Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Финансовая система РБ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее устоявшимся является определение бюджета как основного  финансового плана государства  на годичный период, который разрабатывается  исполнительной властью и представляется для рассмотрения и утверждения законодательной власти и приобретает форму закона.

В соответствии с бюджетным процессом  Беларуси составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции  Правительства и соответствующих  местных финансовых органов. Рассмотренные и одобренные Правительством проекты республиканского и консолидированного бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь. Президент, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в Парламент проект Закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год. [13]

Бюджетная система Республики Беларусь включает как самостоятельные части  республиканский и местные бюджеты. Понятие консолидированный бюджет означает совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы (например, консолидированный бюджет Минской области). Консолидированный бюджет используется в процессе бюджетного планирования и прогнозирования и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей республиканского и местных бюджетов.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. В свою очередь, местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. [13]

Внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых ресурсов. Внебюджетные фонды - это средства государства, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Они имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Мировая практика не выработала более экономичного, рационального и доступного способа защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, чем страхование. Отметим, что страхование охватывает только сферу перераспределительных отношений в отличие от финансов.

В 2001 г. Белорусская государственная  страховая организация была переименована  в Белорусское республиканское  унитарное страховое предприятие "Белгосстрах". Его учредителем  является Правительство Республики Беларусь.

В соответствии с Уставом Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия “Белгосстрах”:

 Белгосстрах имеет статус  юридического лица, является коммерческой  организацией, владеет имуществом  на праве хозяйственного ведения,  несет самостоятельную ответственность  по своим обязательствам.

Целью деятельности Белгосстраха является защита имущественных интересов  граждан и юридических лиц  при наступлении страховых случаев  за счет денежных фондов (страховых  резервов), формируемых предприятием в установленном законодательством  порядке из уплачиваемых страховых взносов (страховых премий).

Предметом деятельности предприятия  является страховая, а также инвестиционная и иная деятельность, связанная со страхованием и осуществляемая в  целях получения дополнительных доходов и гарантий выполнения страховых обязательств. К услугам клиентов Белгосстраха более 40 видов страхования.

Уставный фонд Белгосстраха сформирован  за счет средств республиканского бюджета, средств самого предприятия в  денежной форме и недвижимого  имущества.

Источниками формирования имущества предприятия являются:

    • денежные и неденежные вклады учредителя, внесенные в уставный фонд;
    • доходы, полученные от реализации услуг;
    • доходы, полученные от ценных бумаг;
    • кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
    • финансирование из бюджета;
    • иные источники, не запрещенные законодательством.

Оперативное управление предприятием осуществляет генеральный директор, который назначается на должность  и освобождается от должности  Советом Министров Республики Беларусь и ему подотчетен.

Белгосстрах осуществляет свою деятельность на договорной основе или непосредственно на основании  актов законодательства, реализует  свои услуги по тарифам, устанавливаемым  в соответствии с законодательством.

Предприятие уплачивает в республиканский бюджет часть прибыли в размерах и порядке, определенных законодательством, остающейся после уплаты налогов, других обязательных платежей и формирования в установленном порядке фонда накопления.

Прибыль предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, формирования фондов, предусмотренных  законодательством, выплаты ее части  собственнику имущества остается в  распоряжении предприятия и может  расходоваться на создание фонда  накопления, фонда потребления и иных фондов.

Важным элементом системы общегосударственных  финансов является государственный кредит, который представляет собой совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. В качестве звена финансовой системы госкредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства: бюджета и внебюджетных фондов. [1, с.184]

Особенностью госкредита является его двоякая роль. Он, с одной  стороны, ориентирован на формирование денежных средств государства для  покрытия дефицита бюджета. С другой стороны, государство выступает  в роли кредитора в международных кредитных операциях. По своей экономической природе госкредит, не представляя собой доход государства, служит той же цели, что и доходы государства, - покрытию расходов государства. [5, с.106]

Государственный кредит может быть внутренним и внешним (международным). Сумма задолженностей по госкредиту составляет государственный долг (внутренний и внешний соответственно). Согласно Закону “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год” размер прироста внутреннего государственного долга Республики Беларусь не может превышать 3 % от валового внутреннего продукта, а лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2004 г. установлен в размере 2 млрд. долларов США.

Общий объем расходов на обслуживание государственного долга в республиканском  бюджете на 2005 г. определен сумме 218,7 млрд. р.,  и составит 2,5% в расходах бюджета, в т.ч. по обслуживанию внутреннего долга – 168,0 млрд. р., внешнего – 50,7 млрд. р. Стратегия заимствования денежных средств в 2005 г. основывается на увеличении значения правительственных ценных бумаг в качестве основного источника финансирования дефицита бюджета. Обеспечение планируемых объемов средств государственного заимствования предполагается путем расширения способов размещения долговых обязательств и круга потенциальных инвесторов.

