Формирование и исполнение федерального бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы изучить механизм формирования и исполнения федерального бюджета РФ. Данная цель раскрывается через следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, функции и роль федерального бюджета.
2. Определить особенности формирования федерального бюджета.
3. Рассмотреть принципы исполнения федерального бюджета.
4. Ознакомиться с параметрами федерального бюджета РФ на 2012 год.
5. Ознакомиться с итогами исполнения федерального бюджета РФ 2012 года.
6. Рассмотреть совершенствование бюджетного процесса в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1 Теоретико-методологические аспекты понятия федерального бюджета……………………………………………………………………………6
1.1 Сущность, функции и роль федерального бюджета…………………6
1.2 Особенности формирования федерального бюджета………………8
1.3 Принципы исполнения федерального бюджета……………………14
2 Параметры и итоги исполнения федерального бюджета РФ 2012 года………………………………………………………………………………18
2.1 Параметры федерального бюджета РФ на 2012 год………………18
2.2 Итоги исполнения федерального бюджета РФ за первое полугодие 2012 года………………………………………………………………………….20
3 Перспективы развития бюджетной системы РФ……...………………24
Заключение……………………………………………………………….28
Список использованных источников информации…………………….32

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября текущего года. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях. В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации и подписывается Президентом РФ [7, 422-424].

Источниками формирования федерального бюджета являются налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального уровня, а также пени и штрафы, взимаемые за нарушения налогового законодательства. В настоящее время налоговые доходы составляют более 80% общих поступлений в федеральный бюджет.

Неналоговые доходы подразделяются на следующие группы:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  2. доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества находящегося в государственной собственности. Эти доходы подлежат зачислению в бюджет в полном объеме. Доходы, полученные от использования приватизации имущества, подлежат перечислению в бюджет в соответствии с нормативами и в порядке, определёнными законодательством о приватизации;
  3. доходы от платных услуг, оказываемых как самими органами власти, так и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении. В эту же группу доходов включаются   средства,   полученные   в   результате   применения   мер   гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причинённого Российской Федерации. Также бюджетный кодекс допускает применение других принудительных изъятий в пользу бюджета;
  4. доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, которые могут быть получены из бюджета другого уровня.

К безвозмездным перечислениям относятся, например, средства, перечисляемые в бюджет из бюджета вышестоящего уровня.

Расходы бюджета представляют собой сложившийся механизм отношений, способов и приёмов, благодаря которым средства из него поступают по своему назначению. Это именно то свойство бюджета, с помощью которого реализуются цели бюджетной деятельности.

К расходам государственного бюджета относятся расходы на обеспечение деятельности федеральных органов власти, в том числе: Президента РФ, Федерального собрания, Счётной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии, органов исполнительной власти, включая их территориальные структуры, а также финансирование учреждений, находящихся в федеральной собственности. В эту категорию входят расходы на федеральную судебную систему, оборону и обеспечение безопасности, финансирование фундаментальных научных исследований, финансовое обеспечение межгосударственных интересов, в том числе на международное сотрудничество федеральных органов исполнительной власти и другие. Финансированию из государственного бюджета подлежат также расходы на организацию выборов и проведение референдумов Российской Федерации [19].

Итак, бюджетное планирование – это процесс разработки бюджетов всех уровней бюджетной системы в соответствии с бюджетной классификацией на основе прогноза социально-экономического развития, исходя из финансовой политики государства, действующей системы налогов и сборов. На первом этапе формирования федерального бюджета осуществляется разработка федеральными органами исполнительной власти плана-прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. На втором этапе формирования федерального бюджета производится распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов и по получателям бюджетных средств. Источниками формирования федерального бюджета являются налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.

 

 

   1.3 Принципы исполнения федерального бюджета

Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджета.

Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета, выступает созданное в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство.

Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России.

Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы.

Бюджеты исполняются уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетную роспись составляет главный распорядитель бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств в соответствии с функциональной и экономической классификациями и с поквартальной разбивкой. Орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, на основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств составляет сводную бюджетную роспись [7, 425].

Процесс исполнения федерального бюджета имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Согласно статье 245 БК РФ, «Исполнение доходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

  1. Перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета.
  2. Распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов.
  3. Возврат излишне уплаченных сумм доходов.
  4. Учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ [2].

