Формирование доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 16:36, дипломная работа

Описание работы

Любое современное рыночное государство базируется на мощной экономической основе, представляющей собой государственный сектор экономики и государственные финансы. Эта сфера охватывает значительную долю природных ресурсов, производственного, непроизводственного и финансового капитала, 40—50% национального дохода страны. Составляя объект единой государственной формы собственности, она может функционировать и развиваться только в плановой форме через механизм согласованного принятия решений.
Следовательно, важнейшим элементом управления государственными финансами является планирование, а основным планом — план государственного бюджета. Пожалуй, это единственный государственный финансовый план, имеющий форму юридического закона.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. Характеристика федерального бюджета……..……………………..…….6
1.1 Сущность федерального бюджета и его функции…………………………….….6
1.2 Процесс формирования федерального бюджета……………………………….13
ГЛАВА 2. Фискальные (налоговые) доходы федерального бюджета………...…20
2.1 Источники доходов федерального бюджета……………………………………20
2.2 Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание…………………...25
2.3 Анализ состава, структуры и динамики налоговых доходов…………………..28
ГЛАВА 3. Анализ бюджетного дефицита в России…………...…………………34
3.1 Характеристика бюджетного дефицита………………………………………....34
3.2 Проблемы финансирования бюджетного дефицита………………………….41
3.3. Бюджетный дефицит в современной России, с позиций зарубежных стран....44
Заключение………………………………………………………………………...…..56
Список использованной литературы………………………………………………...58

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 102.08 Кб (Скачать файл)

В случае принятия Государственной Думой законопроекта о федеральном бюджете в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета: доходы бюджета, распределение доходов, дефицит бюджета, общий объем расходов. В случае отклонения в первом чтении законопроекта о федеральном бюджете Государственная Дума может:

  1. передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета, состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ;

  1. вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;

Если Государственная Дума не принимает решения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проект закона считается повторно отклоненным в первом чтении.

При повторном отклонении в первом чтении проекта закона о федеральном бюджете Государственная Дума согласно закону не вправе повторно направить законопроект в согласительную комиссию или вернуть его в Правительство.

В случае отставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновь сформированное Правительство представляет новый вариант проекта федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.

Предмет второго чтения - рассмотрение и утверждение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходов бюджета, утвержденного в первом чтении, и размера фонда финансовой поддержки субъектов Федерации.

Если Государственная Дума отклоняет во втором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, она передает его в согласительную комиссию.

Цель третьего чтения проекта закона о федеральном бюджете - рассмотрение и утверждение расходов федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджета, распределение средств финансовой поддержки субъектов РФ, утверждение основных показателей государственного оборонного заказа, расходов на финансирование федеральных целевых программ, утверждение инвестиционной программы, государственной программы вооружения. В третьем чтении рассматриваются поправки по проекту бюджета, представленные Комитетом по бюджету; утверждение программы государственных внешних заимствований, программы внутренних заимствований; программы предоставления Россией государственных кредитов иностранным государствам.

Субъекты права законодательной инициативы могут направлять свои поправки по проекту третьего чтения в Комитет по бюджету. Дальнейшему рассмотрению подлежат только поправки, прошедшие экспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве РФ. Общая сумма ассигнований по каждому разделу функциональной классификации расходов бюджетов с учетом принятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта о федеральном бюджете.

При рассмотрении в третьем чтении проекта федерального бюджета поправки субъектов права законодательной инициативы, предусматривающие увеличение расходов на отдельные объекты адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ, а также поправки, предусматривающие включение расходов на отдельные объекты, не предусмотренные указанным законопроектом, не рассматриваются.

В четвертом чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и голосует в целом. Внесение в него поправок не допускается. Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет Федерации.

Совет Федерации в течение 14 дней рассматривает законопроект о федеральном бюджете на предмет одобрения его в целом. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона о федеральном бюджете он передается в согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный закон о бюджете. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.

В результате повторного рассмотрения и принятия проекта закона Государственная Дума вновь направляет его в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Президентом России закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Решение согласительной комиссии с проектом закона передается в Государственную Думу на повторное рассмотрение в одном чтении. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования [4].

