Формирование и исполнение федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить механизм формирования и исполнения федерального бюджета РФ. Данная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, функции и роль федерального бюджета.
2. Определить особенности формирования федерального бюджета.
3. Рассмотреть принципы исполнения федерального бюджета.
4. Ознакомиться с параметрами федерального бюджета РФ на 2012 год.
5. Ознакомиться с итогами исполнения федерального бюджета РФ 2012 года.
6. Рассмотреть совершенствование бюджетного процесса в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретико-методологические аспекты понятия федерального бюджета……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность, функции и роль федерального бюджета…………………6
1.2 Особенности формирования федерального бюджета………………8
1.3 Принципы исполнения федерального бюджета……………………14
2 Параметры и итоги исполнения федерального бюджета РФ 2012 года………………………………………………………………………………18
2.1 Параметры федерального бюджета РФ на 2012 год………………18
2.2 Итоги исполнения федерального бюджета РФ за первое полугодие 2012 года………………………………………………………………………….20
3 Перспективы развития бюджетной системы РФ……...………………24
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованных источников информации…………………….32

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим основные параметры федерального бюджета РФ на 2012 год.

Согласно одобренным параметрам, дефицит федерального бюджета РФ в 2012 г. составит 1,5 % от валового внутреннего продукта (ВВП).

Цена на нефть марки Urals в 2012 г. должна составить 100 долл./барр. При этом цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность бюджета, в 2012 г. должна составить 116,2 долл./барр.

План по доходам федерального бюджета РФ на 2012 г. повышен на 1,15 трлн руб.  – до 11 трлн 779 млрд руб. При этом нефтегазовые доходы в 2012 г. составят 5 трлн 575 млрд руб., а ненефтегазовые доходы — 6 трлн 204 млрд руб.

Расходы федерального бюджета, согласно обновленным параметрам, в 2012 г. планируются в размере 12 трлн 670 млрд руб. (21,6 % от ВВП), что на 471,6 млр. руб. больше значения предыдущего прогноза [3].

В федеральном бюджете  предусмотрены средства для выплаты начиная с 2012 года 3000 именных стипендий Президента Российской Федерации в размере не менее 7 тыс. рублей, а также 5000 стипендий Правительства Российской Федерации в размере не менее 5 тыс. рублей студентам и аспирантам, обучающимся по специальностям, которые соответствуют приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России [4].

Итак, 23 мая 2012 года Госдума уточнила основные характеристики федерального бюджета на 2012 год. Основные характеристики уточнялись с учетом результатов исполнения федерального бюджета за 2011 год и первый квартал 2012 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития РФ и исполнения федерального бюджета в текущем году.

 

 

   2.2 Итоги исполнения федерального бюджета РФ за первое полугодие 2012 года

6 сентября 2012 года проходило  заседание Правительства РФ, на котором были подведены итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2012 года.

За шесть месяцев объём валового внутреннего продукта увеличился на 4,4% относительно 2011 года и составил более 28 трлн рублей. Бюджет исполнен с профицитом в сумме более 270 млрд рублей, объём средств Фонда национального благосостояния – 2,8 трлн рублей, более чем на 1 трлн, практически до 2 трлн вырос Резервный фонд: по состоянию на 1 января 2012 года он составлял 811 млрд. Нефтегазовые доходы увеличились на 27% за счёт роста цен на нефть и газ и составили более 3 трлн рублей. Другие доходы, те, которые принято называть доходами не нефтегазовыми, также составили около 3 трлн рублей и увеличились на 7,5% к аналогичному периоду прошлого года.

Кассовые расходы федерального бюджета составили без малого 6 трлн рублей, или 46,3% к уточнённой бюджетной росписи на 2012 год. В целом качество исполнения федерального бюджета в первом полугодии обеспечило экономике сбалансированность и макроэкономическую стабильность, а также обеспечило, может быть, очень важный для нашей страны фактор – исполнение всех социальных обязательств [26].

