Финансовая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:15, курсовая работа

Описание работы

Цель представленной курсовой работы – показать функционирование финансовой системы Беларуси и ее роль в развитии экономики страны.
К задачам этой работы следует отнести 1) охарактеризовать исследуемый объект как экономическую категорию; 2) рассмотреть структуру финансовой системы Республики Беларусь; 3) раскрыть значение отдельных ее элементов для экономики Беларуси; 4) выделить наиболее важные проблемы финансовой системы Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

Финансовая система РБ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Финансовая работа предприятий  в современных условиях приобретает  качественно новое содержание, что  связано с развитием рыночных отношений. Большое внимание должно уделяться финансовому менеджменту, который позволяет создать систему управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это приводит к достижению важнейших целей предприятия: обеспечение устойчивого финансового положения; получение прибыли; рост собственного капитала; удовлетворение общественных интересов. Организация финансового менеджмента является основной задачей финансовой службы предприятия.

Направления совершенствования финансовой работы на предприятиях:

  1. системный и постоянный анализ деятельности;
  2. использование лизинговых отношений с целью развития производства;
  3. оптимизация структуры имущества и источников его формирования;
  4. разработка и реализация финансовой программы развития, валютной, кредитной политики;
  5. усиление роли финансового планирования и контроля. [5, с.209]

Финансы предприятий состоят из двух подсфер:

  1. финансы предприятий материального производства;
  2. финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы.

В экономической литературе выделяют следующие принципы организации финансов предприятий материального производства: принцип оперативно-хозяйственной самостоятельности; принцип коммерческого расчета; принцип плановости; принцип разграничения оборотных средств на собственные и заемные; принцип обеспечения предприятия финансовыми резервами. [6, с.18]

В зависимости от отраслевой направленности в первой подсфере выделяют финансы  предприятий промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, строительства, торговли и др. Отраслевая специфика  влияет на состав и структуру материально-технической базы, длительность производственного цикла, особенности кругооборота средств, источники финансирования простого и расширенного воспроизводства, состав и структуру финансовых ресурсов, формирование финансовых резервов и др. фондов.

Таблица 1. Особенности  организации финансов в отраслях народного хозяйства 

Сельское хозяйство

Строительство

Транспорт

Торговля

Медленная оборачиваемость  оборотных средств из-за длительного  производственного цикла

Колебания в объеме оборотных  средств, длительный производственный цикл

В составе оборотных  средств основная доля приходится на запасные части и горюче-смазочные  материалы

В составе оборотных  средств значительное место занимают товарные запасы

Финансовые резервы  образуются как в денежной, так и натуральной формах

Финансирование осуществляется на основе сметной стоимости строительно-монтажных  работ

Большой удельный вес  ОПФ, в составе которых преобладает  подвижной состав

ОПФ характеризуются  сочетанием собственных и арендованных основных фондов

Большой удельный вес  внутреннего оборота (корма, семена)

В структуре оборотных  средств нет такого элемента, как  готовая продукция

Сочетание государственного регулирования и рыночных отношений

Основной показатель деятельности – товарооборот

Необходимость привлечения заемных средств

Особый порядок формирования прибыли

 

Особенности в исчислении некоторых показателей


Примечание. Литературный источник: [1, с.89], собственная разработка.

Под непроизводственной сферой принято понимать совокупность отраслей и видов деятельности, связанных с обслуживанием общегосударственных и социально-культурных потребностей общества и конкретных граждан. [7, с.107]

Особенности финансов непроизводственной сферы:

  1. Финансовые отношения, складывающиеся в непроизводственной сфере, есть результат распределения национального дохода, создаваемого в сфере материального производства.
  2. Источники формирования финансовых ресурсов у этих субъектов зависят, с одной стороны, от вида оказываемых услуг, с другой - от характера их предоставления.
  3. Преимущественным источником формирования финансовых ресурсов учреждений непроизводственной сферы является бюджет и внебюджетные фонды. Размер выделяемых на содержание учреждений непроизводственной сферы бюджетных средств зависит, прежде всего, от состояния самого бюджета.
  4. Отношения субъектов непроизводственной сферы сводятся в основном к отношениям с бюджетной системой, поскольку именно бюджет выступает основным источником финансирования расходов этих учреждений. У субъектов непроизводственной сферы, которые функционируют на условиях хозрасчета, они складываются по поводу уплаты налогов; у учреждений, которые финансируются из бюджета, такие отношения, как правило, односторонние: получение бюджетных дотаций. [7, с.108,109]

В данной подсфере можно выделить финансы образования, культуры и искусства, здравоохранения, науки, жилищно-коммунального хозяйства, общественных организаций и др. Остановимся на финансах образовательных учреждений, в частности вузов.

В настоящее время действует  большое количество негосударственных коммерческих институтов, услуги которых полностью платные и их доходы, следовательно, образуются за счет средств обучающихся. В свою очередь, финансовые ресурсы государственных вузов образуются за счет бюджетных ассигнований и внебюджетных средств, причем значение последних как источника финансирования деятельности вуза возрастает1.

В условиях дефицита бюджетных ресурсов их расходование должно осуществляться с учетом приоритетных направлений  развития сферы образования, на финансирование целевых образовательных программ государства, выдачу целевых субсидий учебным заведениям. В целом, одним из основных недостатков сложившейся в настоящее время системы организации финансов образовательной сферы является отсутствие четких границ законных прав государства и суверенных прав учебного заведения в распоряжении финансовыми ресурсами. [8, с.19]

В соответствии со ст. 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь, выделяют две формы собственности: государственная  и частная. Поэтому в зависимости  от формы собственности правомерно выделить финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и частной формах собственности.

