Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Финансовая система РБ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Рост инфляции вызван многими причинами, в том числе и изменениями  в порядке установления цен, а  также факторами финансового  порядка — дефицитом государственного бюджет и др.

Также к проблемам финансовой системы РБ можно отнести и постоянный рост неплатежей предприятий и государства. Это явление в литературе часто именуется как кризис неплатежей. Обострение кризиса неплатежей находит свое прямое выражение в росте кредиторской и дебиторской задолженности. Особенно велика задолженность предприятий за поставляемые в республику энергоресурсы из России.

Еще к одной из проблем финансовой системы я бы отнесла несвоевременную  выплату заработной платы работникам бюджетных учреждений.

Серьезной проблемой финансовой системы Республики Беларусь является неудовлетворительное финансовое состояние многих предприятий республики. Причины — сокращение объемов производства, недостаток оборотных средств, высокие затраты, низкая рентабельность или даже убыточность производства и др.

Проблемой финансовой системы является также рост внешней задолженности.

Для того чтобы финансовая система  развивалась быстрее, необходимо обеспечить выполнение многих факторов: сокращение дефицита государственного бюджета  путем сокращения некоторых статей расходов и роста доходов, сокращение расходов за счет снижения затрат на нужды обороны страны, на содержание административно-управленческого аппарата; за счет дальнейшего снижения дотаций, выплачиваемых из республиканского бюджета, на отдельные мероприятия местным бюджетам для их сбалансирования, перевода на коммерческую основу некоторых бюджетных учреждений (например, поликлиник, спортивных сооружений, учебных заведений и др.); консервация в ряде случаев строительных объектов, финансируемых за счет средств государственного бюджета, упорядочение социальных льгот, предоставляемых многочисленным категориям граждан, и др.

Увеличение доходов бюджета  может быть осуществлено на основе роста производства продукции. Для  этого необходимо сначала добиться снижения спада производства, а затем постепенного увеличения темпов роста производимой продукции и услуг всеми отраслями национальной экономики.

Рост малого предпринимательства  в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, способствует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, поступающих в государственный бюджет.

Важным направлением преодоления  кризиса финансовой системы является укрепление финансовой дисциплины в  народном хозяйстве, и в частности дальнейшее упорядочение расчетов между субъектами хозяйствования, уменьшение массы неплатежей.

В условиях дефицита финансовых ресурсов одним из направлений стабилизации финансовой системы является дальнейшая активизация и стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику республики.

Рост инвестиций в экономику  любой страны обычно способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда росту производства продукции, выручки от реализации, денежных накоплений и укреплению доходной базы государственного   бюджета.

Проблемные стороны финансовой системы могут иметь меньшее  влияние если принять  такие меры, как совершенствование налогового законодательства в направлении  уменьшения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, сокращение количества налогов и иных платежей в бюджет всех уровней, сокращение внебюджетных фондов, использование положительного опыта в налогообложении Российской Федерации и других государств.

На мой взгляд, устранению некоторых  проблем финансовой системы будет способствовать дальнейшая интеграция Республики Беларусь со странами СНГ, и в частности такие меры, как унификация или максимальная близость налогового, таможенного, внешнеторгового, валютно-финансового, ценового и другого законодательства; выработка общих правил организации валютных рынков; согласованная внешнеэкономическая политика в отношении третьих стран и др.

Заключение

В основе понятия «финансовая система» лежит экономическая категория  «финансы». Финансовая система представляет собой совокупность обособленных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием денежных средств государства и предприятий, и соответствующих им финансовых учреждений.

Финансовая система государства  имеет тесную взаимосвязь с  бюджетной, налоговой, кредитной системой. В экономической литературе распространено понятие финансово-кредитной системы, которая объединяет финансовые и кредитные отношения.

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя финансы  предприятий, учреждений и организаций (децентрализованные финансы); общегосударственные (централизованные) финансы.

Финансы предприятий, являясь исходным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования ВВП в стоимостном выражении. На предприятиях в процессе материального производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Финансы предприятий выполняют распределительную, контрольную и воспроизводственную функции.

Финансы предприятий состоят из двух подсфер: 1) финансы предприятий  материального производства; 2) финансы  учреждений и организаций непроизводственной сферы. В зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере выделяют финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, торговли и др., а во второй - финансы образования, культуры и искусства, здравоохранения, науки, жилищно-коммунального хозяйства, общественных организаций и др.

В зависимости от формы собственности правомерно выделить финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной формах собственности. По организационно-правовому признаку выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия.

Общегосударственные финансы, как второе звено финансовой системы, органически связаны с финансами предприятий. Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы Республики Беларусь включают в себя государственный  бюджет; внебюджетные фонды; государственное  страхование, осуществляемое предприятием “Белгосстрах”; государственный кредит.

По материальному содержанию госбюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Это политический инструмент; инструмент управления и администрирования; экономический инструмент;  инструмент учета.