Судя по отчётным данным, по-прежнему не решена проблема своевременного финансирования и исполнения отдельных обязательств. Где-то денег не хватает, где-то наоборот: лежащие на счетах средства оказываются неосвоенными. Низкий уровень кассового исполнения имеет несколько ведомств: Минэкономразвития, ФСТ – где-то по трети, Роскосмос – ещё меньше трети, Росграница (16%) и ФСФР (15%).

Особую тревогу вызывает положение дел с финансированием федеральных и государственных программ. Из триллиона рублей, предназначенных на их исполнение, освоено только 300 млрд (или чуть более 28%). Уровень освоения (или, наоборот, неосвоения, уровень пробуксовки) приблизительно такой же, как в прошлом году. Значит, уже сегодня можно говорить о том, что в конце года будут авралы и, естественно, это всё будет сказываться на исполнительской дисциплине [26].

По уточнённому прогнозу бюджета цена на нефть была заложена в размере 115 долларов за баррель, сегодня этот показатель по факту составляет 110,8 долларов за баррель, то есть идёт некоторое отставание от прогноза, соответственно, и поступление нефтегазовых доходов. В то же время курс рубля к доллару несколько изменился по сравнению с прогнозом. Изначально его закладывали в размере 29,1 рубля за доллар. Сейчас, по состоянию на последнюю отчётную дату, средний курс за период с января по сентябрь составил 30,9 рубля за доллар, что, соответственно, даёт дополнительные источники поступления в бюджет и приводит тоже к дополнительным расходам, исходя из тех расходов, которые привязаны к стоимости валюты [26].

 За первое полугодие доходы федерального бюджета поступили в сумме 6 трлн 200 млрд рублей. Расходы составили 5 трлн 929,7 млрд рублей и, соответственно, профицит – 270,7 млрд рублей. В этом году нефтегазовые доходы составили 11,6% валового внутреннего продукта, что выше, чем за последние пять лет. Это очевидно, поскольку цена на нефть складывается на достаточно высоком уровне. В то же время не нефтегазовые доходы составили 10,7% ВВП, что ниже, наоборот, чем данные за последние пять лет. За 2011 год за первое полугодие этот показатель составлял 11,2% ВВП, за 2010-й – 10,9%, за 2009-й – 12,1%.

 Исполнение федерального  бюджета по расходам составило 46,3% от годового плана. Если посмотреть за предыдущие периоды исполнения бюджета за первое полугодие, то в 2011 году этот показатель составлял 41,4%, то есть значительно ниже, чем в этом году, в 2010 году – 42,6%, в 2009 году – 39,2 [26].

Итак, исполнение бюджета в текущем году по доходам ожидается в размере 12,675 трлн рублей, то есть это практически уровень доходов, который был заложен в последнее уточнение, в последний закон о бюджете, который уточнился в июне текущего года. Ожидается исполнение расходов в сумме 12 трлн 817,8 млрд рублей. И в настоящий момент пока рассчитали расчётный дефицит бюджета в размере 142,8 млрд рублей или 0,2% ВВП в текущем году. В принципе это практически соответствует тем уточнённым параметрам бюджета, которые приняли (закон был принят 5 июня 2012 года), когда рассчитали дефицит бюджета в размере 0,1% ВВП. Тем не менее настораживает по-прежнему сохраняющийся большой уровень не нефтегазового дефицита. По оценкам, в текущем году уровень не нефтегазового дефицита составит 10,7% ВВП, что значительно больше, чем не нефтегазовый дефицит по итогам за прошлый год, поэтому вопрос о реализации бюджетных правил начиная со следующего года, вопрос ограничения расходов, вопрос ненаращивания расходов остаётся по-прежнему актуальным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   3 Перспективы развития бюджетной системы РФ

В настоящее время бюджетный процесс в России, благодаря наличию Бюджетного и Налогового кодексов, а также других законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к бюджетной сфере, достаточно четко регламентирован. Это позволяет законодательным органам власти во время, до начала нового финансового года, принимать бюджет, а исполнительной власти – работать бесперебойно, постоянно имея необходимые финансовые ресурсы.

