Формирование доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.
Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. Характеристика федерального бюджета……..……………………..…….6
1.1 Сущность федерального бюджета и его функции…………………………….….6
1.2 Процесс формирования федерального бюджета……………………………….13
ГЛАВА 2. Фискальные (налоговые) доходы федерального бюджета………...…20
2.1 Источники доходов федерального бюджета……………………………………20
2.2 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание…………………...25
2.3 Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов…………………..28
ГЛАВА 3. Анализ бюджетного дефицита в России…………...…………………34
3.1 Характеристика бюджетного дефицита………………………………………....34
3.2 Проблемы финансирования бюджетного дефицита………………………….41
3.3. Бюджетный дефицит в современной России, с позиций зарубежных стран....44
Заключение………………………………………………………………………...…..56
Список использованной литературы………………………………………………...58

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 102.08 Кб (Скачать файл)

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

"Формирование  доходов федерального бюджета"

 

Москва    2013

 

 

Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

“Московский финансово-экономический институт”

(НОЧУ  ВПО «МФЭИ»)


 

    

    

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………...…3

ГЛАВА 1. Характеристика федерального бюджета……..……………………..…….6

1.1 Сущность федерального  бюджета и его функции…………………………….….6

1.2 Процесс формирования федерального  бюджета……………………………….13

ГЛАВА 2. Фискальные (налоговые) доходы федерального бюджета………...…20

2.1 Источники доходов федерального бюджета……………………………………20

2.2 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание…………………...25

2.3 Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов…………………..28

ГЛАВА 3. Анализ бюджетного дефицита в России…………...…………………34

3.1 Характеристика бюджетного дефицита………………………………………....34

3.2 Проблемы финансирования бюджетного дефицита………………………….41

3.3. Бюджетный дефицит в современной России, с позиций зарубежных стран....44

Заключение………………………………………………………………………...…..56

Список использованной литературы………………………………………………...58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.

Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

Федеральный бюджет — основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов.

Государственный бюджет занимает центральное место в любой финансовой системе. Он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Через бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Российской Федерации, погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. Через параметры бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую  и финансовую политику на всей территории страны.

Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена — бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления, отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления.

В условиях СССР вопросы формирования, утверждения и исполнения бюджета интересовали сравнительно узкий круг профессионалов, сейчас эта проблема волнует не только специалистов, но и многочисленную группу налогоплательщиков, для которых далеко не безразлично, на какие цели пойдут и насколько эффективно для всего населения будут использованы налоговые поступления.

Таким образом, сегодня любые вопросы, касающиеся государственного бюджета, являются весьма актуальными, в том числе и вопрос роли бюджета в национальной экономической системе.

Объектом исследования является федеральный бюджет, источники его дохода.

Предмет исследования – целевое использование бюджета и проблемы бюджетного дефицита.

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность бюджета, источники его доходов, а также выявить современные проблемы бюджета России и рассмотреть пути их решения.

Для достижения сформулированной цели работы необходимо было решить следующие задачи:

  • Составить характеристику федерального бюджета;
  • Описать источники доходов федерального бюджета;
  • Провести анализ бюджетного дефицита в России.

 

В данной работе будут рассмотрены вопросы, связанные с доходной частью бюджета: проблема эффективного построения структуры доходов федерального бюджета РФ, анализ его исполнения по доходам в прошлом и причины плохой собираемости налогов, предложения по реформированию бюджетно-налоговой системы и проблема подготовки бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Характеристика федерального бюджета

 

    1. Сущность федерального бюджета и его функции.

 

Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

 Федеральный бюджет  играет важную экономическую  роль в перераспределении совокупного  общественного продукта и национального  дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

 Средства федерального  бюджета выступают важным финансовым  источником капитальных вложений  в основные фонды, дотаций жизненно  важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие  федерального бюджета на эффективность  производства, ускорение научно-технического  прогресса. Федеральный бюджет, финансируя  образование и науку, стал крупным  источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

 В последние годы  роль и значение государства  возрастают, увеличиваются и затраты  на содержание государственных  органов управления. Это связано  с изменением содержания и  расширением функций государства  и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением  парламента, Конституционного Суда  и др.).

 Право Российской Федерации  на самостоятельный федеральный  бюджет закреплено в Конституции  РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует  порядок его формирования и  исполнения.

 Законодательно дано  право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

 В соответствии с  Конституцией РФ в стране избирается  Федеральное Собрание России, Президент  РФ, Правительство РФ, наделенные  рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных  и иных функций образуются  органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства  и др.).

 Для финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  в Российской Федерации формируется  централизованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюджет  РФ, что закреплено в Конституции  Российской Федерации.

 В Конституции Российской  Федерации записано: «В ведении  Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития».

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т. д.

 Доходы бюджета, расходы  бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный  размер кредитов, предоставляемых  Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются  Федеральным законом об утверждении  федерального бюджета на финансовый  год.

Федеральный бюджет России выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др.

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных орудий претворения в жизнь намечаемых государством мероприятий. Это дает возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

При переходе к рыночной экономике государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Но методы его воздействия на общественное производство и сферу социальных отношений изменяются.

Основными функциями бюджета являются:

  • перераспределение национального дохода и ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Федеральный бюджет – основное орудие перераспределения национального дохода и ВВП. Через этот бюджет перераспределяется около 30% ВВП . Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры на всей территории России, включая республики, края, области.

В условиях перехода к рыночным механизмам средства государственного бюджета прежде всего должны направляться на финансирование структурной перестройки экономики, ускорение социального развитие и социальную защищенность наименее обеспеченных слоев населения.

В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт. Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию государственных средств.

Через расходы и налоги бюджет выступает важным инструментом регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Государственная поддержка оказывается передовым отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению и некоторым другим. Такая поддержка связана также с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики должна активно использоваться налоговая политика путем применения соответствующего налогового механизма.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных средств.

Информация о работе Формирование доходов федерального бюджета