Формирование казначейских учреждений Российской Империи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также краткий обзор истории российского казначейства и оценка федерального казначейства на современном этапе.

Содержание работы

Введение
1. Исторический Аспект деятельности казначейства России XVII начале XX века……………………………………………………………………………. …3
1.1 Формирование казначейства в период правления императора Петра I……..3
1.2 Формирование казначейства в период правления Императора Александра I ................................................................................................................................5
1.3 Казначейство в период правления Императора Александра II……………..8
2. Формирование казначейских учреждений в Российской Империи…………10
2.1 Задачи казначейства Российской Империи…………………………………..10
2.2 Казначейство после революции 1917 года……………………………………13
2.3 История Казначейства Симбирской губернии. ……………………………....16
3. Становление казначейства в РФ. Права, задачи и полномочия ФК РФ…….21 Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая).docx

— 131.99 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение

  1. Исторический Аспект деятельности казначейства  России XVII начале XX  века……………………………………………………………………………. …3
    1. Формирование казначейства в период правления императора Петра I……..3
    2. Формирование казначейства в период правления Императора Александра I ................................................................................................................................5
    3. Казначейство в период правления  Императора Александра II……………..8
  2. Формирование казначейских учреждений в Российской Империи…………10
    1. Задачи казначейства Российской Империи…………………………………..10
    2. Казначейство после революции 1917 года……………………………………13
    3. История Казначейства Симбирской губернии. ……………………………....16
  3. Становление казначейства в РФ. Права, задачи и полномочия ФК РФ…….21 Заключение

Список  литературы

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    С давних времен функция исполнения бюджета государства являлась важнейшим элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям.

  В 1992 году Президент Российской Федерации издал указ, в котором была высказана политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства - института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации - банковская или казначейская.

   Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы дали практически безальтернативное решение в сложившейся ситуации - решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.

  В связи с этим изучение правового регулирования деятельности органов федерального казначейства, их задач и прав, обрело в настоящее время особую актуальность.

  Целью настоящей работы является анализ деятельности органов федерального казначейства, рассмотрение основных задач и их прав, а также краткий обзор истории российского казначейства и оценка федерального казначейства на современном этапе.

  1. Исторический Аспект деятельности казначейства  России XVII начале XX  века.

    1.1 Формирование казначейства в период правления императора Петра I.

    Казначейство РФ прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.

     Зарождение казначейской службы  произошло еще во времена Древней  Руси, когда появилась должность  казначея - должностного лица княжеской  или боярской администрации, хранителя  княжеских ценностей, которые  назывались казной. С расширением  границ Российского государства  и его укреплением постепенно  росла казна, и это требовало  дополнительного контроля за  сохранностью средств. Начиная  с XVI века, в России зарождаются  первые элементы казначейской  системы управления государственными  ресурсами. В 1512 году был образован  Казенный Двор, который являлся  органом системы централизованного  Управления финансами Российского  Государства и на протяжении  следующего века.

       В XVII веке охрана финансовых  интересов государства, его Казны  регламентировалась Соборным Уложением  1649 года. Недаром родилась и русская  пословица: «Крепко царство казной». Казначейские органы в финансовом управлении России всегда играли ведущую роль, поэтому представляет интерес обращение к истории российского казначейства. В конце XIX века известный ученый Иосиф Блех писал: «Устройство финансового управления в историческом его развитии имеет интерес не только научный, но и практический. Если история вообще, указывая ошибки прошедшего, дает уроки будущего, то наиболее ценными эти уроки должны быть для финансового управления и его устройства»

     Для России слово «казначейство» не ново, и родилась эта структура не по задумке какого-нибудь мудрого современного политика или экономиста. Казначейство в России прошло длинный и сложный путь эволюции. И поэтому, начав говорить о казначействе, нельзя не коснуться его истории: истоков развития, причин упразднения, а впоследствии и возрождения этой системы. Издревле на Руси осуществлялся учет расходования и поступления денежных средств сначала княжеской, а затем и царской казны. Менялись названия: Приказ, Коллегия, Министерство, Наркомат, снова Министерство, но не менялось основное предназначение.

       Первое упоминание о казначеях  мы находим в тексте Никоновского  летописного свода 1409 года, в котором  содержится письмо золотоордынского  мурзы Едигея к московскому  великому князю Василию Дмитриевичу.  Едигей писал: «Добры нравы  и добра дума и добрыя дела  были в Орде от Федора; добрый  был человек, которые добрые  дела ординьские тот тебе возпоминал; и то ся минуло, и ныне у  тебя его сын Иван, казначей твой….», а несколько позднее в летописи 1450 года сообщается о постройке В.Г.Ховриным, «казначеем великого князя», каменной церкви возле своего дома. Но есть и более раннее упоминание о казначее в «штатном расписании» Казенного приказа, учреждении, которое заведовало, начиная с царствования Ивана III, казной царя. Во главе казенного приказа стоял казначей.