Вместе с тем, несмотря на очевидные плюсы, бюджетный процесс в России и, прежде всего, его содержательная сторона нуждаются в коренном реформировании. Уровень управления и контроля за финансовыми ресурсами государства в рамках бюджетного процесса является недостаточно эффективным. Непосредственно это проявляется в:

  1. преимущественно годовом планировании бюджетных расходов;
  2. планировании бюджетных средств исключительно на основе индексации ассигнований прошлых лет;
  3. отсутствии четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
  4. отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности администраторов бюджетных средств;
  5. ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
  6. преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям и отсутствии процедур внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
  7. затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;
  8. нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти [21].

Основная причина многих проблем последних лет – нереальность бюджета. При непоступлении доходов в необходимом объеме привлекались дополнительные заемные ресурсы с рынка капиталов по ставкам, не сопоставимым с рентабельностью в реальном секторе экономики.

Необходим комплексный подход к решению существующих проблем.

В числе главных задач по реализации такого подхода следует назвать:

  1. Финансовое оздоровление экономики.
  2. Разработку реальных бюджетов.
  3. Детализацию целей бюджетной политики.
  4. Увеличение доходов в основном за счет осуществления мер по легализации частнопредпринимательской инициативы.
  5. Экономию государственных расходов.
  6. Реформирование межбюджетных отношений [7, 444].

Основными направлениями совершенствования бюджетного процесса на стадии составления проектов федеральных законов о федеральном бюджете являются:

1. Повышение качества прогноза основных макроэкономических показателей, которые оказывают воздействие на величину накопленных объемов неиспользованных бюджетных средств.

2. Повышение информативности текстовых статей проекта закона о бюджете на основе включения в них уточненных объемов предполагаемого освоения накопленных объемов неиспользованных средств, образовавшихся по состоянию на 1 января планируемого года.

3. Повышение достоверности проектов законов о бюджете в части показателей изменения накопленных объемов неиспользованных бюджетных средств, в том числе средств фондов Российской Федерации резервной направленности [16].

Необходимы дальнейшие налоговые преобразования, связанные с созданием мотивации налогоплательщиков, повышением собираемости налогов, улучшением налогового администрирования. Это достигается за счет отмены налогов, которые государство контролирует слабо в силу особенностей формирования налоговой базы, ликвидации большинства налоговых льгот, сокращения налоговых ставок оптимизации объекта налогообложения.

 Особое значение имеет укрепление вертикали финансового контроля в системе исполнительной власти, применение жестких санкций за незаконное и нецелевое использование средств.

Серьезной проблемой остается обеспечение профицита федерального бюджета в целях сокращения долгового бремени государства. Должна быть создана принципиально новая система управления государственным долгом, снижающая затраты на его обслуживание.

При работе над бюджетом необходимо ориентироваться на среднесрочную и долгосрочную программы социально-экономического развития государства [7, 444-446].

Итак, в настоящее время бюджетный процесс в России, благодаря наличию Бюджетного и Налогового кодексов, а также других законодательных актов, имеющих непосредственное отношение к бюджетной сфере, достаточно четко регламентирован. Вместе с тем, несмотря на очевидные плюсы, бюджетный процесс в России нуждается в коренном реформировании. Развитие и укрепление бюджетной системы является многосторонним процессом воздействия на решение целого комплекса финансовых проблем, от решения которых зависит обеспечение реального и устойчивого роста уровня жизни граждан России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретико-методологические понятия федерального бюджета, содержание и этапы исполнения федерального бюджета РФ 2012 года. В соответствии с этим можно сделать несколько выводов.

Одним из важнейших документов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственный бюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономической деятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, социальной и политической функций.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений в сфере производства и т. д. Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.

Бюджет выполняет ряд функций, среди основных – аккумулирующая, перераспределительная, контрольная, регулирующая.

Федеральный бюджет является основным планом государства, позволяющим органам власти осуществлять свои властные полномочия в экономической, социальной, политической и иных областях и сферах деятельности.

Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд, называемый федеральным бюджетом.

Чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной думой РФ и принимается в виде закона.

Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета, выступает созданное в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов.

Информация о работе Формирование и исполнение федерального бюджета РФ