Бюджеты по расходам исполняются поэтапно с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования являются:

  1. Составление и утверждение бюджетной росписи.
  2. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям и бюджетным учреждениям.
  3. Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей, принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.
  4. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования – это процесс расходования бюджетных средств [7, 425-426].

Процесс исполнения бюджета можно разбить на следующие этапы:

1. Подготовка бюджетной росписи. Принятый бюджет должен быть представлен в виде бюджетных назначений, представленных в соответствии с принятой структурой бюджета и распределением по годовому периоду.

2. Принятие бюджетного обязательства. Этот этап начинается в момент, когда бюджетное учреждение заключает какой-либо контракт или соглашение, требующие осуществления в будущем платежей. Само заключение контракта предполагает, что соблюдено условие наличия достаточных ассигнований (и лимитов бюджетных обязательств) для финансирования этого контракта, выделенных учреждению в бюджете.

3. Приемка и получение подтверждения выполнения заказа (работ). Прежде чем платеж за поставленные товары (выполненные услуги) может быть произведен, ответственное за это бюджетное учреждение должно убедиться в том, что они соответствуют заказу, учет и регистрация осуществлены должным образом, платежные поручения составлены правильно.

4. Этап платежа. Бюджетное учреждение готовит платежное поручение, которое направляется для исполнения в казначейство. В казначействе платежные поручения проходят свой этап проверки и подтверждения прежде, чем будет осуществлен перевод средств получателю [7, 426].

Все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.

Отчетность об исполнении бюджета включает оперативные, ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты [7, 427].

Итак, чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной думой РФ и принимается в виде закона. Федеральный бюджет имеет две основные составляющие: доходную и расходную части. Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Основной принцип исполнения бюджета – принцип единства кассы. Органом, осуществляющим управление исполнением бюджета, выступает созданное в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2 Содержание и этапы исполнения федерального бюджета РФ

   2.1 Параметры федерального бюджета РФ на 2012 год

23 мая 2012 года Госдума  уточнила основные характеристики федерального бюджета на 2012 год.

Основные характеристики уточнялись с учетом результатов исполнения федерального бюджета за 2011 год и первый квартал 2012 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития РФ и исполнения федерального бюджета в текущем году [15].

В 2012 году реализуются 57 действующих федеральных целевых программ и 4 новых, а именно: «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» на 2012-2020 годы, «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах», «Культура России (2012-2016 годы)», «Государственная граница Российской Федерации (2012-2020 годы)».

Объем ассигнований на реализацию федеральных целевых программ в 2012 году составил 1190,4 млрд руб., в том числе на общегосударственные вопросы – 18,9 млрд руб., на национальную оборону – 133,5 млрд руб., на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 44,1 млрд руб., на национальную экономику – 770,7 млрд руб., на жилищно-коммунальное хозяйство – 41 млрд руб., на охрану окружающей среды – 3,5 млрд руб., на образование – 56,5 млрд руб., на культуру и кинематографию – 20,6 млрд руб., на здравоохранение – 18,9 млрд руб., на социальную политику – 46,7 млрд руб., на физическую культуру и спорт – 10,5 млрд руб., на СМИ – 17,5 млрд руб. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований составляют 7,8 млрд руб. [3].

При этом бюджетные ассигнования в первую очередь направлены на завершение ранее начатых объектов. Снижение объема бюджетных ассигнований обусловлено завершением строительства и вводом в эксплуатацию ряда строек и объектов [3].

Федеральный бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов должен стать бюджетом, посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития,  создания условий для развития и модернизации экономики, повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, повышения эффективности и прозрачности государственного управления.

На основе бюджетного законодательства в соответствии с процедурами, обеспечивающими реализацию принципов среднесрочного финансового планирования, бюджет РФ открывает новые возможности в управлении общественными финансами, меняет характер требований к федеральным целевым программам, методам планирования и процедурам формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. В основу формирования «Федерального бюджета на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг.» положены стратегические цели развития страны, определенные в бюджетных посланиях Президента Федеральному Собранию РФ. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закрепляется в новой редакции БК РФ [4].

Информация о работе Формирование и исполнение федерального бюджета РФ