       В период царствования Петра I (1682-1725 гг.) старые приказы не противоречили требованиям его реформ. Но к тому времени они обветшали, в их деятельности проявлялись бесконтрольность и произвол. Поэтому Петр I отдал предпочтение коллегиальному началу в управлении, которое он наблюдал в соседних европейских государствах. Он распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси – Сенат из 9-ти человек, куда вошли умные и преданные ему люди. Утверждение Сената состоялось 22 февраля 1722 года, Сенат в отсутствии Государя сам издавал законы: в области администрации он ведал и военное дело, и иностранную политику, и полицию безопасности и благосостояния. Наконец, одну из главнейших забот его составляли финансы, т.е. государственные доходы и расходы, новые налоги, монетное дело, а также устройство всех видов торговли и промышленности. Вместе с тем необходимо отметить, что Сенат как высший орган финансового и бюджетного управления располагал неудовлетворительными подчиненными органами. При Сенате состояли Расплавная палата и счетная Ближняя канцелярия. Главная обязанность Сената была «денег, возможно, сбирать» и определять необходимые расходы. В то же время отчеты о сборах и расходах ему ниоткуда не присылались, и он не мог составить ведомости в целом по государству о суммах прихода, расхода и остатках. Эта безотчетность в период войны и финансового кризиса сильнее всего убедила Петра I в необходимости полного переустройства центрального управления. Результатом этого переустройства явилось создание Петром I в 1717-1718 годах вместо всей массы приказов 12 коллегий для дел государственных и главной канцелярии, заменившей собой все придворные приказы. Обязанности каждой коллегии были точно определены. Три из двенадцати имели финансовый характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Формирование казначейства  в период правления  императора Александра  I.

    При Императоре Александре I (1801-1825 гг), с учреждением в 1802 году министерств, заведование делами государственного хозяйства было вверено Государственному Казначею и Министрам: Финансов, Коммерции и Внутренних Дел. "Ведомство Государственного Казначея осталось пока не тронутым, и должность Главного Казначея оставлена без изменения, какою она была в царствование Павла I. Правда, казенные палаты были отнесены к ведению Государственного Казначейства лишь по части казенных сборов, законами установленных, доставление их в подлежащие места и хранения денежной казны, следовательно, ему были подчинены все губернские и уездные казначеи, счетные экспедиции казенных палат и статные и остаточные казначейства".

          Первая часть плана содержала теоретические обоснования финансовой политики, включающей в себя следующие задачи и предложения: 

- «остановить  и совершенно прекратить новый  выпуск ассигнаций»;

- «никакой  новый расход не может быть  назначаем прежде, нежели приискан  будет источник прихода, ему  соразмерного»;

- экономия  государственных расходов путем  разделения их на необходимые,  полезные и излишние;

- образовать  Государственный банк, основанный  на серебре, признав ассигнации  государственным долгом, выкупить  их у населения и уничтожить;

- укрепить  доходную базу за счет замены  подушной подати поземельной;

- реформировать  откупную систему и заменить  ее акцизом.

  Последние  два пункта удалось реализовать  лишь после отмены крепостного  права.

   Вторая часть «Плана финансов»  посвящена устройству новой финансовой  системы. Она представляла собой  проект "финансового закона или  сметных правил для руководства  ведомств". Управление государственными  финансами представлено М.М.Сперанским  в этом документе как соединение  деятельности Министра финансов, Министра казначейства и Министра  государственного контроля. Была  предложена развернутая программа  деятельности и структура соответствующих  ведомств. В результате была сформирована  принципиальная схема управления  государственными финансами, которая  не теряет своего значения  и в настоящее время. 

   Ведомство Государственного Казначея по закону было обособлено от Министерства финансов, но фактически было соединено с ним. По назначении в 1802 году графа Васильева А.И. Министром финансов ему принадлежало и высшее руководство ведомством Государственного Казначея. Со смертью первого министра финансов в 1807 году все функции министерства были переданы в управление Государственного Казначея. Новый Министр финансов был назначен лишь в 1810 году. До этого времени Главный Казначей Голубцов Ф.А. оставался во главе обоих ведомств.

       В 1810 году последовательно издаются  два манифеста о преобразованиях  в центральном управлении государственными  делами и уточнении функций  министерств. В результате этих  преобразований Государственный  Казначей являлся исполнителем  государственной росписи. Министр  финансов в конце каждого года  составлял роспись доходов и  расходов и отсылал в Государственное  Казначейство для его исполнения. В 1811 году был учрежден Государственный  Контроль. Таким образом, высшее  управление финансов разделено  на три отдела: источники доходов  поручены Министерству финансов, движение сумм - Государственному  казначейству, проверка счетов - Государственному  контролю. Рассмотрение государственной  росписи и обсуждение чрезвычайных  финансовых мер с 1810 года поручены  Государственному Совету.

       Росписи доходов и расходов, а также отчеты об их исполнении считались на Руси тайною, не подлежащей обнародованию. Отчасти это объяснялось тем, что исполнение росписей в царствование Александра I совершенно не соответствовало сметным назначениям и давало ежегодные дефициты. Кризисное положение государственного казначейства (постоянно увеличивающаяся сумма годового дефицита) в 1809 году привело к необходимости финансовых преобразований, разработать которые было поручено М.М. Сперанскому. "План финансов", предложенный Сперанским включал в себя две части. Первая часть плана содержала теоретические обоснования финансовой политики, включающей в себя следующие задачи и предложения: «….Крепко царство казной» - эта пословица родилась в период создания приказной системы централизованного управления финансами Российского Государства. Охрана финансовых интересов государства, его Казны регламентировались Соборным Уложением 1649 года.

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1.3  Казначейство в период Александра II.

Информация о работе Формирование казначейских учреждений Российской Империи