение, а также формирует отчет об исполнении бюджета соответствующей административно-территориальной единицы.

В Законе РК «О местном государственном управлении в Республике Казахстан» также уточняются отдельные положения по формированию и регулированию доходов и расходов бюджета. Основа бюджетно-правового статуса государства и его территориальных подразделений - это право на самостоятельный бюджет, из чего вытекает широкий круг бюджетных полномочий, через использование которых и осуществляется данное право. На каждом уровне власти бюджетная компетенция имеет свои особенности, но процессы формирования бюджета, его исполнения и контроля использования выделенных бюджетных ассигнований находятся в компетенции исполнительных органов власти.

1.3 Бюджетная система зарубежных  стран

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий. В процессе формирования доходов и расходов отдельных видов бюджетов, их сбалансирования возникают определенные финансовые взаимоотношения, регламентируемые законодательством. Все эти элементы (организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав) представляют собой бюджетное устройство.

В разных странах бюджетное устройство отличается своими особенностями, обусловленными государственным устройством, территориально-административным делением, уровнем развития экономики, ее структурными чертами. Известны две формы государственного управления: единое (унитарное) и федеративное. В унитарных государствах (Великобритания, Франция, Италия, Япония и др.) имеются два звена управления - центральное и местное; в федеративных государствах (США, Канада, ФРГ, Швейцария и др.) - три звена управления: центральное, членов федерации и местное.

Главное место в бюджетном устройстве занимает бюджетная система, представляющая собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетов страны. Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, т.к. во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления. Особенно это касается структуры государственного бюджета, имеющего свои национальные особенности в каждой стране. Например, в США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет (или федеральные фонды) и доверительные (траст) фонды.

За счет собственного правительственного бюджета финансируются общенациональные экономические и социальные программы. Доверительные фонды, как правило, носят целевой характер и связаны с деятельностью отдельных видов производственной инфраструктуры. Среди них: содержание федеральных автострад, аэропортов, гидроэлектростанций. Статус этих фондов носят фонды социального страхования, охватывающие различные виды пенсионного обеспечения, а также пособия по безработице.

Государственный бюджет Великобритании состоит из так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет финансирует текущие затраты на оборону, экономические и социальные цели, субсидии местным органам власти, выплаты процентов по государственному долгу, взносы в бюджет и другие фонды ЕС, платежи по "цивильному листу", которые включают содержание королевы и королевского двора. Из национального фонда займов осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти.

Государственный бюджет Италии состоит из двух частей: счета текущих операций и счета движения капиталов. Расходы счета текущих операций образуются в основном из выплаты жалованья и пенсий государственным служащим, покупки товаров и услуг, трансфертов государственным и частным предприятиям, учреждениям и населению, а также уплаты процентов по государственному долгу. За счет средств счета движения капиталов финансируются прямые капиталовложения государства, трансферты государственным предприятиям и учреждениям, предоставление кредитов, приобретение акций, погашение государственного долга.

Более сложной по структуре является бюджетная система Франции, которая заключает в себе центральный бюджет, присоединенные бюджеты различных государственных организаций и специальные счета казначейства. Ассигнования из центрального бюджета выделяются на содержание административных служб, на обслуживание государственного долга, капиталовложения, на оборону, на экономические и социальные программы.

Присоединенные бюджеты финансируют организации, не имеющие статуса юридического лица, но осуществляющие торгово-промышленную деятельность и обладающие финансовой автономией. К их числу относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона; национальной типографии; монетного двора; социальных сельскохозяйственных пособий; ордена Почетного легиона; ордена Освобождения.

Специальные счета казначейства охватывают различные фонды, такие, как инвестиционно-дорожный, национально-спортивный, различные торговые счета казначейства.

В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым счетом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов. Из центрального бюджета финансируются экономические, социальные нужды, оборона, целевые перечисления местным бюджетам, выплата процентов по государственному долгу.

Средства инвестиционного бюджета предназначены для капиталовложений и займов государственным корпорациям и местным органам власти.

Специальные счета открываются для государственных предприятий, корпораций, имуществ, фондов. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.

Таким образом, структура бюджетов в зарубежных странах носит неординарный характер. Типичным же является отделение текущих доходов и расходов государства от затрат капитального характера.

В унитарных государствах бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех территориально-административных единиц и состоит из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов самоуправления. Например, бюджетная система Японии имеет государственный бюджет, бюджеты 47 префектур и 3255 муниципалитетов; во Франции бюджетная система состоит из центрального бюджета и бюджетов 95 департаментов, около 38 тыс. коммун.

Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. В современных условиях значение государственного бюджета, как было отмечено выше, возрастает. Он широко используется для государственного регулирования экономики, социальных отношений, воздействия на различные стороны процесса воспроизводства капитала. За государственным бюджетом закреплены важнейшие доходы. На него возложены основные расходы, связанные с осуществлением государством своих функций. Это - военные, экономические, социальные расходы, оказание помощи иностранным государствам, управление государственным долгом, административные. Распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета закреплено в законодательном порядке.

Система местных бюджетов также определяется государственным устройством и соответствующим административным делением. Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Однако в действительности по-прежнему имеет место зависимость местных властей от центрального правительства. Эта зависимость обусловлена дефицитами местных бюджетов и имеет в различных странах свои особенности. Расходы местных бюджетов, помимо затрат, связанных с административной деятельностью местных властей и управлением местным хозяйством, включают расходы по просвещению и здравоохранению. Кроме того, в настоящее время они все больше подключаются к финансированию развития производственной инфраструктуры, государственного регулирования размещения трудовой занятости.

В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: государственный (федеральный) бюджет, бюджеты членов федерации и местные бюджеты. Бюджетная система США, например, имеет федеральный бюджет, бюджеты пятидесяти штатов и более 80 тыс. бюджетов местных административных подразделений (3 тыс. округов, 19 тыс. муниципалитетов, 17 тыс. городов и тауншипов, 15 тыс. школьных и 29 тыс. специальных округов). В ФРГ бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов шестнадцати земель и бюджетов общин (к земельным приравниваются бюджеты ганзейских городов, к общинным — бюджеты объединений общин и округов); в Канаде — из федерального бюджета, бюджетов десяти провинций и бюджетов местных органов власти (общин, областей, графств).

По такому же принципу построены бюджетные системы и в других федеративных государствах. В современных условиях, когда наблюдается тенденция к централизации власти и управления, роль членов федерации в формировании общенациональной политики, решении общегосударственных задач значительно уменьшается. Это находит отражение в бюджете членов федерации, которые по возлагаемым на них задачам, составу доходов и расходов приближаются к местным бюджетам.

Распределение и закрепление функций, а также доходов и расходов между отдельными властями и звеньями бюджетной системы осуществляется на основе законодательных актов. Главные внешние и внутренние государственные обязательства возлагаются на федеральное правительство. Оно осуществляет международные связи, оборону страны, макро-регулирование экономических и социальных процессов, развитие связи, финансирование науки, управление государственным долгом, эмиссию денег.

На федеральный бюджет возложены важнейшие расходы. Среди них: военные, экономические, часть социальных, выплата процентов по государственному долгу, административные. В федеральном бюджете ФРГ значительное место занимают также расходы, связанные с участием страны в ЕС. В середине 90-х гг. платежи ФРГ в фонды ЕС составляли более 5% всех расходов.

Информация о работе Государственный бюджет в Республике Казахстан: формирование и исполнение