В Беларуси к числу основных форм государственного кредита относят государственные займы (внутренние и внешние), выпускаемые в форме ценных бумаг от лица Совета Министров Республики Беларусь; кредиты Национального банка; другие долговые обязательства, гарантированные Советом Министров. [14]

Привлеченные посредством государственного кредита средства используются, в  первую очередь, для покрытия бюджетного дефицита в стране; для финансирования плановых мероприятий, связанных с  выполнением социальных государственных программ; поддержки важных отраслей народного хозяйства; для погашения предыдущих выпусков; улучшения ликвидности банковской системы посредством переоформления задолженности хозяйствующих субъектов перед банками в ценные бумаги правительства; при неравномерном пополнении доходной части бюджета, на укрепление денежного обращения в республике.

Ценные бумаги правительства являются одним из основных безинфляционных  источников финансирования дефицита бюджета, инструментом регулирования финансового рынка страны, объектом инвестирования свободных денежных средств физических и юридических лиц.

Государственные ценные бумаги - долговые обязательства, выпускаемые правительством или уполномоченными на это государственными органами для привлечения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц. Министерство финансов от имени правительства Беларуси выпускает следующие виды государственных ценных бумаг: для физических лиц - облигации государственного выигрышного валютного займа, сберегательного займа; для юридических лиц - государственные краткосрочные и долгосрочные облигации с купонным доходом, облигации, не обращающиеся на вторичном рынке, компенсационные, долгосрочные государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте, векселя правительства. [15]

Эмиссия государственных краткосрочных облигаций и государственных долгосрочных облигаций производится в целях привлечения временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета. Объемы эмиссии облигаций учитываются при формировании республиканского бюджета и могут уточняться при его исполнении с учетом условий финансирования дефицита бюджета, определенных законом о бюджете на соответствующий год.

Размещение этих облигаций среди  юридических лиц осуществляется путем:

    1. продажи на аукционе:
  • проводимом Национальным банком по правилам проведения аукциона;
  • проводимом  Министерством  финансов  через открытое акционерное общество "Белорусская валютно-фондовая биржа" по правилам проведения аукциона;
  1. прямой продажи Министерством финансов юридическим лицам на условиях, утвержденных этим Министерством;

3. их передачи или продажи  банкам для их последующей  реализации.

Учет всех размещенных облигаций производится на счетах депо в  депозитариях, определенных Национальным банком по согласованию с Министерством финансов.

Анализ приведенной структуры  показывает, что состояние финансовой системы затрагивает материальные интересы почти каждого члена  общества, влияет на экономический потенциал государства. От эффективной работы и надежности финансовой системы в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижении инфляции и в росте финансовой стабилизации.

На надежность финансовой системы оказывают влияние такие финансовые факторы, как денежно-кредитная политика центрального банка и размеры кредитной эмиссии; темпы инфляции и инфляционные ожидания; валютный курс и паритет покупательной способности национальной валюты; доходность различных секторов денежно-кредитной системы; емкость различных секторов денежно-кредитной системы; динамика процентных ставок на различных секторах денежно-кредитной системы; финансовое состояние банковской системы; ресурсная база денежно-кредитной системы.

Надежность финансовой системы помимо финансовых факторов обусловлена организационными факторами — степень развитости инфраструктуры финансовой системы, организационная структура и независимость центрального банка, степень саморегулирования и прозрачности финансовой системы. [16, с.57]

Итак, финансовая система Республики Беларусь включает две сферы финансовых отношений, каждая из которых является самостоятельным звеном в ее структуре. В целом взаимодействие этих звеньев  внутри системы, а также с элементами смежных систем влияет на надежность финансовой системы и экономическое развитие государства.

2. Общегосударственные финансы:  их роль и значение

Централизованные (общегосударственные) финансы Республики Беларусь включают в себя государственный бюджет; внебюджетные фонды, а именно Фонд социальной защиты населения; государственное страхование, осуществляемое предприятием “Белгосстрах”; государственный кредит.

Государственный бюджет. Ни один бюджет, каким бы совершенным он ни был, не может быть хорош для всех. Бюджет является отражением той экономической ситуации, которая сложилась в стране, - это компромисс между желаемым и возможным. В этом документе определено финансирование тех обязательств, которые взяло на себя государство.

Государственный бюджет, как основной финансовый план государства, определяет его доходы и расходы на конкретный период (на год). В процессе исполнения основного финансового плана государственный бюджет воплощается в централизованный фонд денежных средств государства.

В соответствии с Законом “О бюджете Республики Беларусь на 2005 год” республиканский бюджет утверждается по расходам в сумме 19166916005,0 тыс.рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18256916005,0 тыс.рублей.

Доходы республиканского бюджета на 2005 год формируются за счет:

  1. налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь;
  2. налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г.Минска, в размерах, предусмотренных статьей 7 Закона);
  3. акцизов на товары (за исключением акцизов на отдельные товары, отчисления по которым передаются в бюджеты областей и г.Минска частично, в размерах, предусмотренных статьей 7 Закона, и акцизов, полностью зачисляемых в бюджеты областей и г.Минска, в соответствии со статьей 8 Закона);
  4. налогов на доходы и прибыль юридических лиц (за исключением отчислений, передаваемых в бюджеты областей и г.Минска, в размерах, предусмотренных статьей 7 Закона);
  5. чрезвычайного налога для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  6. доходов от внешней торговли и внешнеэкономических операций;
  7. доходов свободных экономических зон;
  8. других обязательных платежей и иных поступлений.

Информация о работе Финансовая система РБ