Доходы республиканского бюджета в 2005 г. образуются из текущих налоговых и неналоговых доходов, капитальных неналоговых доходов и обязательных платежей, доходов СЭЗ, доходов государственных целевых бюджетных фондов. Наибольший удельный вес в доходной части принадлежит текущим налоговым поступлениям – 44,3%. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии.

Внебюджетные фонды - это средства государства, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они имеют строго целевое назначение. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

За последние пять лет доля Белгосстраха на страховом рынке Беларуси возросла с 38 до почти 60 %. Такая тенденция позволяет утверждать, что “Белгосстрах” является лидером в системе государственного страхования.

Государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. По своей экономической природе госкредит, не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства, - покрытию расходов государства.

В Беларуси к числу основных форм государственного кредита относят государственные займы (внутренние и внешние); кредиты Национального банка; другие долговые обязательства, гарантированные Советом Министров. Привлеченные посредством госкредита средства используются, в первую очередь, для покрытия бюджетного дефицита в стране. Государственные ценные бумаги являются одним из основных безинфляционных источников финансирования дефицита бюджета.

Основой общегосударственных финансов являются финансы предприятий. Поэтому  при совершенствовании финансовой системы необходимо наладить механизм взаимодействия этих двух сфер отношений. В дальнейшем это позволит также усилить надежность финансовой системы и укрепить позиции каждого ее элемента в формировании финансовых ресурсов государства и предприятий.

В свою очередь, от эффективной работы и надежности финансовой системы  зависит успех в преодолении экономических проблем, снижении инфляции и в росте финансовой стабилизации.

Правильное построение системы  общегосударственных финансов приводит к тому, что государство выходит на показатели, определенные финансовой политикой государства на год и планом социально-экономического развития. Однако не стоит забывать, что основой общегосударственных финансов являются финансы предприятий. И в первую очередь необходимо наладить механизм взаимодействия этих двух сфер отношений. В дальнейшем это позволит усилить надежность финансовой системы и укрепить позиции каждого ее элемента в формировании финансовых ресурсов государства и предприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Финансы: Уч. для вузов/Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ. 1999. 527 с.
  2. Боди З., Мертон Р. Финансы: Пер. с англ.: Уч. Пос. М.: Издательский дом «Вильямс». 2000. 592 с.
  3. Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Новое знание, 2003. 301 с.
  4. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. проф. А.Г. Грязновой. М.: «Финансы и статистика». 2002. 1168 с.
  5. Берлин С.И. Теория финансов: Уч.Пособие. М.: «Издательство Приор».2000. 256с.
  6. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. СПб.:Питер. 2002. 544 с.
  7. Ханкевич Л.А. Финансы: Практ. Пособ. Мн.: «Молодежное научное общество». 2000. 172 с.
  8. Карсеко Р.М., Леутина Л.И., Бондарь Т.Е. Финансовые ресурсы государственного вуза: проблемы формирования и использования в переходной экономике// Веснiк БДЭУ. 2002. №6. С.17-20.
  9. Международные финансы:Учеб.пос./Под общ.ред. И.Н.Жук. Мн.:БГЭУ.2001.149с.
  10. Тарасевич Ж. Негосударственный сектор экономики //Директор. 2004.№1. С.22-25
  11. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Уч. для вузов. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг». 2000. 502 с.
  12. Ханкевич Л. Бюджетирование – аспект бюджетной теории // Финансы, учет, аудит. 2001. №3. С.19-21.
  13. Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-XII «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах»
  14. Закон Республики Беларусь от 27 мая 1993 г. № 2328-XII «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь»
  15. Алексеева Т. Рынок государственных ценных бумаг: вчера, сегодня, завтра // НЭГ №1 от 10.01.2004.
  16. Пелих С.А., Саморуков Ю.В. О проблемах надежности финансовой системы в трансформационной экономике // Финансы. 2004. №5. С.57-59.
  17. Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. №339-3 «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год»
  18. Быкова Т. Проблемы остаются // НЭГ №5 от 24.01.2005.
  19. Масинкевич Н., Шевцова В. Как формируется государственная казна // НЭГ №97 от 31.12.2003.
  20. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях. Под ред. В.А. Гюрджан. Мн.: ПЧУП «Светоч». 2002. 256 с.
  21. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. №158-3 «О бюджетной классификации Республики Беларусь»
  22. Отчет о социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов за январь-декабрь 2004 года http://www.ncpi.gov.by/minfin/
  23. Шарова Ю. Бюджет: в начале года – профицит, в конце года – дефицит // интернет-газета БелаПАН от 05.04.2004.
  24. Шуст В. Состояние и перспективы страхового рынка//Директор. 2003.№2.С.4-7.
  25. Алексеева Т., Дубина Э. Обзор рынка государственных ценных бумаг за январь 2004 года // Белорусский фондовый рынок. 2004. №2. С.29-31.

 

 

 

 

 

1 За 2001-2004 гг. в структуре внебюджетных средств БГЭУ около 76 % составила плата за обучение.




Информация о работе Финансовая система РБ