Посредством финансов государственных предприятий государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях. Государственные предприятия имеют закрепленные за ними основные и оборотные фонды, находятся на самостоятельной смете и осуществляют регламентированные законом взаимоотношения с государственным бюджетом. Государственные предприятия могут получать средства отраслевых инновационных фондов, государственных внебюджетных фондов и ассигнования из бюджета. В зависимости от типа предприятий они обладают различной степенью автономности, производственной и финансовой самостоятельности. [9, с.7]

С 80-х гг. в мировой практике роль государственного сектора падает. Это  вызвано необходимостью повышения  финансовой эффективности субъектов  хозяйствования, находившихся в государственной  собственности, поиском более интенсивных методов хозяйствования и управления ими.

Финансы частных предприятий материализуются в виде денежного капитала, различных денежных фондов предприятия. Так как деятельность предприятий осуществляется на основе индивидуального кругооборота капитала, эти денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Однако государство имеет непосредственные взаимоотношения с финансами частных предприятий. Они выражаются в виде взимания платежей в государственный бюджет, формирование амортизационного фонда, регламентации кредитных отношений, предоставления государственных субсидий.

Основными составляющими  формирования негосударственного сектора  в республике стали:

- разгосударствление  и приватизация государственной собственности;

- создание новых предприятий  за счет средств физических  и юридических лиц;

- иностранные инвестиции.

Можно выделить ряд проблем, препятствующих эффективному развитию предпринимательства в республике на современном этапе:

1. Неоправданно сложный процесс регистрации малых предприятий.

2. Отсутствие четких правовых норм, определяющих порядок лицензирования.

3. Контрольно-ревизионные  функции в отношении малых предприятий осуществляют несколько десятков органов. Проверки носят бессистемный характер. Не налажен процесс обмена данными между контрольными органами. Ответственность контрольных органов, их должностных лиц и других работников за допускаемые нарушения, как правило, устанавливается нечетко.

4. Нехватка производственных  площадей. Рынок недвижимости в значительной мере монополизирован. Владельцы собственности (крупные промышленные предприятия и государство), как правило, диктуют неблагоприятные для арендатора условия.

5. Рынок средств производства  характеризуется следующей ситуацией: нет недостатка в предложении самого современного оборудования, недостаточно средств на его приобретение.

6. На рынке финансов  основными препятствиями расширения  банковского кредитования предпринимателей  являются:

    • экономическая невыгодность для банков заниматься малыми кредитными проектами;
    • осторожность банков в этом вопросе связана с проводимой компанией по силовому взысканию невозвращенных валютных кредитов;
    • сокращение ресурсов банков за счет выполнения ими обязательных указаний со стороны государства по кредитованию приоритетных государственных программ;
    • отсутствие системы выдачи государственных гарантий малому и среднему бизнесу;
    • уменьшение кредитных ресурсов за счет их «замораживания» в проблемных кредитах.

7. Рынок труда характеризуется  серьезными региональными и отраслевыми диспропорциями.

8. Несовершенство налогового  законодательства.

9. Проблема ценообразования  связана с тем, что государство  устанавливает предельные индексы  цен, не учитывая действия объективных  экономических законов, регулирует  лимиты отнесения на себестоимость информационных, рекламных и некоторых других услуг. [10, с.24-25]

Необходимо понимать, что негосударственные предпринимательские  структуры приносят только благо  государству, а именно:

    • дополнительные доходы бюджетам;
    • выпуск значительного дополнительного объема товаров и услуг;
    • сотни тысяч рабочих мест;
    • ускорение научно-технических инноваций, обновление технологии;
    • ужесточение конкуренции;
    • возможность проявления таланта в условиях самостоятельности и самообеспечения.

По организационно-правовому признаку выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. В целом, тип предприятия влияет на порядок формирования уставного фонда (капитала), распределение и использование прибыли, взаимоотношения с бюджетом и на другие стороны управления финансами.

К коммерческим юридическим лицам Гражданский кодекс Республики Беларусь относит: 1) хозяйственные товарищества: полное или коммандитное товарищество; 2) хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество (открытое или закрытое); 3) производственный кооператив (артель); 4) унитарное предприятие (государственное или частное).

К некоммерческим юридическим лицам относятся 1) потребительский кооператив; 2) религиозные и общественные организации; 3) благотворительные фонды; 4) учреждения; 5) ассоциации и союзы, то есть объединения юридических лиц.

Особенности некоммерческих организаций  состоят, прежде всего, в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Целью деятельности такой организации не является извлечение прибыли, в отличие от коммерческой организации. Они создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных и других целей. Осуществляемая ими предпринимательская деятельность должна способствовать реализации основной цели их деятельности.

Источниками формирования денежных средств в некоммерческих организациях являются: поступления (регулярные и единовременные) от учредителей; добровольные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не закрепленные законом поступления. [11, с.381]

1.2.ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ФИНАНСЫ

Общегосударственные финансы, как второе звено финансовой системы, органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой – общегосударственные финансы участвуют в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами; посредством заключения страховых договоров с предприятиями осуществляется страхование предпринимательских рисков.

Общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств.

Государственный бюджет – основное звено централизованных финансов. По материальному содержанию госбюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства.

Государственный бюджет имеет четыре основных признака:

  1. это политический инструмент, посредством которого ограниченные ресурсы общества распределяются между экономической и социальной сферами;
  2. это инструмент управления и администрирования. Органы управления используют бюджет для финансирования государственных программ, определения размеров выделяемых на них средств;
  3. это экономический инструмент, способствующий экономическому росту и развитию. На государственном и региональном уровнях бюджет выступает в роли распределителя доходов, стимулирования экономики, достижения полной занятости, ограничения инфляции;
  4. это инструмент учета, посредством которого проверяется, насколько аппарат управления осуществляет контроль над расходами и доходами. [12, с.19]

Информация о работе Финансовая система РБ