ГЛАВА 2. Фискальные (налоговые) доходы федерального бюджета

 

2.1 Источники доходов федерального бюджета.

 

Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

 В доходы федерального  бюджета зачисляются:

  • собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • собственные неналоговые доходы;
  • остаток средств на конец предыдущего года;
  • доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений
  • К налоговым доходам относятся доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 40 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 70 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 100 процентов;
  • водного налога - по нормативу 100 процентов;
  • единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты) - по нормативу 100 процентов1
  • Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации (за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • доходов от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной собственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральных автономных учреждений, а также имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации;
  • сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением сборов за выдачу лицензий, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанных в статьях 57 и 62 настоящего Кодекса), - по нормативу 100 процентов;
  • прочих лицензионных сборов - по нормативу 100 процентов;
  • таможенных пошлин и таможенных сборов - по нормативу 100 процентов;
  • платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100 процентов;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - по нормативу 100 процентов;
  • платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - по нормативу 100 процентов;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 20 процентов;
  • консульских сборов - по нормативу 100 процентов;
  • патентных пошлин - по нормативу 100 процентов;
  • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - по нормативу 100 процентов.
  • прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ [6].

 Кроме поступления  налоговых доходов в процессе  исполнения федерального бюджета  в его доходы могут поступать  средства по взаимным расчетам  из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется  также остаток средств на конец  предыдущего года.

В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.

Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета. Доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

 

 

 

2.2 Налоговые доходы  федерального бюджета, их содержание.

 

Налоговые поступления - это инструмент государства для удовлетворения различных потребностей его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2010 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

 Налоговый кодекс РФ  определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения  принадлежащих им на праве  собственности хозяйственного ведения  или оперативного управления  денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований».1

 Налоги – категория  комплексная, которая имеет экономическое  и юридическое значения. Рассматривая  категорию «налог» с экономической  точки зрения, выделить его из  состава других государственных  изъятий и установить его отличие  от сборов, пошлин и платежей  достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

 Однако на практике  решающее значение при определении  категории «налог» приобретает  именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания  категории «налог» способствует  правильному установлению норм  и правил налогового законодательства  стран, ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую отчуждению  при налогообложении. Конкретными  формами проявления категории  «налог» являются виды налоговых  платежей, установленных законодательными  органами власти. С организационно-правовой  стороны налог – это обязательный  платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом  размерах и в установленные  сроки.

 В настоящее время  преобладает взгляд на налог  как на способ реализации преимущественно  фискальных интересов государства.

 Налог обычно рассматривают  как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с  законом. Некоторые авторы при  определении налога акцентируют  свое внимание на фактах отчуждения  собственности в пользу государства.

 Налоговая система  является одним из наиболее  действенных инструментов экономической  политики государства. С одной  стороны, она обеспечивает формирование  доходных источников бюджетов  всех уровней. С другой стороны, меняя объемы изъятий финансовых  ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое  поведение налогоплательщиков, реализуя  тем самым регулирующую функцию  налогов.

 Как известно, налоги  выполняют две главные функции  – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые функции позволяют  определить роль налогов в  экономике и их место в жизни  общества.

 Фискальная функция  налогов обуславливает основное  предназначение налогов, так как  налоги в современных условиях  являются основным способом привлечения  доходов в бюджет государства, основой его благосостояния.

 Современная налоговая  система РФ введена в действие с 1 января 1992г. на основе Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991г. Несовершенство этого Закона РФ связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в Российской Федерации с 1января 1999 года введена часть первая НК РФ.2

 Огромное значение  для формирования бюджета любого  уровня имеют государственные  доходы. Доходы представляют собой  часть национального дохода страны, обращаемого через различные  виды денежных поступлений в  собственность государства с  целью создания финансовой базы  для осуществления задач и  функций.

 Источники и виды  государственных доходов и назначение каждого их них определяются экономической и правовой системой страны.

 Рассматривая понятие  бюджета, нужно сказать, что бюджет  занимает центральное место в  финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый  план государства (роспись доходов  и расходов) на текущий (финансовый) год.

 Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования  фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления».

Информация о работе Формирование доходов федерального бюджета